Урок-игра по литературе Жизнь и творчество Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»

Цели: расширить сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова,

развивать мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности,

создать эмоциональный подъём в процессе игры,

формировать навыки работы в группах, в жюри.

Планируемые результаты (навыки и умения):

Предметные: знать сведения о жизни и творчестве поэта.

Личностные: формировать мотивацию к учению.

Регулятивные: самостоятельно применять знания в игровой ситуации, контролировать

время и управлять им., осуществлять рефлексию.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск нужных сведений.

Коммуникативные: приходить к общему решению в совместной деятельности,

эффективно сотрудничать.

Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ.

Методы: групповой, метод познавательной игры, дискуссия, метод

стимулирования и мотивации, приём создания успеха.

Ход урока:

  1. Целеполагание.

Сегодня перед нами пройдут «мгновенья» жизни великого поэта. Всем, кто желал принять активное участие в нашей игре, пришлось самостоятельно многое узнать, отыскать в специальной литературе материал. Какими источниками вы пользовались? Какие цели и задачи ставите сегодня перед собой?

  1. Установка на игру. Активизация мыслительной деятельности и воображения.

3. Определение игровых правил:

- организуйте работу своей группы, распределите обязанности (4 группы по 5 человек: организатор, секретарь, контролёр, оратор, наблюдатель),

- внимательно выслушивайте мнение товарищей,

- будьте доброжелательными,

- быстро реагируйте на вопрос,

- ответ давайте на листке контроля,

- не подслушивайте соседей,

-представляйте результаты жюри, которое фиксирует баллы (за правильный -1б.).

4. Знакомство с компонентами игры.

Литературная игра состоит из четырёх туров, в презентации представлены вопросы и варианты ответа. На экране вы увидите материал, иллюстрирующий задания. Желаю успехов, удачи!

5. Ход игры:

Первый тур: Лермонтовские места

  • Петербург

  • Машук

  • Тарханы

  • Москва

  • Мелроз

1) Здесь в XIII веке стоял замок, где жил Томас Лермонт, прорицатель и поэт. Конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя в лес за двумя белыми оленями, посланными за ним из царства фей. По легенде, он был дальним предком Лермонтовых. Откуда пошли корни древнего рода Лермонтовых? (ответ 5)

2) С этим городом были связаны многие надежды. Лермонтов поступает в университет, где принимает самое активное участие в литературных трудах товарищей. Где же учился Лермонтов? (ответ 4)

3) Это место он любил с самого детства всей душой. О нём он чаще всего упоминает в своих произведениях и рисунках акварелью, маслом, углем. Здесь должна была успокоиться мятежная душа поэта. (ответ 3)

Второй тур: Современники Лермонтова

  • Столыпин

  • Хан Гирей

  • Белинский

  • Раевский

  • Глебов

1) Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но высоко ценил его. После смерти поэта под влиянием горя и негодования он пишет стихи: «Погиб поэт! - невольник чести -Пал, оклеветанный молвой…» Стихотворение за два дня разнеслось по всему Петербургу . Николай I, прочитав его, будто бы сказал: «Этот чего доброго заменит России Пушкина». А узнали эти стихи благодаря другу Лермонтова, который переписал и распространил стихи. Оба были арестованы: Лермонтова отправили на Кавказ, друга в Петрозаводск. Кто этот друг? (ответ

2) Он был троюродным братом Лермонтова. Именно благодаря ему мы узнаём о всевозможных талантах будущего поэта. Лермонтов рисовал акварелью, лепил из воска целые картины, выучил английский язык по Байрону; французским и немецким владел, как русским; ещё в детстве сочинял прозу. Чьи эти воспоминания? (ответ 2)

3) Они были уроженцами одних мест, но с детства друг друга не знали. Познакомились на Кавказе со ссоры: Лермонтов назвал его недоучившимся фанфароном. Другой произнёс: «Вот важность- написать несколько удачных стихотворений. От этого не станешь поэтом и не перестанешь быть пошляком». Так встретились и разошлись эти две замечательные личности. Через несколько лет они глубоко уважали друг друга. Второй посвятил Лермонтову цикл статей. Кто это? (ответ 3)

Третий тур: Женщины Лермонтова

  • Лермонтова

  • Иванова

  • Лопухина

  • Сушкова

  • Арсеньева

1) Ещё в 1830 г. появилось стихотворение: «Любил сначала жизни я угрюмое уединение». Ей он посвятил целый цикл стихотворений с 1830 по 1832 г. Он надеялся на взаимное чувство, но встретил непонимание и холодность. Произошёл разрыв, который придал его стихотворениям мрачный характер. Возникают мотивы неверия в прочности женских чувств. Кто эта женщина?

2) Он страстно влюблён в неё. Она умная, прелестная, восхитительная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая. Добрейшее создание. До самой смерти он сохранил любовь к ней. Её черты мы находим в княгине Мери и Вере из «Героя нашего времени». Но он так и не женился на ней: «Я люблю и страшусь быть взаимно любимым». Это был какой-то врождённый страх к браку. Кто она?

3) Она обладала прямым, решительным характером, часто бала деспотична, за что её прозвали Марфой Посадницей. Но с Лермонтовым она была нежна, не могла им надышаться. Могла в каждую секунду броситься на помощь и посвятить ему всю жизнь. Угадайте, кто это?

Четвертый тур: Книги Лермонтова

  • «Песня про …купца Калашникова»

  • «Мцыри»

  • «Демон»

  • «Маскарад»

  • «Бородино»

1) В основу этого произведения положен библейский миф о духе зла, восставшем против Бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая. Эта библейская легенда нашла отражение в произведениях западной литературы: в «Потерянном рае» Мильтона, «Каине» Байрона, «Фаусте» Гёте, и у Пушкина в одноимённом произведении. Назовите эту поэму?

2) Это произведение сохранило все атрибуты былинной манеры, старые формы народной лексики, постоянные эпитеты, сравнительные обороты, повторы, фразовые параллели. Белинский увидел в нём кровное родство поэта с духом народности своего отечества. Это произведение …

3) Две художественные детали, которые стали своеобразной причиной человеческой трагедии. Из какого произведения эти детали? Какие?

Рефлексия.

Промежуточная: после каждого тура подводится итог. Финальная: Каким было ваше игровое состояние? (Наличие переживаний, активизация воображения, эмоциональное отношение к действительности, элемент соревновательности, творческая атмосфера, ситуация выбора).

- Каков ваш групповой и индивидуальный результат? (Выиграл, получил удовольствие, заинтересовался, захотел создать свою игру, придумать электронную версию)

Подведение итогов. Работа жюри. Призы.

Презентация размещена по адресу: gimnaziya-2.rulbxtcrfz

Методическая работа, Туисова

© 2010-2022