Авторская программа факультативного курса Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»





Рабочая программа

факультативного курса

«Итоговое сочинение по литературе в 11 классе»

Сазоновой Лидии Петровны

1квалификационная категория

По предмету литература_____________________________________

Класс ___11___________________________________________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Количество часов по программе ___17__________________







2015- 2016 учебный год

г.о. Саранск

Содержание программы

I. Пояснительная записка:

  1. актуальность, новизна курса;

  2. цели, задачи курса;

  3. формы и методы работы;

  4. место предмета в базисном учебном плане;

  5. ценностные ориентиры содержания курса;

  6. результаты освоения курса;

  7. материальная база.

II. Содержание курса.

III. Календарно-тематическое планирование.

IV. Литература и интернет-источники.







Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08; «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).

Сочинение уже более двухсот лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На несколько лет эта форма проверки уровня знаний учащихся была исключена из практики, оставшись только в формате сочинения ЕГЭ по русскому языку.

В 2014-2015 учебном году выпускники российских школ написали итоговое сочинение. Сочинение вернулось в школу после поручения президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному собранию в 2014 году. "Обеспечить, начиная с 2014-2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами Единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования", - говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.

Проводится сочинение в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604).

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.

Актуальность данного курса обусловлена новым форматом итогового сочинения и тем, что предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Новизна данного факультативного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Цель курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Задачи курса:

  • развитие коммуникативно-речевой культуры;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • развитие ассоциативного мышления учащихся.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием темы, при анализе готового текста; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Место предмета в базисном учебном плане

Курс факультатива «Итоговое сочинение по литературе в 11 классе» проводится в 11 классе и составляет 17 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.

Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации.

Планируемые результаты:

Ученики смогут

  • читать тему сочинения (тема, рема, ключевые слова, проблематика, идея);

  • раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения;

  • составлять модель небольшого литературно-критического текста;

  • определять узловые вопросы при проведении сопоставительного анализа произведений (на одну тему, на разные темы, но с одной ярко выраженной идеей);

  • выявлять «вечные», жизненно важные нравственные ценности в произведениях разных эпох;

  • овладеть определенным алгоритмом в написании сочинения;

  • научиться бережному, внимательному и уважительному отношению к слову.

Материальное обеспечение курса:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • медиапроектор;

  • таблицы.


Cодержание курса

Вступительное занятие - 1час

Ознакомление учащихся с Посланием Президента РФ, Приказом Минобрнауки РФ , целями и задачами проведения сочинения, критериями оценивания, целями и задачами курса, направлениями тем в текущем году.

Анализ формулировки темы сочинения - 2часа

Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица, ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из

них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок тем.

Композиция сочинения- 1час

Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Построение композиции сочинения по принципу доказательства теоремы.

Основная мысль (идея) сочинения - 1 час + 1 практикум.

Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке

проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме.

Анализ образцов и написание собственных работ.

Тезис - 1час + 1 практикум.

Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении.

Написание тезисов к заданным темам.

Аргументы - 1 час + 2 часа практикум.

Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы

сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение

проблемы с опорой на выбранный материал.

Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.

Типы вступления - 1час + 1 практикум.

Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое.

Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.

Заключительная часть сочинения - 1 час + 1 час практикум.

Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения.
Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.

Итоговая работа - 2 часа

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

По плану

фактически

1.

Вступительное занятие

1

2-3

Анализ формулировки темы сочинения.

2

4.

Композиция сочинения

1

5.

Основная мысль (идея) сочинения

1

6.

Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ

1

7.

Тезис.

1

8.

Практикум. Написание тезисов к заданным темам.

1

9.

Аргументы.

1

10.

Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы.

1

11.

Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.

1

12.

Типы вступления.

1

13.

Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.

1

14.

Заключительная часть сочинения.

1

15.

Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.

1

16-17.

Итоговая работа. Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям.

2



Список литературы

  1. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич.

Издательство «Легион» Русский язык. Литература, 2015

  1. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! / Л.И. Мальцева. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015

  2. Пименова В. «Сочинение как творческий вид работы. Из опыта учителя.»Библиотечка «Первого сентября». Серия «Литература». Выпуск 5(17) М 2007

  3. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015

  4. Серия "Учимся с «Просвещением»"/"«Просвещение» - учителю".

  5. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к

сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам.

Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ,Астрель, Москва, 2008

  1. Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11 классы». Пособие издательства «Дрофа» 2015

  2. Сочинение? Легко! 10-11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. - М. : Просвещение, 2015.

  3. Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе» «Русский язык в школе» № 2 за 2015 год.

  4. Чумакевич Э.В. «Сочинения на отлично! Русская литература. 9-11 классы».

  5. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое пособие для учителей)

Интернет-ресурсы:

: sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;

russkiy-na-5.ru;

lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html;

sochinenie.wikivote.ru;

mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332


8


© 2010-2022