- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Авторская программа факультативного курса Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Авторская программа факультативного курса Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сазонова Л.П. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Рабочая программа
факультативного курса
«Итоговое сочинение по литературе в 11 классе»
Сазоновой Лидии Петровны
1квалификационная категория
По предмету литература_____________________________________
Класс ___11___________________________________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Количество часов по программе ___17__________________
2015- 2016 учебный год
г.о. Саранск
Содержание программы
I. Пояснительная записка:
-
актуальность, новизна курса;
-
цели, задачи курса;
-
формы и методы работы;
-
место предмета в базисном учебном плане;
-
ценностные ориентиры содержания курса;
-
результаты освоения курса;
-
материальная база.
II. Содержание курса.
III. Календарно-тематическое планирование.
IV. Литература и интернет-источники.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08; «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
Сочинение уже более двухсот лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На несколько лет эта форма проверки уровня знаний учащихся была исключена из практики, оставшись только в формате сочинения ЕГЭ по русскому языку.
В 2014-2015 учебном году выпускники российских школ написали итоговое сочинение. Сочинение вернулось в школу после поручения президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному собранию в 2014 году. "Обеспечить, начиная с 2014-2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами Единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования", - говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.
Проводится сочинение в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604).
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.
Актуальность данного курса обусловлена новым форматом итогового сочинения и тем, что предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Новизна данного факультативного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Цель курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Задачи курса:
-
развитие коммуникативно-речевой культуры;
-
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
-
обучение анализу текста, его интерпретации;
-
формирование языковой и лингвистической компетенций;
-
формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
-
развитие ассоциативного мышления учащихся.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием темы, при анализе готового текста; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс факультатива «Итоговое сочинение по литературе в 11 классе» проводится в 11 классе и составляет 17 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.
Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации.
Планируемые результаты:
Ученики смогут
-
читать тему сочинения (тема, рема, ключевые слова, проблематика, идея);
-
раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения;
-
составлять модель небольшого литературно-критического текста;
-
определять узловые вопросы при проведении сопоставительного анализа произведений (на одну тему, на разные темы, но с одной ярко выраженной идеей);
-
выявлять «вечные», жизненно важные нравственные ценности в произведениях разных эпох;
-
овладеть определенным алгоритмом в написании сочинения;
-
научиться бережному, внимательному и уважительному отношению к слову.
Материальное обеспечение курса:
-
компьютер;
-
интерактивная доска;
-
медиапроектор;
-
таблицы.
Cодержание курса
Вступительное занятие - 1час
Ознакомление учащихся с Посланием Президента РФ, Приказом Минобрнауки РФ , целями и задачами проведения сочинения, критериями оценивания, целями и задачами курса, направлениями тем в текущем году.
Анализ формулировки темы сочинения - 2часа
Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица, ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из
них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок тем.
Композиция сочинения- 1час
Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Построение композиции сочинения по принципу доказательства теоремы.
Основная мысль (идея) сочинения - 1 час + 1 практикум.
Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке
проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме.
Анализ образцов и написание собственных работ.
Тезис - 1час + 1 практикум.
Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении.
Написание тезисов к заданным темам.
Аргументы - 1 час + 2 часа практикум.
Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы
сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение
проблемы с опорой на выбранный материал.
Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.
Типы вступления - 1час + 1 практикум.
Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое.
Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
Заключительная часть сочинения - 1 час + 1 час практикум.
Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения.
Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.
Итоговая работа - 2 часа
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
По плану
фактически
1.
Вступительное занятие
1
2-3
Анализ формулировки темы сочинения.
2
4.
Композиция сочинения
1
5.
Основная мысль (идея) сочинения
1
6.
Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ
1
7.
Тезис.
1
8.
Практикум. Написание тезисов к заданным темам.
1
9.
Аргументы.
1
10.
Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы.
1
11.
Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.
1
12.
Типы вступления.
1
13.
Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
1
14.
Заключительная часть сочинения.
1
15.
Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.
1
16-17.
Итоговая работа. Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям.
2
Список литературы
-
Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич.
Издательство «Легион» Русский язык. Литература, 2015
-
Итоговое сочинение. Трудно? Легко! / Л.И. Мальцева. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015
-
Пименова В. «Сочинение как творческий вид работы. Из опыта учителя.»Библиотечка «Первого сентября». Серия «Литература». Выпуск 5(17) М 2007
-
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015
-
Серия "Учимся с «Просвещением»"/"«Просвещение» - учителю".
-
Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к
сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам.
Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ,Астрель, Москва, 2008
-
Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11 классы». Пособие издательства «Дрофа» 2015
-
Сочинение? Легко! 10-11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. - М. : Просвещение, 2015.
-
Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе» «Русский язык в школе» № 2 за 2015 год.
-
Чумакевич Э.В. «Сочинения на отлично! Русская литература. 9-11 классы».
-
Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое пособие для учителей)
Интернет-ресурсы:
: sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;
russkiy-na-5.ru;
lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html;
sochinenie.wikivote.ru;
mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332
8