Конспект урока по литературе в 6 классе. Тема: Н. А. Некрасов. Железная дорога

Цель:  Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею. Задачи: Образовательные:  Научить анализировать прочитанное:              - определять тему и идею произведения;              - выделять композиционные части;              -  видеть средства художественной выразительности в тексте.                                    Повторить пройденное. Развивающие:  Развить умения и навыки анализа художественного текста,    речь учащихся, навыки самостоятельной работы. Воспитател...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Наумовская основная общеобразовательная школа

Арзамасский район, Нижегородская область.


Конспект урока литературы

в 6 классе.

Тема: «Н.А.Некрасов.

Стихотворение « Железная дорога».




Работу выполнила:

Учитель русского языка и

Литературы 1 категории

МБОУ Наумовская ООШ

Галкина Вера Владимировна.





2014г.

Конспект урока литературы в 6классе.

Тема урока: Н.А.Некрасов.

Стихотворение « Железная дорога».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Задачи:

Образовательные: Научить анализировать прочитанное:

- определять тему и идею произведения;

- выделять композиционные части;

- видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока:

1 этап - организационный

- приветствие

- проверка готовности к уроку

- организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

- проверка домашнего задания

- актуализация ранее полученных знаний

- постановка учебной цели.

3 этап - обучающий

- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

- тестирование

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап.

Орг.

Момент.

2 этап.

Подготовка к усвоению

заданий

Слово учителя





Объявление

темы и цели урока


Интервью


3 этап

Обучающий.

Работа по содержанию текста

Работа со словом





1 часть



Лингвист.

Анализ

Текста







Вывод


2 часть




Самосто-ятельная работа с

текстом



Вывод


Физкульт. Минутка.


3 часть



4 часть





Итог работы над стихотво-

рением:



Тема


Идея






4 этап

Контроль

Усвоенного

Материала

5 этап

Итоги.

Дом. задание

-Здравствуйте! Садитесь.

Итак, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Все ли готовы к уроку?

Проверим домашнее задание

К доске: 1.Определить из какого произведения отрывок и его размер.

2. Рассказать о Николае Алексеевиче Некрасове.

Изучая творчество Н.А.Некрасова в нач. классах, в 5 кл., вы познакомились уже с многими произведениями поэта. Это стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др. И я рада, что вы их сегодня вспомнили.

Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

Откройте тетради и запишите тему: Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Но вначале я бы хотела взять у вас интервью.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?


Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?


Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен?

-Что обычно в качестве эпиграфа?

- А что у нас?

- Как вы считаете, чем его значение?

- Какова его роль?


-Как построено стихотворение?

- Сколько частей выделяет автор?

-Внимательно прослушаем 1часть.

( чтение 1части наизусть)

Спасибо. Оценка.

- Что представляет собой 1 часть?

Запишем в тетрадь:

1 часть. Осенний пейзаж.

-Каким настроением он проникнут?

-Какова лексика 1-й части?

- С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?

- Какие средства вы знаете?

Давайте найдем их в тексте.



-Определите размер.

-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы?

-Какой можно сделать вывод?

- Что хочет сказать нам поэт?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе.

-Что можно сказать о построении 2ч?

- С чего начинает автор?



- Можно ли ее разделить?

-Проследите за мыслью автора и составьте свой план 2 части.

Проверим, сравним с доской и внесем исправления.

-К какому выводу подводит нас поэт?

-Кто истинный строитель дороги?

Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.

Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика уважать.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем:

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Читаем 3 часть.

-Что мы слышим здесь?

Записываем

3 часть

Мнение генерала: народ - варвар

4 часть. Окончание работ.

« Светлая сторона» жизни.

- Каков заработок?

- Как ведут себя мужики?

Вот вам и «светлая сторона» жизни.

- Каково авторское отношение к изображаемому?


Подведем итог:О чем стихотворение?

Стих «Железная дорога»

План:

1.Осенний пейзаж

2. «Правда» поэта.

- царь- голод

- песнь мертвецов

- белорус

-мысли о будущем народа

3. Мнение генерала «народ- варвар»

4 «Светлая сторона» жизни.

Определим главную тему произведения

(Самостоятельно)

Тема: родины и судьбы народа- труженика.

-Что хотел автор сказать этим произведением? Что мы пытались выяснить на протяжении урока?

-Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги

Народ- труженик.

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все - и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»

Тесты.

Взаимопроверка

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Каких результатов достигли?

Выучить наизусть отрывок из ч.2 последние 3 строфы.

1.Отрывок из стих. «На Волге»

- - - - - - - -

- - - - - - - - 4-х ст. ямб

2. Отрывок и стих. «Не сжата полоска одна»

- - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - 3-х ст. дактиль





Запись темы урока



Уч-ся делятся впечатлениями.



С эпиграфа.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения.

Стихотворение является откликом на разговор в вагоне.

-Кто строил дорогу?

Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

4 части.

Ученик читает наизусть.

Это пейзаж, изображение осенней природы.

Настроением бодрости, ясности, покоя.

Лексика создает радостное настроение.

Эпитеты - усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный

Безобразье в природе

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия - на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным

- - - - - - - - - - -

3-х ст. дактиль.

- Он любит свою Родину- Русь.

- Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.



Чтение 2 части.

Диалог генерала с сыном опущен, он перенесен в эпиграф.

Возражая генералу, поэт просит разрешения показать Ване правду. Показать, а не рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать - значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.


2 часть. « Правда» поэта».

А) Царь-голод

Б) Песнь мертвецов

В) Белорус

Г) Мысли о будущем

Простой народ- труженик.



Свисток паровоза развеивает сон Вани, и мы слышим мнение генерала. Для него народ- варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков.

Окончание работ:

Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у канторы…

Ничего, еще должны остались.

Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил и ….. закричали ура!

Остается безрадостное, тягостное впечатление


О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе


Родина и народ- труженик


Автор пытается разрешить:

Кто истинный строитель дороги?



Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.



Ответы:

1-3

2-2

3-1

4-4

5-2


Приложение 1

Н.Некрасов. «Железная дорога»

Тесты

1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился

2) захохотал

3) возмутился



© 2010-2022