- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка на тему: «Образование сложных существительных путем сложения»
Конспект урока русского языка на тему: «Образование сложных существительных путем сложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филатова Д.А. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка на тему «Образование сложных существительных»
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, изучение нового материала, контроль знаний).
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, компьютерная, групповая, игровая, здоровьесберегающая.
Цель: познакомить учащихся с новым способом образования имен существительных и систематизировать их знания по теме «Словообразование имен существительных».
Задачи:
Обучающие: создать условия для расширения кругозора учащихся, познакомить с правилами написания сложных существительных; повторить правописание орфограммы «Не с существительными»;
Развивающие: развивать умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); доказывать свою точку зрения, развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), орфографическую зоркость.
Воспитательные: формировать интерес к языку, слову; культуру общения, умение работать в паре, группе; самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: компьютер и проектор; презентация учителя, учебник, сигнальные карточки, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
- Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
2. Проверка (частичная) выполнения домашнего задания. Опрос (фронтальный). Работа с сигнальными карточками (5 мин.)
- Ребята! На прошлом уроке мы завершили изучение орфограммы «Не с существительными». Вспомним это правило.
- Когда НЕ с именами существительными пишется слитно?
- Когда раздельно?
- В домашнем задании вам нужно было не просто правильно написать существительные с НЕ, но и объяснить смыл пословиц, в которых такие слова встретились.
- Теперь поработаем с сигнальными карточками. Я называю слова на данное правило, а вы поднимаете карточку «слитно» или «раздельно».
Неправда (ложь); не друг, а всего лишь товарищ; невежда; невнимательность (рассеянность); негодование; недовольство (досада); вовсе не помощник; не пером пишут - умом; не счастье, а горе; необходимость; недостаток (изъян, дефект); незнайка (глупец).
3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
- Каким способом образованы слова, правописание которых мы сейчас закрепляли? (Приставочным).
- А какие еще способы часто используется для образования новых слов и имен существительных в частности? (Суффиксальный, приставочно-суффиксальный). (Слайд 1)
- Приведите примеры таких слов. (Дети приводят примеры)
Но процесс образования новых слов не ограничивается только этими тремя способами. Давайте рассмотрим опорный материал (слайд 2) и выясним, как образовались данные слова.
1)благодарность, землемер
2) авиапочта, пол-Москвы, полчашки
- Что объединяет все эти слова? (Они образовались при помощи сложения).
- Какими способами могут еще образовываться имена существительные? (При помощи сложения основ, сложения части слова с целым словом). (Слайд 3).
- Попытаемся обозначить тему нашего сегодняшнего урока. (Образование существительных путем сложения. Образование сложных существительных). (Слайд 4).
- Запишите в тетради число, «классная работа» и тему нашего урока.
4. Усвоение новых знаний (17 мин.)
- Посмотрим, как же работает механизм сложения при образовании разных существительных.
а) Из данных словосочетаний образуйте сложные существительные (слайд 5), выделите в них корни и сделайте вывод об их правописании. (1 ученик у доски) (В образовании сложных существительных участвуют соединительные гласные о-е). Сравните свой вывод с учебником (с. 54)
ходить по Луне
любить книгу
варить кашу
ловить мышей
косить газон
б) Работа в группах. Вспомните и запишите сложные существительные со значениями: «предметы домашнего обихода», «профессии», «транспортные средства». (Раздаю карточки со значениями).
в) Как много слов образовано в русском языке путем сложения основ. Во всех словах, которые вы придумали есть соединительные гласные о или е.
А теперь посмотрите на данный ряд слов (слайд 6) и подумайте, есть ли в них соединительная гласная? Составьте с двумя словами предложения и запишите их в тетрадь.
авиадиспетчер
авторучка
метеостанция
мультиварка
телеведущий
(В этих словах происходит сложение части слова с целым словом).
5. Физминутка (1 мин.) (слайд 7)
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - соседу улыбнуться.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
г) Мы разобрали два варианта образования существительных путем сложения. Когда мы изучали опорный материал, то отметили в нем слова, в которых наблюдается сложение с усеченным корнем пол-.
Понаблюдаем за данными словами и попробуем сделать вывод о правописании таких слов (слайд 8). Для формулирования вывода используйте материал упр. 141.
6. Закрепление знаний (10 мин.)
а) Упражнение 142 (ученики по цепочке выходят к доске)
б)Игра «Четвертый лишний» (Слайды 9-12)
-
чтец, жилец, певец, спец
-
паровоз, авиабомба, автопилот, телефон
-
сыроварение, землетрясение, диван-кровать, самолетостроение
-
полмесяца, полотенце, полдыни, полведра
7. Подведение итогов урока и рефлексия (3 мин.)
- С каким способом образования имен существительных мы с вами сегодня познакомились? (Сложение).
- О каких видах сложения вы узнали?
- С какими орфограммами познакомились на уроке?
- А как бы вы сами оценили свою работу на уроке?
- Закончите высказывание (слайд 13)
Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…
Было интересно… Я научился… Я смог…
8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (1 мин.) (Слайд 14).
- Творческое задание: составить словарный диктант с изученными сегодня орфограммами (15-20 словосочетаний).
- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.
4