Внеклассное мероприятие К Баратынскому – через Александра Островского, Ивана Бунина, Станислава Ростоцкого

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской конкурс методических разработок внеклассных мероприятий

о жизни и творчестве поэтов-земляков XIX века «Слово и судьба», посвященный Году литературы


МАОУ «Лицей №29» г.Тамбова



К Баратынскому - через Александра Островского, Ивана Бунина, Станислава Ростоцкого



Автор: Маслова Марина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы





Тамбов, 2015

Цель:

изучить три произведения Баратынского в контексте отдельных явлений культуры ХХ века.

Задачи:

- формировать умение сотрудничать в группах;

- учить сопоставлению различных интерпретаций одного текста;

- совершенствовать навыки понимания языка поэзии и прозы, языка кино;

- воспитывать чувство прекрасного.

Форма проведения мероприятия: работа в творческих группах.

Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.

Оборудование:

элементы костюмов Бубиньки, садовника, священника, дяди-адмирала, взрослого Баратынского, Пушкина (для интермедий);

фрагмент фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника» «В актовом зале»;

фрагмент фильма Э.Рязанова «Жестокий романс» «На званом обеде у Карандышева»;

видеозапись беседы Иосифа Бродского с Евгением Рейном о Баратынском;

элегии Баратынского «Запустение», «Признание», «Разуверение»;

рассказ Бунина «Несрочная весна»;

стихотворение Ахмадулиной «Прощание».

План-конспект мероприятия

  1. Строки из элегии Баратынского «Запустение» в рассказе Бунина «Несрочная весна» (1923).

Интермедия 1

Действующие лица:

Бубинька (маленький Евгений Баратынский). Почему наше имение называется Мара?

Садовник. Имя Мара означает овраг.

Дядя Богдан (остро щуря дальнозоркие адмиральские глаза). Мара …гм, Мара... Ежели брать по созвучью, то весьма родственно италийскому il mare.

Отец Василий. Слово сие многомысленное. Можно толковать и как туман, марево, и как оморок, сон, и как блазн - обаяние, можно сказать...

Бубинька. Как хорошо, как чудесно! И овраг, и море, и сон...

Вопросы и задания для творческой группы 1

  1. Прочитайте рассказ И.Бунина «Несрочная весна».

  2. Найдите элегию Е.Баратынского, к которой обращается Бунин в своем рассказе.

  3. Сравните композицию элегии с композицией рассказа. Можно ли утверждать, что структурные различия связаны с разным идейным смыслом произведений?

  4. .Какое слово является последним в элегии? Какое слово из элегии последним цитируется в тексте рассказа? Как этот интерпретационный ход воздействует на понимание идеи элегии?

  5. Что вкладывают в образ «несрочная весна» Баратынский и Бунин?

Возможные выводы

Баратынский

«Запустение»

Бунин

«Несрочная весна»

Путь лирического героя Баратынского

к мысли о вечной жизни выражен в линейной композиции.

Баратынский изображает особую страну, в которой остановилось или, вернее, отсутствует время. Речь идет не о пространстве по ту сторону смерти, а о стране, где смерти нет.

Стихотворение заканчивается словом «встречу». В этой элегии воплощается глубокая вера в

воскресение мертвых и жизнь будущего века. Путь лирического героя может быть выражен словами из «Последней битвы» К.Льюиса: «Дальше вверх и дальше вглубь!» Выбор композиции элегии, как видим, не случаен.

Путь рассказчика в бунинском произведении

к «невыразимо странному впечатлению» и его анализу выражен в кольцевой композиции

В бунинской интерпретации последним цитируется слово «убедительно». По правилам цитации оно заключено в кавычки. Но кавычки выражают и некое недоверие к смыслу цитируемого слова. По Баратынскому, эта страна, в которой ему обещана встреча с отцом, существует. По Бунину, отблеском рая на земле являются воспоминания и поэзия, к которым человек может возвращаться в течение жизни (чем и обусловлена кольцевая композиция рассказа). Самого же рая нет.


  1. Стихотворение Баратынского «Признание» в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968).

Интермедия 2

Евгений Баратынский с пером в руке перечитывает свое письмо Пушкину.

Давно бы я писал к тебе, милый Пушкин, ежели бы знал твой адрес и ежели бы не поздно пришла мне самая простая мысль написать: Пушкину в Петербург. Я бы это, наверно, сделал, ежели б отъезжающий Вяземский не доставил мне случай писать к тебе - при сей верной оказии. В моем тамбовском уединении я очень о тебе беспокоился. У нас разнесся слух, что тебя увезли, а как ты человек довольно увозимый, то я этому поверил. Спустя некоторое время я с радостью услышал, что ты увозил, а не тебя увозили. Я теперь в Москве сиротствующий. Мне, по крайней мере, очень чувствительно твое отсутствие. Я, по крайней мере, люблю в тебе по-старому и человека, и поэта.

Вышли у нас еще две песни "Онегина". Каждый о них толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят и все читают. Я очень люблю обширный план твоего "Онегина"; но большее число его не понимает. Ищут романической завязки, ищут обыкновенного и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностию вымысла. Между тем прощай, милый Пушкин! Пожалуйста, не поминай меня лихом.

Вопросы и задания для творческой группы 2

1.Посмотрите эпизод фильма «Доживем до понедельника» «В актовом зале».

2.Строки из какого стихотворения Баратынского цитирует учитель истории Мельников?

3.Какой смысл несут эти строки в произведении Баратынского и в контексте эпизода из фильма?

4. Помогает или мешает стихотворение Баратынского понять характер отношений героев фильма?

Возможные выводы.

Элегия Баратынского - о мимолетности счастья, о неповторимости, единственности первой любви, о власти времени над человеком, о покорности судьбе.

Илья Семенович Мельников, цитируя финальные строчки элегии, показывает свою приобщенность к высокому знанию. В комментарии к цитате он формулирует критерии мудрости и истинного таланта: «Просто, спокойно, навсегда» - и в этой формуле как бы приближается к образцу, причисляет себя к посвященным. Влюбленная в Илью Семеновича учительница литературы Светлана Михайловна чувствует холод высокомерия в его словах и произносит: «Вы стали злым».

Элегия Баратынского не случайно названа «Признание». Это исповедь героя, его отчаянная попытка в слове сберечь память о первой любви.

Боль утраты, осознание человеком своей малости и слабости перед судьбой не замечены или намеренно опущены Мельниковым, приведены к общему знаменателю: «Просто, спокойно, навсегда».

  1. Строки Баратынского из стихотворения «Разуверение», не включенные в фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» (1984).

Интермедия 3

Пушкин (с пером в руке) читает только что написанное. Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален - ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством.

Вопросы и задания для группы 3

1.Посмотрите эпизод «Званый обед у Карандышева» из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс».

2.Романс на чьи стихи поет Лариса Огудалова?

3. Что она должна была петь по замыслу драматурга Островского?

4.Чей текст - Баратынского или Ахмадулиной - точнее передает психологическое состояние героини? Ответ обоснуйте.

Возможные выводы.

Романс на стихи Ахмадулиной предвосхищает гибель Ларисы и называет косвенного виновника ее смерти - того, кто однажды стрелял в нее (вспомним восторженный рассказ Ларисы о Паратове: «Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой стреляет … и выбивает ее»).

В романсе на стихи Баратынского нет мотива гибели. Теперешнее состояние героини названо болезнью, сном, но не смертью. Возвращение возлюбленного таит в себе соблазн, которому героиня не хочет поддаваться. Она понимает, что к прежнему возврата нет.

  1. Послесловие.

Мы познакомились с тремя произведениями поэта Баратынского, жившего в ХIХ веке, посредством произведений, созданных в ХХ веке.

Баратынским восхищался и считал его поэтом серьезнее Пушкина Иосиф Бродский (см. видео беседы Бродского с Евгением Рейном). Возможно, восхождение читателей к поэзии Баратынского только начинается.

Дополнительная литература

1.Боратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. - М.:Художественная литература, 1951.

2.Голубков Д. Недуг бытия.- М.: Советский писатель, 1974.- 400 с.

3.Кушнер А. «Болящий дух врачует песнопенье…»: 150 лет назад умер Е. Баратынский // Литературная газета. - 1994. - 6 июля. - С. 6.



© 2010-2022