- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Конспект урока на тему «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пичкова Т.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Форма урока: урок-исследования
Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией В. Я.Коровиной
Цели и задачи:
-учить работать с текстом, давать характеристику героям,
-развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас,
- анализировать поступки детей
воспитать уважение друг к другу,
- учить нравственному выбору .
Оборудование: компьютер + медиапроектор (слайды), учебники литературы, тетради, кроссворд, карточки, выставка книг.
Эпиграф урока :« Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
1.Учитель. Тема сегодняшнего урока«Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Эпиграфом к уроку взяты слова самого М. Пришвина: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
Учитель Дома вы прочитали произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня на уроке мы будем исследовать характер Насти, Митраши, дадим характеристику героям и подумаем: почему это произведение с интересом читали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь и вы.
На уроке мы попробуем посмотреть на ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.
На дом вам было предложено задание выяснить значение слова «нравственность»
-Кто может зачитать определение понятия? ( читает….. )
Учитель Давайте выясним, насколько вы внимательно читали произведение и помните детали, для этого отгадаем кроссворд.
(Отдельные ученики выходят к доске и вписывают слова: сорока, ворон, кладовая, Настя, огурцы, Дереза)
Учитель Мы разгадали кроссворд и получили ключевое слово к теме урока «Солнце» , ведь оно олицетворяет тепло, любовь, доброту.
Учитель Русская литература всегда затрагивала вопросы нравственности. Вспомните, какие произведения на тему нравственности мы уже читали на уроках и дополнительно
Дети ( народные сказки, басни Крылова, Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Погорельский «Чёрная курица», И. Тургенев «Муму», Короленко «Дети подземелья», Л. Толстой «Кавказский пленник», К .Паустовский «Тёплый хлеб», В. Астафьев «Васюткино озеро», А. Пушкин «Дубровский», А. Чехов «Толстый и онкий»)
Учитель На нашей выставке представлены произведения, которые мы уже изучали и те, с которыми нам ещё предстоит встретиться.
2. Учитель. Вы прочитали произведение М. Пришвина «Кладовая солнца» и узнали, как жили сироты в войну на селе.
Беседа по тексту, работа по тексту.
-Прочтите портрет Насти в начале произведения ( стр 41 …. )
-Почему же назвали «золотой курочкой»?( … )
-Как выглядел Митраша? ( стр 42….. )
- Почему его прозвали «мужичок в мешочке»? ( … )
- Как жилось детям после смерти родителей? ( Петров)- оценка
-Как думаете, откуда в детях взялось такое трудолюбие, умение хозяйствовать?( … )-оценки
Вывод учителя. Мы пришли к выводу, что во все времена дети перенимали опыт своих родителей, участвовали в делах семьи. Это помогало им в жизни. Вот и Митраша с Настей не оказались беззащитными в тяжёлых условиях. Вам нужно брать пример с героев произведения: вы должны учиться у своих родителей различным видам труда, участвовать в семейных делах. Это поможет вам в дальнейшей жизни.
-Как окружающие относились к детям?( … )
(Соседи любили детей, помогали им, приглядывали, беспокоились. Кроме того, всегда на помощь приходили на помощь, люди не были одиноки, разобщены.)
3 На следующий вопрос мы ответим письменно, работая в парах, можно использовать учебник, можно по памяти. Заполните таблицу «Характеристика героев», ответив на 1-й вопрос: «Как относятся дети друг к другу» -
-ответы ( … о Насте: заботливая, хозяйственная, ласковая, гладит по головке, копирует маму, ответственная, всегда вместе, в труде забывают обиды, «прекрасное равенство» , не злится на брата, когда тот начинает поучать её, умеет уйти от конфликта )
… о Митраше: хорохорился, сердился, поучал сестру, как их отец маму, мог бы зазнаться, если бы Настя была моложе, «прекрасное равенство», отходчивый, доброе слово сестры быстро успокаивает в споре)
4. -Ребята, а теперь проведём «минуту релаксации». Мы изучаем произведение Кладовая солнца» ,представим себе его ласковые лучи, потянемся к нему, выполним упражнения , а поможет организовать физминутку ( … )
5.Учитель. А теперь проследим по эпизоду «Сборы за клюквой», как ведут себя дети.
-Чтение по ролям ( стр 45-46 :Настя, Митраша, автор )
- Учитель. Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о "палестинке" в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он - мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается причина будущей ссоры)
- Учитель. Мы просмотрим сейчас сценку и подумаем, удалось ли актёрам передать черты характера детей, которые потом приведут к проблемам.
-(после просмотра повторить вопрос) удалось ли актёрам передать черты характера детей, которые потом приведут к проблемам?
-Ответы детей. ( … передала благоразумие Насти, её рассудительность, способность убеждать, терпение при объяснении, небольшую склонность к обиде, гневу, безрассудству
-передал упрямство, неспособность прислушаться к другому мнению, резкость в общении, даже грубость. Как и сестра, забыл обо всём, когда разозлился, но в то же время, он бесстрашен, желает найти палестинку, о которой говорил отец, т.е. верит в необычайное)
- Учитель. Вы уже знаете, к чему привела эта ссора. Най дите эпизод, в котором говорится о том, что случилось с Митрашей ( стр 59- ….. )
Перескажите эпизод, в котором говорится о том, что случилось с Настей ( пересказ…. )
- Учитель. Как вы думаете, почему возникла смертельно опасная ситуация для детей?
( Митраша забыл, что перед ним как перед мужчиной лежит ответственность за сестру, у него осталось ружьё, некому было прийти Насте на помощь.)
… они разъединились в трудный момент, поддались злости, обиде, забыли друг о друге, увлеклись в пути.
… Митраша забыл пословицу: « не зная броду…», был самоуверен, потерял осторожность и забыл , что человек накопил приметы, которые помогают выживать среди природы, не поверил травке «белоус»
… Настя была старше, а поддалась обиде, забыла, что отвечает за младшего брата, у неё осталась корзина с едой
…Настю охватила жадность, когда она нашла невиданную поляну с клюквой, она забыла о брате и как животное ползала по земле, только вид гадюки привёл её в чувство)
- Учитель. Давайте вновь поработаем в парах и заполним таблицу, с которой мы уже работали. Во 2-ой её части напишите качества детей, которые помогли им выйти из сложнейшей жизненной ситуации
Дети (… Насте: ответственность, страх за брата, случай- увидела змею, пришла в себя; случайно оказалась рядом с братом.
… Митраше: знание правил ОБЖ- положил ружьё поперек; находчивость-смог подманить собаку, схитрить, чтобы она не утопила его; сила, быстрота- схватил собаку и удержал её, физическая выносливость- не умер , в болоте, находясь в жиже, удача- рядом оказалась собака Травка; Митраша был хорошим человеком- это почувствовала собака и подошла, не испугалась; Митраша умел всё, что нужно в жизни мужчине: подстрелил зайца, развёл огонь от выстрела, приготовил еду на костре, смог подстрелить хищника- Серого Помещика)
- Учитель. Т.О. мы узнали, что дети многое пережили и поняли, что нельзя быть эгоистичными, чрезмерно самоуверенными, ставить своё «я» выше других, поддаваться гневу.
Нужно прислушиваться к снению окружающих,помнить, чему учат близкие люди, идти на компромисс, иначе может случиться непоправимое.
- А может проблема выбора возникнуть в нашей школьной жизни? В каких ситуациях? ( …в походах, на экскурсиях, на уроках)
-Да, мы часто видим, как некоторые хотят поставить себя выше других, начинают для этого вести себя неправильно, необдуманно, часто рискованно, что тоже ведёт к проблемам.
-Вернёмся к вопросу, который задала в начале урока: Почему это произведение интересно и нашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам, и нам, современным людям? (
В нём говорится о вечных нравственных ценностях;
- о добре и зле;
- о доброте к родным и окружающим людям;
-о добрых отношениях брата и сестры;)
-о сильных, замечательных людях, хотя они ещё маленькие)
Слайд «Нравственные ценности»- обратить внимание на слайд.
Учитель. Итак, на сегодняшнем уроке мы работали над темой «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Мы на примере героев учились тому, как надо относиться к людям, труду, трудностям в жизни и многому другому.
Тема следующего урока «Роль природы в жизни человека», поэтому домашнее задание будет индивидуальным:
-берем дневники и записываем:
1. близко к тексту подготовить пересказ эпизода «Жизнь сосны и ели»( для всех)
2.Рассказать о Травке и Антипыче ( … )
3. Письменно объяснить значение пословицы «Не знавши броду, не лезьте в воду» на примере героев произведения ( … )
На перемене подайте дневники для оценок :--«5»----------
«4»
Остальным уч-ся выставлю оценки, когда проверю записи в таблицах, будут учтены ответы на уроках
Учитель. Я в целом довольна работой класса, мы хорошо потрудились, многое сделали: читали, отвечали на вопросы, готовили сценку, пересказывали, а самое главное , подошли к решению вопроса, какие нравственные ценности помогают людям в жизни.