Урок русского языка для 6 класса на тему Слитное и раздельное написание имен прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка № 57.

Класс: 6 «Г»

Дата:

Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного (углубление).

Цель: выяснить, как пишутся сложные прилагательные, обобщить изученное по теме «Имя прилагательное;

развивать умение самостоятельно находить информацию в учебнике, развивать познавательные способности, умение систематизировать найденный материал;

формировать умение работать в группе, культуру поведения и общения.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация полученных знаний.

  • Словарный диктант.

Ветреный, оловянный, серебряный, стеклянный, куриный, павлиний, лиственный, песчаный, революционный, семенной, племенной, композиционный, небольшой портфель; нелепый вид; не высокий, а низкий дом; неровная дорога; небрежная запись; путь не долог, а близок; неприступная крепость.

  • Фронтальный опрос (один ответ - один балл)

- Рассказать об имени прилагательном, как части речи.

- Какие существуют разряды имен прилагательных? Рассказать о каждом из разрядов.

- Рассказать о степенях сравнения имен прилагательных.

- Как изменяются имени прилагательные?

- Рассказать о правописании Не с прилагательными.

- Рассказать о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

- Каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное?

3. Постановка проблемного вопроса.

Мы отправляемся в путешествие по железно(?)дорожному полотну. Над нами по сине(?)голубому небу пробегают воздушные облака. В лицо веет юго(?)западный ветерок.

- Ребята, можем ли мы объяснить правописание слов со знаком вопроса? Почему?

- А как вы думаете, как нужно писать такие слова?

4. Работа с учебником.

  • Чтение теоретического материала стр 168

  • Составление опорной таблицы.

Через дефис

Слитно

1. Оттенки цветов

Темно- красный, нежно - голубой

Если образованы от словосочетаний с подчинит. связью

Напр. Сельское хозяйство - сельскохозяйственный

2. Стороны света

Юго- западный

3. Сложные прилагательные, образованные сложением независимых слов

Плодовый и ягодный - плодовоягодный

5. Работа в группах.

Задание 1. Составить рассказ, используя сложные прилагательные.

1 гр. Тема «Морское путешествие»

2 гр. «Поездка в деревню к бабушке»

3 гр. Экскурсия на завод

4 гр. Описание летнего заката.

Задание 2. Обобщить изученное, составив кластер.

Задание 3.

1 группа.

Распределите все имена прилагательные из текста по трем группам: А-качественные; Б- относительные; В- притяжательные

Я вспоминаю тот радостный день, когда пошёл в первый класс. Долгожданный день начался с первыми лучами солнца. Услышав нежные мамины слова о том, что пора вставать, я моментально открыл глаза и вскочил с постели. Собрались мы очень быстро. Помню заботливые бабушкины руки, которые вручили мне красивый букет. На школьном дворе было много народа. Важные старшеклассники стояли чуть в стороне. Неугомонные первоклашки, мелькая белыми бантами и чёрными костюмчиками, нетерпеливо бегали по площадке.

2 группа

Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными.

(Не) добрый, а злой; (не)внмательный, (не)брежный, (не)внимательный, (не)счастливый, (не) вежливый, (не)пролазный, (не)вольный, (не)ряшливый, (не)лепый, далеко (не)итересный, (не) избежный, (не)уклюжий, (не)замедлительный, (не)вежливый, а грубый, (не)насытный, (не)наглядный, (не)нужный, (не)вежливость, (не)опрятный, (не)приветливый; (не)робкий, а смелый.

3 группа.

Образуйте все возможные степени сравнения имён прилагательных..

Тонкий, сладкая, красивый.

4 группа

Исправьте ошибки в употреблении прилагательных.

Новое платье более ярче старого. Самые свежайшие булочки принёс папа. Мой портфель новый, удобен, прочен и красивый.

(Проверка работы путем взаимообмена между группами).

Молодцы, ребята! Я вижу тему «Имя прилагательное» мы усвоили, в заключении мы выполним морфологический разбор имени прилагательного. Образец разбора мы можем посмотреть на форзаце учебника.

6. Работа у доски.

Доброе слово и кошке приятно.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Какие добрые слова вы можете сейчас сказать друг другу?

Морфологический разбор прилагательного «Доброе»

I.Доброе (какое?) - прилагательное

Н.Ф. - добрый

II. Морф.пр.:

Пост. пр.: качественное

Непост.пр.: полная форма, И.п., ед.ч., ср.р..

III. Слово (какое?) доброе. (В предложении является определением).

7. Подведение итогов.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Расскажите о правописании сложных прилагательных.

8. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я научился….

9. Домашнее задание: пар 46, 47, упр 585, 595.

10. Выставление оценок за урок с помощью оценочного листа.



© 2010-2022