Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ступинская средняя школа №14»


Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением Директор МКОУ «Ступинская СШ №14»

Протокол № 1 ______________ Очкасова Н.А.

От «27» августа 2015 г «01» сентября 2015г

Принята на педагогическом совете Согласована

Протокол № 1 Заместитель директора по УВР

От «31» августа 2015 г ____________Т.А. Сизинцева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 10 класса

общеобразовательный уровень


Учитель Прохорцова И.Н.

Квалификационная категория 1



Ступино

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 10 - 11 классе составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень)

Цели и задачи обучения русскому языку на базовом уровне в 10 классе

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расшить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний учащихся и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;

  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Особенности методики преподавания предмета

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Изменения, внесенные в программу.

Особенностью курса русского языка в 10 - 11 классах является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного литературного языка, на формирование системы коммуникативных умений и навыков. Вместе с тем с целью подготовки к ЕГЭ в рабочей программе по русскому языку 10 классе особое внимание уделяется повторению изученного по основным темам, изученным в основной школе. В рабочую программу включены такие темы, как «Система частей речи русского языка», «Правописание приставок», «Правописание суффиксов разных частей речи», «Правописание корней с чередованием», «Тропы как выразительные средства языка», «Фигуры речи», которые направлены на подготовку учащихся к сдачи ЕГЭ.

Также в некоторые темы рабочей программы по русскому языку 10 класса

(«Произношение некоторых грамматических форм», « Группы слов по употреблению» и др.) включено изучение краеведческого материала, связанного с диалектными особенностями языка Тульской области или с историей и культурой, творчеством писателей Тульского края.

Основные цели и задачи рабочей программы по русскому языку в 10 - 11 классах нельзя реализовать только одним учебником, организующим процесс обучения. В связи с этим наряду с учебником Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. на уроках русского языка в 10 классе используется учебник русского языка для 10 - 11 класса для общеобразовательных учреждений В.Ф. Грекова , С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 70 часов

Методы и формы обучения.

На уроках русского языка 10 классе возможны разные методы и формы обучения. Особенное значения приобретают методы и формы, направленные на формирование умения самостоятельно приобретать научную информацию. Например такие формы работы, как осложненное списывание с творческим заданием, диктант с языковым анализом текста, лингвистический анализ текста, и др.

Контрольные работы по русскому языку проводятся в форме диктантов с грамматическим заданием и тестирования.



Основное содержание программы


Общие сведения о языке.

(3 часа)

Роль языка в обществе. Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу народов России.

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, обозначающая предметы быта, фольклорная лексика и фразеология, русские имена. История развития русского языка . Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная из других языков, особенности её усвоения. Формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Языковая норма и её основные особенности. Основные виды норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические нормы литературного языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

( 4 часа)

Система звуков русского языка. Понятие о фонеме. Обозначение звонких и глухих согласных. Обозначение мягкости на письме. Слог. Фонетический разбор. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения. Произношение безударных гласных звуков, некоторых сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Фонетические особенности тульского говора. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем, 2) слитные, раздельные, дефисные написания, 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

Лексика и фразеология

(12 часов)

Повторение по теме «Лексика». Лексическое и грамматическое, прямое и переносное, значения слов, однозначные и многозначные слова. Сферы употребления русской лексики. Тропы как выразительные средства языка. Группы слов по значению. Синонимы, антонимы. Омонимы, паронимы. Лексические нормы. Общеупотребительная лексика. Сферы употребления лексики. Диалектизмы, слова - термины, профессионализмы, жаргонизмы. Словарно- тематические группы; использование в речи разных лексических групп слов. Устаревшие слова. Архаизмы и неологизмы. Историзмы. Развитие лексической системы русского языка, источники пополнения русской лексики. Исконно-русские и заимствованные слова, старославянизмы. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности её усвоения. Элементы этимологии. Лексический разбор.

Русская фразеология. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Русские пословицы и поговорки.

Лексические нормы.. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Контрольная работа по теме «Лексика».


Морфемика и словообразование. Орфография

(5 часов)

Морфемика и словообразование. Окончание и основа в слове. Корень, приставка, суффикс. Чередование гласных и согласных в корне. Беглые гласные в разных частях слова. Гласные о-ё после шипящих. Выразительные словообразовательные средства. Способы словообразования. Словообразовательный разбор. Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование» и её анализ.


Морфология и орфография

(16 часов)

Морфология и орфография. Обобщение изученного по теме «Части речи». Система частей речи русского языка. Правописание суффиксов существительных. Трудные вопросы написания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Трудные вопросы написания -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Правописание не с разными частями речи. Правописание наречий. Правописание причастий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Слитные, раздельные и дефисные написания. Различение частиц не и ни.

Синтаксис и пунктуация

(10 часов)

Синтаксис и пунктуация. Типы и виды словосочетаний. Разные части речи в роли главного и зависимого слова. Литературная норма сочетаемости слов. Простое и сложное словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Нормативное употребление форм слова в словосочетаниях. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Словосочетание в причастных и деепричастных оборотах, в обособленных членах предложения. Синонимия словосочетаний, преобразование словосочетаний в придаточное предложение и наоборот. Простое предложение. Правильное построение простых предложений. Осложненное предложение. Сложное предложение. Синтаксические синонимы. Синонимия грамматических форм и их стилистические возможности. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» и её анализ.

Текст. Основные виды переработки текста.

(15 часов)


Текст и его место в системе языка и речи. Способы и средства связи между частями текста.

Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь. Абзац. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение как тип речи.

Виды сокращения текста (план, тезис, выписки). Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Лингвистический анализ текста. Контрольная работа по теме «Текст. Основные виды переработки текста» и её анализ.


Повторение

(5 часов)


Лексика. Морфология Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Итоговая контрольная работа и её анализ.




























Учебно - тематический план уроков русского языка в 10 классе.



№п/п

Тема

Количество часов

В том числе

контрольные работы

Общие сведения о языке.

3



Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

4



Лексика и фразеология

12


1

Морфемика и словообразование. Орфография

5


Морфология и орфография

16


1

Синтаксис и пунктуация

10


1

Текст. Основные виды переработки текста.

15

1

Повторение

5

1

Всего

70

5









Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана уроков русского языка в 10 классе


Класс


Количество часов в неделю

согласно учебному плану

Реквизиты

Программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Феде

раль-

ный компо-

нент

Регио-

нальный

компо-

нент

Школь-

ный

компо-

нент

11

3

Рабочая программа по русскому языку составлена

На основе

«Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 - 11классов общеобразоват. учреждений». Авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. .

Москва : «Просвещение» 2013 год ,

Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.-М.: «Просвещение», 2013 год

«Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 - 11классов общеобразоват. учреждений». Авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. .

М: «Просвещение» 2013 год;

Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.-М.: «Просвещение», 2013 год





Требования к уровню
подготовки

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.









ЛИТЕРАТУРА:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 368 с.

  2. Тропкина Л. А. Русский язык. 10 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2010. - 72 с.

Дополнительная литература:

  1. Научно-методический журнал «Русский язык в школе».

  2. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 1998.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М. 1997.

  5. Сборник таблиц по русскому языку.

  6. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Легион, 2010. - 495 с.

  7. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 1997.





Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

№ п/п

Дата

проведения


Тема урока



Количество

часов


Примечание



Общие сведения о языке


3




Роль языка в обществе. Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу народов России.


1



Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, обозначающая предметы быта, фольклорная лексика и фразеология, русские имена. История развития русского языка . Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная из других языков, особенности её усвоения.

1

Урок с использованием ИКТ


Формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) Языковая норма и её основные особенности. Основные виды норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы литературного языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике


1

Урок с использованием ИКТ


Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

4





Система звуков русского языка. Понятие о фонеме. Обозначение звонких и глухих согласных. Обозначение мягкости на письме. Слог. Фонетический разбор.

1



Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения. Произношение безударных гласных звуков, некоторых сочетаний согласных.

1



Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Фонетические особенности тульского говора. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения


1



. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем, 2) слитные, раздельные, дефисные написания, 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

1


Лексика и фразеология.

12



Повторение по теме «Лексика». Лексическое и грамматическое, прямое и переносное, значения слов, однозначные и многозначные слова. Сферы употребления русской лексики

1


  1. -10


Тропы как выразительные средства языка.

2


11


Группы слов по значению. Синонимы, антонимы. Омонимы, паронимы.

1


12


Лексические нормы.

1


13


Общеупотребительная лексика. Сферы употребления лексики. Диалектизмы, слова - термины, профессионализмы, жаргонизмы. Словарно- тематические группы; использование в речи разных лексических групп слов.

1



Устаревшие слова. Архаизмы и неологизмы. Историзмы.

1



Развитие лексической системы русского языка, источники пополнения русской лексики. Исконно-русские и заимствованные слова, старославянизмы. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности её усвоения. Элементы этимологии. Лексический разбор.

1





Русская фразеология. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Русские пословицы и поговорки.

1



Лексические нормы.. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.


1



Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.


1



Контрольная работа по теме «Фонетика. Лексика»

1

Тестирование

Морфемика и словообразование. Орфография.

5



Морфемика и словообразование. Окончание и основа в слове. Корень, приставка, суффикс.



1



Чередование гласных и согласных в корне. Беглые гласные в разных частях слова.

1



Гласные о-ё после шипящих.

1



Выразительные словообразовательные средства

1



Способы словообразования. Словообразовательный разбор

1



Морфология и орфография

16



Морфология и орфография. Обобщение изученного по теме «Части речи». Система частей речи русского языка.

1



Правописание суффиксов существительных

1



Трудные вопросы написания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

1


28 - 29


Трудные вопросы написания -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

2


30-31


Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» и его анализ

2


32


Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова

1


33 - 34


Правописание не с разными частями речи

2


35


Правописание наречий

1


36


Правописание причастий

1


37 - 38


Слитные, раздельные и дефисные написания

2


39 - 40


Различение частиц не и ни

2



Синтаксис и пунктуация

10



Синтаксис и пунктуация. Типы и виды словосочетаний. Разные части речи в роли главного и зависимого слова. Литературная норма сочетаемости слов. Простое и сложное словосочетание.

1



Способы связи слов в словосочетаниях. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

1



Нормативное употребление форм слова в словосочетаниях. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1



Словосочетание в причастных и деепричастных оборотах, в обособленных членах предложения. Cинонимия словосочетаний, преобразование словосочетания в придаточное предложение и наоборот.

1



Простое предложение. Правильное построение простых предложений.

1






Осложненное предложение. Синтаксические синонимы. Синонимия грамматических форм и их стилистические возможности.

1






Прямая и косвенная речь.

1



Авторская пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

1


  1. - 50


Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация и её анализ»

2



Текст. Основные виды переработки текста.


15



Текст и его место в системе языка и речи. Способы и средства связи между частями текста.

1



Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь.

1



Абзац. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1


54-55


Типы речи. Повествование.

2


  1. - 57


Описание как тип речи.

2


58 - 59


Рассуждение как тип речи.

2


60


Виды сокращения текста (план, тезис, выписки)

1



Конспект. Тематический конспект.

1


62- 63


Реферат. Аннотация. Рецензия.

2


64 - 65


Контрольная работа по теме «Текст. Типы речи» и её анализ


2


Повторение изученного

5



Лексика.

1



Морфология. Орфография.

1



Синтаксис. Пунктуация.

1


  1. - 70


Итоговая контрольная работа и её анализ

2

Тестирование
























































содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

(21 час)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации* 11.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Перевод с родного языка на русский*.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций

(39 час)

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.*

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка*.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции

(3 час)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета*.

11 Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с русским и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические для школ с родным (нерусским) языком обучения темы отмечены в программе знаком *

© 2010-2022