- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе в 9 классе к учебнику Коровиной
Рабочая программа по литературе в 9 классе к учебнику Коровиной
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Репина Е.К. |
Дата | 28.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 600»
-
«УТВЕРЖДАЮ «
Руководитель ФГБОУ
СОШ №600
И.А. Толкачёва
« » сентября 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
литература 9 класс
102 часа в году - 3 часа в неделю
Учитель - Репина Екатерина Кирилловна
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы по литературе, авторской программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М. « Просвещение».2012) к учебнику В. Я. Коровиной и др. (М., «Просвещение,2012) .
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.
В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:
-
Слово как жанр древнерусской литературы
-
Ода как жанр лирической поэзии
-
Жанр путешествия
-
Начальные представления о сентиментализме
-
Развивается представление о балладе
-
Начальное представление о романе в стихах
-
Развивается понятие реализм
-
Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
-
Начальное представление о психологизме художественной литературы
-
Начальное представление о психологическом романе
-
Понятие о герое и антигерое
-
Понятие о литературном типе
-
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
-
Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
-
Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
-
Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
-
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
-
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
-
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса
Учащиеся должны знать:
-
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
-
Тексты художественных произведений.
-
Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
-
Типическое значение характеров главных героев произведений.
-
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
2.Владеть основами самоконтроля.
3.Создавать обобщения.
4.Устанавливать причинно-следственные связи.
5.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем.
6 .Владеть устной и письменной речью.
7.Развивать компетенции в области использования ИКТ.
8.Уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию
Учебно-методическое обеспечение 2
Учебно-теоретические материалы:
1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2010
2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2008
3)А. Г. Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М., Педагогика., 2009.
4) Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
5).Сайт «Сеть творческих учителей»
6.) Современные образовательные технологии. Под редакцией Н.В. Бордовской.
Учебно-практические материалы:
-
Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003
-
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003
Учебно-справочные материалы:
-
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 1998
-
Словарь литературоведческих терминов Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2003
-
Интернет- ресурсы
3
Календарно - тематическое планирование в 9 классе
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Календарные сроки
тип урока
Учебные компетенции
(УУД) по ФГОС
Домашнее задание
Наглядно-технические пособия и ТСО
Примечание
план
факт
1
Введение
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
1
01.09
Беседа
Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала
Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8
Из древнерусской литературы
2
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
1
03.09
Лекция
Беседа
жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.
Презентация
Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
3-4
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению
2
05.09
08.09
Практикум.
Урок развития речи
Жанр и композиция произведения, художественные средства выразительности
Домашнее сочинение №1 Тема "Образ Русской земли»
Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».
Из русской литературы XVIII века
5
Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве.
1
10.09
Лекция
Беседа
Построение связного монологического высказывания на определенную тему.
Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40
Презентация
6
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
12.09
Лекция.
Практикум
Умение
Анализировать стихотворение.
С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразительное чтение
Презентация Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.
работы Вишнякова, Державина.
7
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»
1
17.09
Беседа
биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.
Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В. П. Журавлев, В .И .Коровин. - М.: Просвещение, 2010
8
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
1
19.09
Урок внеклассного чтения
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика)
С.59-64, записи в тетрадях.
Презентация
9
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
1
22/09
Практикум
жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я .Коровина, В .П .Журавлев, В. И .Коровин. - М.: Просвещение, 2010
10
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
1
24/09
Беседа
черты сентиментализма в произведении
С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.
11
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
26.09
Практикум
Вопросы 7-9, с.74
12
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
1
29.09
Лекция,
беседа
развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.
С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»
Портреты Карамзина.
4
13
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
01/10
Практикум
Характеристика персонажа
С.103, вопросы
Тест Карамзин Н.М. Бедная Лиза
Из русской литературы XIХ века
14
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
1
03.10
Лекция,
беседа
общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Выучить лекцию, с.112 вопросы
Презентация
15
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
1
06/10
Беседа
темы и мотивы лирики
анализ поэтического текста
Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я .Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
16
В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
1
08/10
Беседа.
Практикум
жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В .П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
17
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
1
10/10
Лекция,
беседа
драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда
Прочитать комедию "Горе от ума".
Вальсы Грибоедова.
Портреты Грибоедова работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)
Иллюстрации к комедии
Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.
18
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
1
13/10
Беседа
основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Выразительное чтение II действия
Сообщение Арапбаевой Алины
5
19
2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
1
15.10
Урок развития речи
особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Перечитать 3действие комедии.
20
3 действие комедии. Анализ сцены бала.
1
17/10
Урок развития речи
Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)
21
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
1
20/10
Практикум
Выразительное чтение монологов и комментирование
Характеристика главных героев
22
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
1
22.10
Беседа
Начать подготовку к сочинению по комедии.
Тест Грибоедов А.С. «Горе от ума»
23
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
1
24./10
Урок развития речи
основные положения статьи,
понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.
Презентация
24
Сочинение - рассуждение по комедии "Горе от ума".
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»;
3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
27/10
Урок развития речи
сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.
25
Зачёт по содержанию текста комедии «Горе от ума»и по содержаию Этюда И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
29/10
Зачётный урок
6
26
Контрольный тест по комедии «Горе от ума»
31.10
27
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина
1
1011
Лекция. Беседа
изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики
С.167-172, пересказ биографии Пушкина
Презентация
Портреты А. С .Пушкина
28
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
1
12.11
Беседа
свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал.
С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индивидуальные . задание «Любовная лирика» (презентация)
Презентация
29
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
1
14.11
Семинар
Основы стихосложения.
Рифма, размеры стиха, средства выразительности
Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть, выразительно читать все названные произведения
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В .П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
30
Тема поэта и поэзии в лирике А .С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
1
17/11
Урок развития речи
философские и христианские мотивы в лирике поэта.
с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р
31
РР Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина с чтением стихотворений.
19/11
Урок развития речи
32
РР Сообщения учащихся - анализ лирического произведения
21/11
Урок развития речи
Средства выразительности, лирический герой. Размеры стиха
33
Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина
1
2411
Урок контроля
Содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
Прочитать поэму «Цыганы»
7
34
А. С. Пушкин. « Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
1
26/11
Урок внеклассного чтения
Признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Чтение текста романа «Евгений Онегин»
Презентация
35
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
1
28.11
Лекция
Видеофрагменты
теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа
По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В .И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010год.
36
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
1
01/12
Беседа
Характеристика героя
С.215-232, изучение материала
Тест Пушкин А.С. «Евгений Онегин.» Вариант 1
37
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
1
03/12
Беседа
Обосновывать своё мнение о героинях романа
С. 323-236, сравнительная характеристика героинь
38
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
1
05.12
Практикум
наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В. П .Журавлев, В.И .Коровин. - М.: Просвещение, 2010
39
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
1
08/12
Автор и его роль в романе
Идея произведения, лирические отступления в романе
С. 236-240, пересказ,
40
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.Тест.
1
10/12
Семинар
прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению
41
Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г .Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Философская критика начала 20 века. Роман А. С. Пушкина и опера П .И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1
12/12
Урок развития речи
Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Написание сочинения, прочитать с.199-214
Тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 2
8
42
А .С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества
1
15.12
Урок внеклассного чтения
Основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема.
Презентация /сообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова,
43
Урок - викторина по творчеству А .С. Пушкина
17.12
Урок внеклассного чтения
44
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М .Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
1
19.12
Лекция. Беседа.
основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы
1) стр. учебника 250-262;
2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В. П. Журавлев, В .И .Коровин. - М.: Просвещение, 2010
45
Образ поэта-пророка в лирике М .Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»
1
22..12
Практикум
основные мотивы лирики поэта.
1) стр. учебника (263-279).
2) Принести на урок тексты стихотворений:
"Я не достоин, может быть"
"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"
"Она была прекрасна, как мечта"
"Я не унижусь пред тобою"
"К" "прости! - мы не встретимся боле"
"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я .Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
46
Адресаты любовной лирики М .Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
1
24.12
Практикум
анализировать текст на .лексическом уровне
Выучить стих наизусть (по выбору)
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В .П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
9
47
Эпоха безвременья в лирике М .Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
1
26.12
Семинар
выделять смысловые части текста
«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.
48
А.В. Попов «Лермонтов на Кавказе». Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ!»
12/01
Урок внеклассного чтения
49
РР Сообщения учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова
14/01
Урок развития речи
50
С.В. Чекалин «Наедине с тобою, брат». Причины дуэли и гибели Лермонтова.
16..01
Урок внеклассного чтения
51
М. Ю .Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.
1
19/01
Лекция
Понятия роман, психологический роман, композиция , сюжет, фабула
Читать главу "Максим Максимыч".
Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?
Каким видит Печорина Максим Максимыча?
Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?
Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?
Как меняется форма повествования, его характерная тональность?
Учебник - стр. 288 - 311.
План к теме «Образ Печорина»
10
52
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
21.01
Беседа
Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей
1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".
2) Чтение "Тамань".
Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?
53 - 54
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
2
23..01
26.01
Беседа
психологический портрет героя в системе образов
Чтение повести «Княжна Мери»,
повести "Фаталист»
55
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1
28.01
Беседа
" ст. Белинского о Герое…"
-Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?
- В чем беда Печорина?
- Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?
Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)
56
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского.
1
30..01
Семинар
понятия реализм и романтизм
1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.
57
Сочинение по роману М .Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1
02.02
Урок развития речи
тестовые задания: уровни А, В, С
Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В. Гоголя
58
Н .В .Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н .В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
1
04..02
Лекция
страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя
Аналитическое чтение 1-6 глав
11
59
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
1
06..02
Беседа.
Практикум
композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.
Тест Гоголь Н.В. Мёртвые души
60
Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие»
1
09..02
Беседа.
Практикум, развитие речи
анализ эпизода
Анализ эпизода; презентация
Тест Гоголь Н.В. Мёртвые души. Герои поэмы
61
Образ города в поэме «Мертвые души»
1
11.02
Беседа
Подготовить вопросы - тест для проверки знания содержания поэмы
62
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
1
13.02
Беседа
План характеристики Чичикова, с 344-350
Подготовиться к семинару
63
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В .Г. Белинского. Подготовка к сочинению
1
16.02
Семинар
Сочинение№2
Тест Гоголь Н.В. « Мёртвые души». Язык поэмы
64
А. Н .Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
1
18..02
Лекция.
Беседа
творческая биография писателя, содержание произведения.
«Бедность не порок». Чтение статьи.
Презентация
65
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
1
20.02
Беседа
Чтение статьи учебника.
66
Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
1
25.02
Лекция.
Беседа
уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства
«Белые ночи». Мое представление о главном герое.
Презентация
67
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
1
27.02
Урок внеклассного чтения
особенности автобиографического произведения
Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».
С.15-28; инд. - реферат
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В .П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
68
Эпоха А.П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
1
02.03
Лекция
образ «маленького человека».
Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?
Презентация
69
А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
1
04.03
Беседа
Рассказ «Тоска», с.29-35
70
Из поэзии XІX века
Стихотворения разных жанров Н. А. Некрасова, Ф. И .Тютчева, А. А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений
1
06.03
Урок внеклассного чтения
Анализ поэтического произведения
Выразительное чтение
Анализ стихотв. По выбору.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я .Коровина, В .П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
12
Из русской литературы XX века
71
Из русской прозы XX века
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
1
11.03
Лекция
Выучить . материал лекции
Презентация
72
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
1
13.03
Лекция.
Беседа
Понятие импрессионизма в искусстве изобразительно-выразительные средства.
Художественный .пересказ истории любви, с.55-59
Презентация
73
Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
1
16.03
Практикум
*Прочитать .повесть «Собачье сердце»
74
М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.
1
18.03
Лекция.
Беседа
Определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.
«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.
Отметить сатирические. приемы в повести
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я .Коровина, В .П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
75
Поэтика повести М .Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
1
20/.03
Практикум
Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190
76
М .А .Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
1
30/03.
Беседа
композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя
Выделить особенности языка Шолохова в рассказе
портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий, песни военных лет.
77
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
1
01/04
Практикум
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277
78
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
1
03.04
Беседа
Композиция рассказа
Отв. на вопросы презентация
Презентация
13
79
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
1
06.04
Беседа
Художественное своеобразие рассказа
Письменный ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"?
Подготовиться к контрольной работе
80
Контрольный тест по произведениям второй половины XIX и XX веков.
1
08.04
Урок контроля
Решение тестов
Выучить наизусть ст-я; поэтический концерт
81
«Серебряный век» русской поэзии.
1
10.04
Лекция
комбинированный
Основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства.
В чем уникальность «Серебряного века»?
С.61-72, выразительное чтение любимых стихотворений
Портреты поэтов «серебряного века».
Презентация
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я .Коровина, В .П. Журавлев, В .И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
82
А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
1
13.04
Практикум
содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)
Презентация
83
С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С .А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
1
15.04
Беседа
конспектирование
Анализ стихотворений. (на выбор, с.89-95)
Презентация
84
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта
1
17.04
Практикум
Своеобразие ритма, интонации.
Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.89-95); эссе
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В. П .Журавлев, В .И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
14
85
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского
1
20.04
Беседа
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Анализ стихтв., с. 107-109
Презентация
86
Маяковский о труде поэта
1
22.04
Практикум
Выучить наизусть стихотворение (на выбор, с.107-109); эссе
87
М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики
1
24/04/
Лекция.
Беседа
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет)
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В .П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
88
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство
1
27.04
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выучить. наизусть (на выбор, с.124-128)
89
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики
1
29.04
Беседа
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Анализ стихотворений, с.161-165
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В .Я. Коровина, В. П. Журавлев, В .И .Коровин. - М.: Просвещение, 2010
90
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
1
06/05
Беседа
Основы стихосложения
Выраз. чтение, с.141-144; эссе
Презентация
91
Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
1
08/05
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)
92
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
1
13/05
Беседа.
Практикум
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выраз. чтение, с.201-206
Презентация
15
93
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта
А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
1
15.05
Беседа.
Практикум
Анализ стих-й, с.221-223Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)
Презентация
94
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков
1
18.05
Урок внеклассного чтения
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение, с.286-296
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я .Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010
95
Зачетное занятие по русской лирике XX века
1
20/05
Урок контроля
Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.
Сочинение
Викторина. Чины и звания литературных героев
Из зарубежной литературы
96
Античная лирика
Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца
1
22/.05
Урок внеклассного чтения
Античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
С.303-314
Презентация
97
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
1
25.05
Лекция.
Беседа
выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
С.315-325
16
28