Урок русского языка на тему: Однородные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему: Однородные члены предложения.

Цели урока:


  1. Образовательные: закрепить понятие об однородных членах предложения, их признаках, средствах связи, познакомить с постановкой знаков препинания при повторяющихся союзах.


  1. Развивающие: логическое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, устную и письменную речь, произвольную память.


  1. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность, активизировать познавательную деятельность в коллективе и сотрудничестве в решении поисковых задач.


  1. Коррекционные: развивать слуховое восприятие и речь учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; формировать понимание речи окружающих (говорящих детей, педагогов).

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся, сигнальные карточки.

Место урока в учебном плане: урок входит в раздел «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.»

Номер урока по теме: 1

Ход урока.



  1. Организация начала урока (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата).

- Здравствуйте, ребята. Сядьте на свои места поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Сегодня на уроке у нас много работы. Надеюсь, вы будете внимательны, активны, постараетесь думать, давать грамотные ответы.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте 1 строчку для того чтобы немного позже записать тему урока.

- У каждого на столе лежат сигнальные карточки личного контроля, с помощью которых вы будете давать оценку выполнения заданий на уроке.

Красная карточка: задание выполнял с интересом, быстро, доволен своей работой.

Зеленая карточка: при выполнении задания иногда возникали вопросы, ответы на которые нашел самостоятельно.

Синяя карточка: с трудом справился с заданием, требуется помощь и консультация учителя.


  1. Речевая зарядка

Дежурный звук Д

Однородные члены предложения


  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Фронтальный опрос.

- Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем?

- Что такое синтаксис? Пунктуация?

- Какие темы изучали на последних уроках?

(Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения)

- Я сейчас проверю, как вы можете применять изученный материал на практике.


  1. Обобщение и систематизация изученного материала.

Задание: сконструируйте предложение.

Из предложения. «Легкий ветерок коснулся верхушек елей».

Возьмите подлежащее.

Из предложения: Пушистым хвостом белка заметает следы на снегу.

Возьмите сказуемое.

Из предложения: Снег падал хлопьями.

Возьмите подлежащее и употребите это слово в творительном падеже.

Из предложения: Дороги покрыты тонким льдом.

Возьмите подлежащее, преобразуйте его в дополнение в винительном падеже.

Прочитайте, какое предложение у вас получилось.

Ветерок заметает снегом дороги.

Выполните синтаксический разбор.

(1 ученик комментирует работу вслух).

Микроитог.

Приготовьте сигнальные карточки, дайте оценку выполнения вами этой работы.

V. Физминутка.
- Ребята, встаньте! Стулья отодвиньте, станьте друг от друга дальше. Снова сядьте. Придвиньтесь к спинке стула, сядьте ровно. Положите руки на колени. Плечи поднимите. Вперёд! Назад! Опустите плечи. Возьмите книгу. Положите под левую руку. Ещё возьмите одну книгу. Положите под правую руку. Сядьте ровно. Руки сожмите в кулачки перед собой. Сядьте ровно. Напрягитесь и посчитайте до пяти. Одну книгу положите на стол, вторую положите на стол. Встаньте ровно! Руки поднимите вверх. Вздохните. Опустите руки. Вздохните. Сядьте ровно. Руки положите на колени. Возьмите книгу. Положите книгу себе на голову. Руки верните на колени. Посчитайте до пяти. Книгу положите на стол. Встаньте! Плечи поднимите. Вперёд! Назад! Опустите плечи.

VI. Изучение нового материала.

1.Определение темы и целей урока.

- А теперь определите тему сегодняшнего урока, для этого сложите рассыпанные буквы.

д о р о н о д ы н е л ы ч е н л о н и я ж е п р е д

Кто уже догадался? Запишите в тетради.

2.Постановка целей урока.

Надо знать

признаки однородных членов;

средства связи однородных членов;

правила расстановки знаков препинания.

Надо уметь

находить в предложении однородные члены;

правильно расставлять знаки препинания;

употреблять в речи.

3.Анализ грамматического материала (в сочетании с эвристической беседой).

- Ребята, вспомните из курса начальной школы, какие члены предложения называются однородными?

- Давайте вернемся к предложению, с которым мы работали в начале урока. Добавьте в него однородные члены.

- Какие предложения у вас получились?

- А вот какое предложение придумала я:

Ветерок заметает снегом дороги, тротуары.

- Назовите однородные члены в этом предложении.

- На какой вопрос они отвечают?

- К какому слову относятся?

- Зависят ли они друг от друга? (они равноправны)

- Каким членом предложения являются?

- С какой интонацией произносятся?

- Кто может назвать признаки однородных членов?

Признаки однородных членов:1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения; 2) не зависят друг от друга и образуют сочинительное словосочетание; 3) являются одинаковыми членами предложения; 4) произносятся с перечислительной интонацией.

А теперь посмотрите, что я изменила в предложении?

Ветерок заметает снегом дороги и тротуары.

Однородные члены были соединены бессоюзной связью, во втором предложении я использовала союзную связь.

Сделайте вывод, каковы средства связи однородных членов.

Средства связи однородных членов:

-интонация

-союзы

- Какие вы знаете союзы, которые могут употребляться при однородных членах.

1) и, да (да=и), или

[ О и О ].

2) а, но, да (да=но)

[ О , а О ].

- Какой из союзов вам редко встречается? Обратите внимание, союз да может употребляться в значении союза и, и тогда запятая перед ним не ставится или в значении союза но, тогда запятая ставится. Давайте выполним задание, работаем по вариантам. Составьте из слов предложения.

1) Поет, да, орешки, песенки, белка, все, грызет.

2)Ярко, да, солнце, светит, греет, не, в феврале.

1) Белка песенки поет

Да орешки все грызет. О да (и) О

2) В феврале солнце светит ярко, да не греет. О, да (но) О

- Что общего и чем отличаются эти предложения?

- А теперь еще раз посмотрите на союзы, которые могут употребляться при однородных членах.

- Подумайте, по какому признаку я объединила союзы в 2 группы?

- Давайте вспомним правила постановки запятой при однородных членах. Расскажите с опорой на слайд.

Запятая не ставится

О и О

О или О

Запятая ставится

О, О, О, О

О, а О

О, но О

О и О, О, О

О или О, или О, О

Придумайте свои предложения. Дайте оценку выполнения вами этой работы.

4.Микроитог /выводы учащихся

VII. Закрепление изученного материала.

1.Упражнения в нахождении однородных членов и расстановке знаков препинания.

- А теперь, ребята, я проверю, как вы умеете находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания, определять их синтаксическую роль. Слайд 16

Накинулась зима на зверей, запорошила снегом поля, луга, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Быстро, но осторожно ребята перебегали дорожки. Волк меняет шерсть, а не повадки.

- Какие члены предложения могут быть однородными?

Покажите сигнальные карточки. Дайте оценку выполнения вами этой работы.

2.Упражнения в построении схем предложений.

- Перед вами предложения. Попробуйте сформулировать задание к этому слайду самостоятельно.

Ветер осенний в лесах поднимается,

Шумно по чащам идет.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным ковром.

- А вот какое задание хочу предложить вам выполнить я. Постройте схемы предложений, помните, что знаки препинания не расставлены.

- Покажите сигнальные карточки личного контроля.

VIII. Итог урока

- Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой в начале урока? Справились ли мы с поставленными задачами?

/выставление отметок и оценка работы учащихся

Надо уметь

Надо знать

признаки однородных членов;

средства связи однородных членов;

правила расстановки знаков препинания.

находить в предложении однородные члены;

правильно расставлять знаки препинания;

употреблять в речи.

IX. Рефлексия.

- Продолжите предложения: На уроке я узнал, что….

На уроке я радовался, потому что…

Возникали трудности…

Могу похвалить себя за…

X.Выставление и комментирование оценок.

XI.Домашнее задание. Упражнение 291


© 2010-2022