Урок по русскому языку на тему Н, НН в суффиксах прилагательных (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6-м классе

"Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Цели урока:

обучающая - изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

развивающая - развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;

воспитывающая - воспитывать уважение к русскому народу - истинному творцу родного языка.

Задачи урока:

создать условия для усвоения правила употребления Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Ход урока

I. Организационный момент - 1 мин.

II. Проверка домашнего задания - 10 мин.

- Ребята, что мы изучали на предыдущем уроке русского языка?

(Правописание сложных имён прилагательных.)

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.

1. Индивидуальная работа 4 учащихся по карточкам на местах.

2. Опрос учащихся у доски.

К доске вызываются 2 учащихся.

Первый рассказывает об употреблении дефиса в именах прилагательных, второй - о том, какие прилагательные пишутся слитно. Учащиеся должны привести примеры на данное правило.

Остальные учащиеся в случае необходимости дополняют или исправляют ответы товарищей.

3. "Орфографическая дуэль" (распределительный диктант).

Задание классу:

I группа учащихся записывает прилагательные, которые пишутся слитно, II группа - через дефис. (Работа выполняется 2 учащимися на внешней стороне крыльев доски так, чтобы она была не видна остальным учащимся.)

Рыжеволосый, военно-морской, научно-популярный, сероглазый, древнерусский, жёлто-коричневый, северо-западный, сельскохозяйственный, русско-английский, трёхэтажный.

По окончании работы проводится проверка у учащихся, работавших на доске, находятся ошибки, одновременно дети находят ошибки в своих работах.

III. Подготовка к восприятию нового материала -3 мин.

Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

- Запишем предложение:

В окно заглядывает грустное осеннее солнце.

Произведите синтаксический разбор предложения.

Какой троп использован в нём? (эпитет "грустное солнце")

Какой частью речи он выражен? (прилагательным)

Назовите второе прилагательное (осеннее).

Назовите способ образования этого слова (суффиксальный).

Почему в нём пишется НН?

IV. Сообщение темы и целей урока - 1 мин (слайд № 1).

- В русском языке существует большая группа прилагательных, в которых необходимо писать то одну, то две НН. Чтобы научиться разграничивать такие прилагательные и правильно их записывать, мы с вами совершим путешествие в Город Грамотеев (слайд № 2).

- Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием станций. На каждой станции вам предстоит выполнить задание. Ваш сосед по парте будет фиксировать количество допущенных вами ошибок и указывать их в маршрутном листе. Чем меньше ошибок, тем больше у вас шансов добраться в Город Грамотеев.

- Итак, наше путешествие начинается! В добрый путь!

V. Изучение нового материала - 4 мин.

- Первая станция - "Теоретическая" (слайд №3).

1. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу.

-Каким способом и от слов какой части речи образованы прилагательные на левой стороне таблицы? Назовите ещё прилагательные с суффиксами -АН ---ЯН-. На что они указывают? (На материал.)

- Прочитайте прилагательные с суффиксом -ИН. Назовите ещё прилагательные с суффиксом -ИН. На что они указывают? (На отношение к животному.)

- Сделайте вывод о том, какие прилагательные пишутся с одной Н.

- Рассмотрите прилагательные на правой стороне таблицы. Как и от слов какой части речи они образованы?

Сделайте вывод о написании прилагательных с НН.

2. Работа с правилом. Знакомство с обозначением условия выбора изученной орфограммы.

- Проверьте себя (слайд №4).

3. Работа с опорным конспектом.

- Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (слайд №5).

4. Работа в парах.

- А теперь расскажите друг другу о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и выставьте соответствующий балл в маршрутном листе.

VI. Физкультминутка - 2 мин.

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет - топаете ногами.

1. В пословице "Острый язык - дарование, а длинный - наказание" имеется прилагательное с НН - длинный.

2. В пословице "Старинная пословица не на ветер молвится" есть прилагательное с Н.

3. В пословице "Дома и глиняная чаша мила" имеется прилагательное с НН.

VI. Закрепление изученного - 16 мин.

- Мы прибываем на станцию "Практическая".

1. Дифференцированные задания - 3 мин.

- Здесь вы сможете проверить свои умения применять знание правила на письме.

Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради (слайд № 6).

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы (слайд № 7). В маршрутном листе укажите только количество ошибок.

2. Игра "Четвёртый лишний" (слайд № 8) - 2 мин.

- Станция "Игровая".

-Устно вставьте пропущенные буквы и найдите "четвёртое лишнее".

- Проверьте правильность выполнения задания (слайд № 9).

3. Тест - 2 мин.

- Станция "Тестовая" (слайд № 10).

- Произведите проверку и укажите количество ошибок (слайд № 11).

4. Диагностическая работа - 8 мин.

- Станция "Народная мудрость" (слайд № 12).

- Выполним задания (устно и письменно в тетрадях).

- Произведите проверку работы (слайд № 13), заполните маршрутные листы.

VII. Итоги урока - 3 мин.

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в Город Грамотеев. Все

достигли поставленной цели (слайд №14).

Подведём его итоги (слайд № 15).

- А теперь подсчитайте количество ошибок в ваших маршрутных листах.

Назовём самых грамотных ребят.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание - 1 мин.

Из фразеологического словаря выпишите 5 фразеологизмов, в которых встречаются слова на изученное правило, обозначьте

условия выбора орфограммы, составьте с ними предложения.

Приложение-презентация







КГУ ОШ№189








Открытый урок в 6 «А» классе

"Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных"







Подготовила и провела:

учитель русского языка

Имранзиева Г.А.






Алматы,2015 г.

© 2010-2022