Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МГЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»




«РАССМОТРЕНО И

СОГЛАСОВАНО»

Методическим Советом

протокол № _____

от «____» __________ 2014 год

______________ Бушуева Е.С.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УПР

_______________ Н.В.Марина

«_____»_____________ 20__ г.



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

предмет «Русский язык и культура речи»


по специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства"








2015г.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства" (далее - ФГОС СПО); примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального института развития образования, 2008 г.

Организация-разработчик: Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мглинский техникум агротехнологий» г.Жуковка

Разработчики:

Козлова Елена Львовна, преподаватель общеобразовательных дисциплин филиала ГБОУ СПО «МТАт» г. Жуковка







СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13






























1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства".

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в состав дисциплин цикла ОГСЭ.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

- практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

- правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

- разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

- ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

- составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

- вести телефонный разговор;

- осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

- не допускать обезличенности своей речи;

-противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

- совершенствовать свою культуру общения;

- пользоваться словарями русского языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

- различия между языком и речью;

- связь культуры речи с литературным языком;

- специфику устной и письменной речи;

- составляющие компоненты и культуры речи;

- литературные нормы на разных языках;

- литературные нормы по степени обязательности;

- изобразительно-выразительные средства речи;

- особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

- типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

- причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

- правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

- соответствующие речевые формы и ключевые слова;

- об основных нормативных словарях и справочниках;

- пути совершенствования речевого общения.

Настоящая программа ставит следующие цели:

1. Закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи.

2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширять знания по культуре речи.

3. Закрепить и расширить знания студентов о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.

4. Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.




Тема 1.1.

Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка.

Содержание учебного материала

33

1.

Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

1

1

2.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм русского литературного языка.

1

1

3.

Специфика устной и письменной речи. . Речевые ошибки.

1

1

Практические занятия

1


Определение видов речевых ошибок и их устранение.

1

2

Тема 1.2.

Орфоэпические нормы.

Содержание учебного материала

3


1.

Основные правила русского литературного произношения.

1

2

2.

Правила постановки ударения.

1

2

3

Интонация как средство языковой выразительности

1

2

Практические занятия

2


Работа с орфоэпическими словарями

1

2

Выявление орфоэпических и акцентологических ошибок в речи

1

2

Самостоятельная работа

Выполнений упражнений, работа с орфоэпическими словарями.

Подготовка реферативных сообщений по темам:

«Особенности устной и письменной речи»,

«Значение словарей в жизни человека» .

1


Тема 1.3.

Лексические нормы.Фразеология. Лексикография

.

Содержание учебного материала

4


1.


Лексика с точки зрения значения, происхождения и употребления.

Использование в речи разных лексических групп слов. Профессиональная лексика.

1

2

2.

Лексические ошибки, их виды. Способы устранения лексических ошибок.

1

2

3.

Стилистически окрашенная лексика.

1

2

4.

Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов.

1

2

Практические занятия

2

2

Устранение лексических ошибок в речи

1

2

Работа с лексическими словарями.

1

2

Самостоятельная работа

Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями.




Тема 1.4.


Морфологические и словообразовательные нормы


Содержание учебного материала

5


1.

Морфологические нормы, колебания норм, вариантность в форме слова.

1

2

2.

Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.

1

2

3.

Правила употребления различных частей речи.

1

2

4.

Морфемика.

1

2

5.

Словообразовательные нормы. Типы словообразовательных ошибок.

1

2

Практические занятия

2

2

Выстраивание речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка

1

2

Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в речи.

1

2

Самостоятельная работа

Выполнение упражнений



Тема 1.5.

Пунктуационные и синтаксические нормы


Содержание учебного материала

4

1.

Правила построения словосочетаний и предложений.

1

2

2.

Принципы русской пунктуации.

1

2

3.

Пунктуационные и синтаксические нормы.

1

2

4.

Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их устранения.

1

2

Практические занятия

2


Выстраивание своей речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка .

1

2

Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи.

1

2

Самостоятельная работа

Выполнение тренировочных упражнений по учебнику.

Подготовка к практическом занятию.



Тема 1.7.

Орфографические нормы

Содержание учебного материала

3


1.

Орфографические нормы.

1

2

2.

Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания различных частей речи.

1

2

3

Графические нормы, позиционный принцип русской графики.

1

2

Практические занятия

1


Выстраивание письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка .Устранение орфографических ошибок в письменной речи

1


Контрольная работа по теме " Нормы русского литературного языка"

1


Самостоятельная работа

Выполнение упражнений, составление схем и таблиц по орфографии и пунктуации



Раздел 2.

Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи

14


Тема 2.1.

Особенности научного стиля речи

Содержание учебного материала

2


1

Специфика научного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры.

1


2.

Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата

1


Практические занятия

1


Создание текстов различных типов и жанров научного стиля

1


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Составление сложного плана научной статьи

Подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях

Создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.)

1


Тема 2.2.

Особенности официально-делового стиля речи

Содержание учебного материала

2


1.

Специфика официально-делового стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры.

1

1

2.

Особенности составления документов личного и делового характера.

1

2

Практические занятия

2

2

Изучение особенностей публичной речи

1

2

Использование приемов грамотного общения с аудиторией.

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка публичного выступления

Подготовка реферативных сообщений по теме:

«Невербальные средства общения"



Тема 2.3.

Особенности публицистического стиля


Содержание учебного материала

2

1.

Специфика публицистического стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

Жанры письменной и устной речи публицистического стиля.

1

2

2.

Этика публичного выступления.

1

2

Практические занятия

2

2

Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля

1

2

Создание письменных текстов различных типов и жанров публицистического стиля

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка к практическому занятию;

Подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией



Тема 2.4.

Особенности разговорного стиля речи

Содержание учебного материала

1


1.

Специфика разговорного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры разговорного стиля речи.

1

2


Практические занятия

1

2

Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля.

1

2

Контроль знаний по разделу "Функциональные стили речи"

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка к зачету.

Составление диалогов по различным аспектам профессиональной деятельности.


1



Дифференцированный зачет


1



ВСЕГО

48/8




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Русский язык и литература» и соответствующая комната лаборанта.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по предмету.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,

- экран и мультимедиапроектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература.

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. - М.: Изд. Центр «Академия», 2011. - 320 с.

  2. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с. Гриф Минобр.

  3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2010.- 353с. Гриф Минобр.

  4. Интернет- ресурсы:

  5. . [email protected];

slovari.gramota.ru;

slovari.ru.

stihi-rus.rus/pravila.htm





Дополнительная литература.

  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.

  2. Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.

  3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. - М., 2000.

  4. Щукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения - М.: Изд-во "Правда", 1986.

  5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.: Русский язык, 1994.

  6. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2001.

  7. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е изд., стереотип. - М., 1997.

  8. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий . Учебное пособие / Под. ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. - СПб.: Питер, 2005.

OC Windows, XP - сервисная программа.

MS Office, XP - сервисная программа










4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

  1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.

  2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.

  3. Оценка результатов выполнения письменных и устных упражнений.

  4. Оценка содержания реферативных сообщений.

Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

Анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;


  1. Самооценка и взаимооценка высказываний обучающихся при проведении беседы, при индивидуальном и групповом опросе.

  2. Самооценка и взаимооценка выполнения письменных и устных упражнений.

Пользоваться словарями русского языка;

Оценка умения пользоваться словарями русского языка при выполнении устных и письменных упражнений.

Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;


  1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.

  2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.

  3. Оценка и анализ диалогов, составленных обучающимися.

  4. Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.

Использовать основные приемы информационной переработки текста;

Оценка результатов информационной переработки текста.

Знания

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

Специфику устной и письменной речи

Нормы русского литературного языка;


  1. Оценка результатов выполнения письменных и устных упражнений.

2. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

  1. Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

Правила делового общения; этические нормы служебных взаимоотношений; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы.


  1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.

  2. Оценка диалогов, составленных обучающимися.

  3. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

  4. Оценка результатов выполнения письменных работ.




Разработчики:

___________________________Козлова Е.Л.


6


© 2010-2022