- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козлова Е.Л. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МГЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»
«РАССМОТРЕНО И
СОГЛАСОВАНО»
Методическим Советом
протокол № _____
от «____» __________ 2014 год
______________ Бушуева Е.С.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УПР
_______________ Н.В.Марина
«_____»_____________ 20__ г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
предмет «Русский язык и культура речи»
по специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства"
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства" (далее - ФГОС СПО); примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального института развития образования, 2008 г.
Организация-разработчик: Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мглинский техникум агротехнологий» г.Жуковка
Разработчики:
Козлова Елена Львовна, преподаватель общеобразовательных дисциплин филиала ГБОУ СПО «МТАт» г. Жуковка
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства".
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в состав дисциплин цикла ОГСЭ.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;
- практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;
- правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;
- разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;
- ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;
- составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;
- вести телефонный разговор;
- осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;
- не допускать обезличенности своей речи;
-противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;
-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;
- совершенствовать свою культуру общения;
- пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;
- различия между языком и речью;
- связь культуры речи с литературным языком;
- специфику устной и письменной речи;
- составляющие компоненты и культуры речи;
- литературные нормы на разных языках;
- литературные нормы по степени обязательности;
- изобразительно-выразительные средства речи;
- особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);
- типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;
- причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;
- правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;
- соответствующие речевые формы и ключевые слова;
- об основных нормативных словарях и справочниках;
- пути совершенствования речевого общения.
Настоящая программа ставит следующие цели:
1. Закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи.
2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширять знания по культуре речи.
3. Закрепить и расширить знания студентов о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.
4. Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.
Тема 1.1.
Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка.
Содержание учебного материала
33
1.
Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.
1
1
2.
Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм русского литературного языка.
1
1
3.
Специфика устной и письменной речи. . Речевые ошибки.
1
1
Практические занятия
1
Определение видов речевых ошибок и их устранение.
1
2
Тема 1.2.
Орфоэпические нормы.
Содержание учебного материала
3
1.
Основные правила русского литературного произношения.
1
2
2.
Правила постановки ударения.
1
2
3
Интонация как средство языковой выразительности
1
2
Практические занятия
2
Работа с орфоэпическими словарями
1
2
Выявление орфоэпических и акцентологических ошибок в речи
1
2
Самостоятельная работа
Выполнений упражнений, работа с орфоэпическими словарями.
Подготовка реферативных сообщений по темам:
«Особенности устной и письменной речи»,
«Значение словарей в жизни человека» .
1
Тема 1.3.
Лексические нормы.Фразеология. Лексикография
.
Содержание учебного материала
4
1.
Лексика с точки зрения значения, происхождения и употребления.
Использование в речи разных лексических групп слов. Профессиональная лексика.
1
2
2.
Лексические ошибки, их виды. Способы устранения лексических ошибок.
1
2
3.
Стилистически окрашенная лексика.
1
2
4.
Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов.
1
2
Практические занятия
2
2
Устранение лексических ошибок в речи
1
2
Работа с лексическими словарями.
1
2
Самостоятельная работа
Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями.
Тема 1.4.
Морфологические и словообразовательные нормы
Содержание учебного материала
5
1.
Морфологические нормы, колебания норм, вариантность в форме слова.
1
2
2.
Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.
1
2
3.
Правила употребления различных частей речи.
1
2
4.
Морфемика.
1
2
5.
Словообразовательные нормы. Типы словообразовательных ошибок.
1
2
Практические занятия
2
2
Выстраивание речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка
1
2
Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в речи.
1
2
Самостоятельная работа
Выполнение упражнений
Тема 1.5.
Пунктуационные и синтаксические нормы
Содержание учебного материала
4
1.
Правила построения словосочетаний и предложений.
1
2
2.
Принципы русской пунктуации.
1
2
3.
Пунктуационные и синтаксические нормы.
1
2
4.
Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их устранения.
1
2
Практические занятия
2
Выстраивание своей речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка .
1
2
Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи.
1
2
Самостоятельная работа
Выполнение тренировочных упражнений по учебнику.
Подготовка к практическом занятию.
Тема 1.7.
Орфографические нормы
Содержание учебного материала
3
1.
Орфографические нормы.
1
2
2.
Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания различных частей речи.
1
2
3
Графические нормы, позиционный принцип русской графики.
1
2
Практические занятия
1
Выстраивание письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка .Устранение орфографических ошибок в письменной речи
1
Контрольная работа по теме " Нормы русского литературного языка"
1
Самостоятельная работа
Выполнение упражнений, составление схем и таблиц по орфографии и пунктуации
Раздел 2.
Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи
14
Тема 2.1.
Особенности научного стиля речи
Содержание учебного материала
2
1
Специфика научного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры.
1
2.
Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата
1
Практические занятия
1
Создание текстов различных типов и жанров научного стиля
1
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию;
Составление сложного плана научной статьи
Подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях
Создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.)
1
Тема 2.2.
Особенности официально-делового стиля речи
Содержание учебного материала
2
1.
Специфика официально-делового стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры.
1
1
2.
Особенности составления документов личного и делового характера.
1
2
Практические занятия
2
2
Изучение особенностей публичной речи
1
2
Использование приемов грамотного общения с аудиторией.
1
2
Самостоятельная работа
Подготовка публичного выступления
Подготовка реферативных сообщений по теме:
«Невербальные средства общения"
Тема 2.3.
Особенности публицистического стиля
Содержание учебного материала
2
1.
Специфика публицистического стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.
Жанры письменной и устной речи публицистического стиля.
1
2
2.
Этика публичного выступления.
1
2
Практические занятия
2
2
Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля
1
2
Создание письменных текстов различных типов и жанров публицистического стиля
1
2
Самостоятельная работа
Подготовка к практическому занятию;
Подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией
Тема 2.4.
Особенности разговорного стиля речи
Содержание учебного материала
1
1.
Специфика разговорного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. Жанры разговорного стиля речи.
1
2
Практические занятия
1
2
Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля.
1
2
Контроль знаний по разделу "Функциональные стили речи"
1
2
Самостоятельная работа
Подготовка к зачету.
Составление диалогов по различным аспектам профессиональной деятельности.
1
Дифференцированный зачет
1
ВСЕГО
48/8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Русский язык и литература» и соответствующая комната лаборанта.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература.
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. - М.: Изд. Центр «Академия», 2011. - 320 с.
-
Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с. Гриф Минобр.
-
Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2010.- 353с. Гриф Минобр.
-
Интернет- ресурсы:
slovari.gramota.ru;
slovari.ru.
stihi-rus.rus/pravila.htm
Дополнительная литература.
-
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.
-
Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.
-
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. - М., 2000.
-
Щукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения - М.: Изд-во "Правда", 1986.
-
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.: Русский язык, 1994.
-
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2001.
-
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е изд., стереотип. - М., 1997.
-
Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий . Учебное пособие / Под. ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. - СПб.: Питер, 2005.
OC Windows, XP - сервисная программа.
MS Office, XP - сервисная программа
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
-
Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.
-
Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
-
Оценка результатов выполнения письменных и устных упражнений.
-
Оценка содержания реферативных сообщений.
Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
Анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
-
Самооценка и взаимооценка высказываний обучающихся при проведении беседы, при индивидуальном и групповом опросе.
-
Самооценка и взаимооценка выполнения письменных и устных упражнений.
Пользоваться словарями русского языка;
Оценка умения пользоваться словарями русского языка при выполнении устных и письменных упражнений.
Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
-
Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.
-
Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
-
Оценка и анализ диалогов, составленных обучающимися.
-
Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.
Использовать основные приемы информационной переработки текста;
Оценка результатов информационной переработки текста.
Знания
Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.
Специфику устной и письменной речи
Нормы русского литературного языка;
-
Оценка результатов выполнения письменных и устных упражнений.
2. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.
-
Оценка результатов выполнения тестовых заданий.
Правила делового общения; этические нормы служебных взаимоотношений; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы.
-
Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.
-
Оценка диалогов, составленных обучающимися.
-
Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.
-
Оценка результатов выполнения письменных работ.
Разработчики:
___________________________Козлова Е.Л.
6