• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа элективного курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» для учащихся 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа элективного курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» для учащихся 10 класса (профильный уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка

Для участия в региональном конкурсе программ элективных курсов в системе профильного обучения



Регистрационный номер №

Дата регистрации заявки

Предметная область:____Русский язык________________________________

Номинация: углубление отдельных тем обязательных предметов_________ федерального компонента и предметов по выбору______________________

Ф.И.О. автора программы: Гусева Людмила Михайловна________________

Наименование образовательного учреждения, в котором работает автор программы (указывается по Уставу учреждения)__государственное_______ _бюджетное общеобразовательной учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательныйцентр» с.Воротнее________

_муниципального района Сергиевский Самарской области_______________

Контактный телефон участника конкурса ( с указанием междугороднего телефонного кода): (846) 55 41210

Электронный адрес участника: [email protected]

Директор школы: О.П. Коршикова (подпись)

М.П.







государственное бюджетное общеобразовательное учреждение самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области







Рабочая программа

элективного курса

«Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской

деятельности старшеклассников по русскому языку»

для учащихся 10 класса

(профильный уровень)




Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Гусева Людмила Михайловна


2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования по русскому языку, на основе пособия Абрамовой С.В.: Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы, М., Просвещение, 2011, предназначенного для учителей общеобразовательных школ, работающих в классах профильного уровня. Программа курса рассчитана на учащихся 10 класса. На изучение курса отводится 17 часов.

Цель программы:

-создание мотивационной базы для осознанного выбора социально- гуманитарного профиля обучения;

- приобретение учащимися практических навыков исследовательской и проектной работы, которые будут полезны для дальнейшей учебы в школе и в вузе;

- повышение интереса школьников к русскому языку через свежий взгляд на привычный предмет;

-формирование ключевых компетентностей;

- развитие личности через познание мира, других людей, самопознание и потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений в соотнесении их с приложенными усилиями.

Цель курса:

- углубить и расширить знания в области лингвистики;

- передать технологию проектной и исследовательской работы по русскому языку;

-научить старшеклассников поиску научной литературы по теме исследования;

- сформировать практические навыки работы с научной литературой;

- усовершенствовать навыки переработки текста;

- развить самостоятельность в приобретении знаний, научное мировоззрение, интеллектуальные и творческие способности.

Планируемые образовательные результаты

Знаниевый образовательный результат:

-применять знания о системности языка, достижениях лингвистической науки;

-применять технологию проектной и исследовательской деятельности;

-находить и использовать основные источники информации, связанные с исследованием;

- анализировать композицию и лексические особенности научного стиля речи;

- применять основные виды переработки научной литературы;

- уметь самостоятельно добывать знания;

- уметь грамотно оформлять, представлять и оценивать исследовательскую и работу.

Компетентностный образовательный результат.

Коммуникативная компетентность: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях представления опыта исследовательской деятельности.

Культуроведческая компетентность: понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества; владение нормами речевого поведения и речевого этикета.

Информационная компетентность: умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с научной литературой (чтение, конспектирование, составление тезисного плана, аннотация, цитирование, обзорный конспект, оформление ссылок и списка литературы)

Описание способов оценки планируемых результатов.

Формы контроля

Критерии оценки

1.Устный опрос, беседа по темам курса.

Знание понятий «языковая личность» и «лингвистическая компетенция».

Сформированность лингвистической компетенции:

- умение применять знания о системности языка;

-иметь представление об исследовательской работе по русскому языку;

- умение применять знания о достижениях лингвистической науки, об ученых- русистах.

Сформированность коммуникативной компетенции:

- готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- умение общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога);

- умение публично выступать.

Сформированность культуроведческой компетенции:

- понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества;

- владение нормами речевого поведения и речевого этикета.

2. Практикум. Работа с таблицей.

Составление программы с детализацией задач каждого этапа УИР работы.

Знание этапов УИР и умение использовать составленную программу УИР

3.Практикум. Работа с фрагментами исследовательских работ.

Нахождение и исправление ошибок в формулировках тем.

Умение грамотно формулировать тему исследовательской работы

4.Практикум с использованием ПК (сеть Интернет), ресурсов медиатеки.

Поиск и отбор научной литературы по заданной теме.

Сформированность информационной компетентности:

-умение использовать библиотечные каталоги, справочные издания

(энциклопедии, реферативные статьи, журналы), Интрнет, электронные библиотечные каталоги. Лингвистический энциклопедический словарь, и энциклопедия «Русский язык» для поиска и отбора научной литературы.

5. Тренировочное упражнение

Обучение чтению научной литературы и выделение в тексте признаков научного стиля.

Знание основных признаков научного стиля научно- популярного подстиля речи, целей, условий использования и жанров научного стиля речи.

Умение находить в тексте признаки научного стиля.

6. Практикум. Работа с раздаточным материалом.

Анализ композиции и лексических особенностей текстов научного стиля речи.

Знание основных признаков научного стиля речи, лексических особенностей тексов научного стиля, научных терминов.

Умение пользоваться справочной литературой, энциклопедиями.

7. Практикум. Работа с лингвистической статьей.

Обучение составлению тезисного плана.

Знание различных видов конспектирования.

Умение составлять вторичные тексты, тезисный план, использовать их в ходе УИР.

8.Индивидуальная практическая работа

Оформление УИР (титульный лист, краткий обзор научной литературы, ссылки, список литературы)

Знать требования к содержанию и оформлению УИР.

Умение правильно оформлять УИР

9. Анкетирование

Умение осуществлять рефлексию: что нового узнали, чему научились, что представляло особый интерес, что вызвало затруднения.


Описание оснований для отбора содержания образования

За последние годы такие виды работы как проектная и исследовательская деятельность стали очень актуальны в современной школе. Это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной задачей является формирование прочной системы знаний к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное активное добывание знаний учащимися. В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются. На старшей ступени образования необходимо сформировать такие навыки исследовательской работы: « … владение приемами исследовательской деятельности, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование результатов». Психологи и педагоги видят в исследовательской и проектной работе школьников огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательский навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.

В этой связи необходимо научить старшеклассников работать с текстами разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, умению искать, отбирать и владеть приемами информационной переработки текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Не менее важно для старшеклассников при работе с научной литературой умение делать ссылки и грамотно цитировать. Это наиболее универсальные исследовательские навыки, которые важны для любого современного человека, специалиста в любой области.

Кроме того, содержание данного курса направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе, во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной. Освоение содержания способствует социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.

Учебно- тематическое планирование курса

№ п/п

Название раздела

Количество аудиторных часов

1

Вводное занятие.

1

2

Планирование исследовательской и проектной деятельности по русскому языку.

5

3

Выбор и формулировка темы исследования.

2

4

Работа с научной литературой по теме исследования.

8

5

Заключительное занятие.

1

Всего: 17

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Коли-чество часов

Основное содержание по темам

Вводное занятие

1

1

Что позволяет объединить исследовательские проекты и учебно- исследовательские работы по русскому языку.

1

Проектная и учебно-исследовательская работа как инновационные технологии. Какие качества школьника формируют эти виды работ и что их сближает. Существенные отличия проектной и учебно - исследовательской работы. Этапы проектной и учебно - исследовательской работы.

Классификации проектов.

Мотивы старшеклассников, которые могут быть удовлетворены через исследовательскую работу по русскому языку.

Планирование исследовательской и проектной деятельности по русскому языку.

5

2.

Цели и задачи проектной и исследовательской работы.

1

Развитие старшеклассника как языковой личности. Что означают понятия «языковая личность» и «лингвистическая компетенция». Влияние отбора содержания исследовательской и проектной работы на формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

3

Принципы отбора содержания исследовательских и проектных работ.

1

Принцип научности, принцип опоры на уже полученные знания, этичность, принцип коммуникативности, принцип межпредметных связей. Практическая значимость проектной и исследовательской работы.

4

Направление исследования и выбор темы.

1

Понятие исследовательского пространства. Языковые уровни (фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис) Сферы функционирования языка

(язык художественной литературы, язык СМИ, научная речь, виртуальное общение и др.)

5

Этапы проектной работы.

1

Определение темы проекта

Выявление проблемы и цели проекта.

Составление примерного плана работы, определение методов исследования. Работа над проектом: сбор информации, анализ собранной информации, формулировка выводов, подготовка презентации проекта. Презентация проекта. Оценка проекта, рефлексия над результатами проекта.

6

Практикум. Составление программы с детализацией задач каждого этапа УИР работы.

1

Составление программы в виде таблицы с описанием этапов работы и деятельности учащихся.

Выбор и формулировка темы исследования.

2

7

Лингвистические проблемы, которые интересуют старшеклассников. Выбор темы.

1

От чего зависит выбор темы. Устный опрос учащихся по интересующим их лингвистическим проблемам. Критерии формулировки темы, наиболее частые ошибки в формулировках.

8

Практикум. Как грамотно сформулировать тему, поставить цели и задачи работы.

1

Работа учащихся по нахождению и исправлению ошибок в формулировках тем исследовательских работ

Работа с научной литературой по теме исследования.

8

9

Поиск и отбор научной литературы по теме исследования.

1

Основные источники информации по проблеме исследования: библиотечные каталоги, справочные издания

(энциклопедии, реферативные статьи, журналы), Интрнет, электронные библиотечные каталоги. Лингвистический энциклопедический словарь, и энциклопедия «Русский язык». Отбор самой необходимой литературы для дальнейшего исследования.

10

Практикум. Поиск научной литературы по заданной теме.

1

Работа в медиатеке. Использование различных источников для поиска необходимой литературы (Интернет, библиотека)

Самостоятельная работа: отбор необходимой литературы.

11

Обучение чтению научной литературы.

1

Основные признаки научного стиля научно- популярного подстиля речи. Цели использования научного стиля речи, условия использования, жанры научного стиля речи.

Самостоятельная работа:

Чтение параграфа «Основные признаки научного стиля речи» по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. И составление таблицы «Основные признаки научного стиля речи»

Выполнение упр. 346 данного учебника.

12

Практикум. Анализ композиции и лексических особенностей текстов научного стиля речи.

1

Заполнение таблицы «Основные признаки научного стиля речи». Работа с текстом ( по раздаточному материалу): анализ композиции текста научного стиля речи; анализ лексических особенностей тексов научного стиля: точности, обобщенности, отвлеченности.

Работа со словарями и энциклопедиями:

научные термины.

13

Различные виды конспектирования. Обзор научной литературы

1

Типы конспектов: полный (интегральный) и выборочный

(селективный). Тезисный план. Выборочный и обзорный конспект. Значение анализа научной литературы для ведения исследования. Типичные ошибки в обзорах научной литературы (на примерах фрагментов исследовательских работ)

14

Практикум. Обучение составлению тезисного плана.

1

Составление тезисного плана статьи Крысина Л.П. «Языковая норма и речевая практика» в виде таблицы (тезис - примеры)

Самостоятельная работа:

подготовить краткий доклад по проблеме развития языковой нормы, используя полученный тезисный план.

15

Как оформить ссылки и список литературы

1

Необходимость ссылок на литературу. Различные варианты оформления ссылок. Правила составления и оформления списка литературы.

Оформление и содержание исследовательской работы по русскому языку.

1

16

Оформление и содержание исследовательской работы по русскому языку.

1

Титульный лист, содержание, введение, краткий обзор научной и научно- популярной литературы, основная, исследовательская часть, выводы, список литературы, приложения. Анализ различных фрагментов вступлений, основной части и заключений к исследовательским работам.

Самостоятельная работа:

индивидуальное задание по оформлению УИР.

Заключительное занятие

1

17

Анкета для старшеклассников-исследователей.

1

Осуществление завершающей рефлексии у старшеклассников после изучения данного курса

Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника.

Элективный курс «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» поможет старшеклассникам понять, в чем состоят особенности исследовательской и проектной работы, расширить знания о мире и самом себе, научиться грамотно отбирать и перерабатывать научную литературу что, несомненно, пригодиться им в период обучения в высших учебных заведениях и будущей профессиональной деятельности. Содержание курса способствует выявлению и решению лингвистических проблем, интересующих старшеклассников. Это способствует развитию речевой и языковой рефлексии, которая стимулирует внимательное отношение к речи. Данный элективный курс способствует совершенствованию коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознанию роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использовать разные формы учебно - познавательной деятельности в вузе.

Способы организации освоения элективного курса учащимися:

- уроки - практикумы (с использованием работы в группе и в паре);

- самостоятельная работа с использованием ПК;

- личностно-ориентированный подход в обучении;

- микроисследования.


Характеристика ресурсов

Для реализации программы курса имеются следующие ресурсы:

  1. Дидактические материалы:

- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2010;

- С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011;

- Г.Я. Солганик. Стилистика текста. М., «Наука» 1997;

- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

- Л.П. Крысин. Языковая норма и речевая практика: лингвистическая статья. Отечественные записки.2005, №2.

- Материалы лингвистической конференции исследовательских работ школьников «Языкознание для всех»;

- Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь- справочник лингвистических терминов. М., 2001.

- Ю.Н. Караулов. Русский язык и языковая личность. М., 2004;

- Раздаточный материал: тексты, фрагменты исследовательских работ старшеклассников, представленных на лингвистической секции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского. 2007.

- Вопросы анкеты для осуществления рефлексии.

  1. Интернет- ресурсы. Сайты конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ школьников.

- unk.org.ru- сайт Российского открытого конкурса исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»;

- vernadsky.info/- сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского;

- redu.ru/- сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся.

3. Материальные ресурсы:

-кабинет русского языка;

- медиатека: электронные учебники и пособия; печатные издания: справочная и учебная литература;

- компьютерный класс: 14 компьютеров с выходом в Интернет.

- 5 ноутбуков с доступом выхода в Интернет;

- проектор, экран;

- копировальная техника, сканер.

4.Организационные ресурсы:

-расписание элективных курсов;

-расписание работы медиатеки;

- график работы компьютерного класса;

- расписание проектной деятельности учащихся, консультаций руководителей проектов.

5.Кадровые ресурсы:

- учитель высшей категории;

- ПК по теме: «Подготовка учащихся к олимпиадам и научно- практическим конференциям по русскому языку и литературе» (2011 г.)



Справка

о реализации учебной программы элективного курса

«Работа с научной литературой в ходе исследовательской и проектной деятельности старшеклассников по русскому языку» (профильный уровень).


Данная программа была разработана в 2007-2008 учебном году и успешно реализуется в образовательном процессе школы в настоящее время. Необходимость разработки данного курса возникла в связи с выбором учащимися старшей школы социально- гуманитарного профиля и активного внедрения в образовательный процесс метода проекта и работы учащихся в исследовательском направлении.

Программа курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся» позволила мне как педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, старшеклассникам учиться, направлять их познавательную деятельность, развивать самостоятельность в приобретении знаний, формировать ключевые компетентности.

Изучение данного курса дает учащимся возможность расширить и углубить знания в области лингвистики, что способствует формированию лингвистической компетентности. Так, после изучения данного курса Бурцев Владислав, учащийся 11 класса, получить Похвальную грамоту за высокие достижения в окружном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку в 2008 году. По итогам государственной аттестации в 2008 году в выпускном классе, где был реализован данный курс, двое учащихся (из шести) Садыков Марат и Бурцев Владислав набрали более 70 баллов, получили оценку «5» и окончили школу с золотой и серебряной медалями. Навыки исследовательской работы и умение работать с научной и учебной литературой помогают выпускникам успешно обучаться в вузах и получать высшее образование.

Изучив программу данного курса, учащиеся успешно выполняют и представляют исследовательские работы на научно- практических конференциях различного уровня. Так, Каменская Анна на окружной конференции старшеклассников в 2012-13 учебном году в номинации «Русский язык» заняла 3 место, в областном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Марусина Ирина и Каменская Анна заняли 2 место в номинации «Гуманитарно - экологические исследования». Ежегодно старшеклассники занимают призовые места в дистанционной Всероссийской олимпиаде «Олимпус» по предметам социально- гуманитарной направленности, «Международном филологическом чемпионате» и Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».

Рабочая программа элективного курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» для учащихся 10 класса (профильный уровень)Рабочая программа элективного курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» для учащихся 10 класса (профильный уровень)Рабочая программа элективного курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» для учащихся 10 класса (профильный уровень)

Учитель: Л.М. Гусева

Директор школы: О.П. Коршикова




Образцы учебных материалов и оценочных средств, используемые при реализации учебной программы.

Раздаточный материал для анализа композиции текста научного стиля речи.

Задание 1.

Прочитайте разрозненные предложения.

(1) Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. (2) Так, в начале 20 века возникла радиотехника, в 1930-е годы - ядерная физика, в 1950-е годы - химия синтетических волокон. (3) Научно- техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. (4) На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий.(5) Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений - термины.(6) Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика, бионика.

Задание 2.

В какой последовательности эти предложения образуют текст? (3,1,4,2,6,5)

Восстановите текст.

Задание3.

Определите, в каких предложениях содержится тезис, в каких- аргументы?(3,1; 4,2,6,5)

Вопрос Как вы думаете, какие тексты представляют собой идеал логичности? (Математические)

Раздаточный материал для анализа лексических особенностей текстов научного стиля: точности, обобщенности, отвлеченности.

Эквивалентность множеств. Устанавливая взаимно однозначное соответствие между теми или иными бесконечными множествами натуральными числами, мы пришли к понятию счетного множества.

Ясно, что аналогичным приёмом можно сравнить множества не только с множеством натуральных чисел; этот способ позволяет сравнивать между собой любые два множества. Введем следующее определение.

Определение. Два множества М и N называют эквивалентными, если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.

Понятие эквивалентности применимо к любым множествам, как конечным. Так и бесконечным. Два конечных множества эквивалентны между собой тогда, когда число элементов у них одинаково. Определение счетного множества можно теперь сформулировать следующим образом: множество называется счетным, если оно эквивалентно множеству натуральных чисел.

Ясно, что два множества, эквивалентные третьему, эквивалентны между собой; в частности, все счетные множества эквивалентны между собой.

Понятие мощности множества. Если эквивалентны между собой два конечных множества, то они состоят из одинакового числа элементов. Если же эквивалентные между собой множества M и N произвольны, то говорят, что M и N имеют одинаковую мощность. Таким образом, мощность- это то общее, что есть у всех эквивалентных между собой множеств.

Для конечных множеств понятие мощности совпадает с привычным понятием числа элементов множества.

Задания.

1. Подчеркните в тексте математические термины.

2. Выпишите глаголы и существительные с отвлеченным, абстрактным значением.

3. Чем отличается значение глаголов позволять, установить, ввести, пройти в научном стиле от обычного употребления? Посмотрите значение этих глаголов в толковом словаре.

4. Найдите примеры объективности в тексте.

Раздаточный материал для работы со словарями, энциклопедиями.

Список терминов

Антоним, гипербола. Дактиль, композиция, лексическое значение, метафора, синтаксис, множество, термин, префикс, функция, натуральное число.

Задания и вопросы

Выпишите математические, лингвистические и литературоведческие термины.

Выпишите их лексические значения.

Какие слова имеют разное терминологическое значение в разных науках?

Выясните происхождение терминов.




Тезисный план

статьи Крысина Л.П. «Языковая норма и речевая практика»

№ страницы

Тезис

Примеры

36

Понятие «норма» в общественной жизни многозначно.

Нормы питания, нормы этикета

36-37

Понятие языковой нормы в лингвистике также многозначно:

1) в широком смысле -словари, учебники;

2) в узком - как результат кодификации языка.

Нормальным для северорусских диалектов является оканье, а для южно- русских -аканье.

Территориальный диалект, городское просторечие, социальные и профессиональные жаргоны

37

Свойства и функции языковой нормы состоят в устойчивости и консервативности, сформировавшихся на протяжении нескольких веков

В пушкинские времена говорили: домы, корпусы, сейчас - дома, корпуса

40

Речевая практика по отношению к литературной норме всегда расшатывала традицию, норму.

Бизнес-план - план бизнеса (традиционно для русского языка). Появление множественного числа «мирные инициативы», «гонка вооружений»

43

Многие новшества в речевой практике противоречат языковой норме.

Взвода, обыска ( с ударением на последнем слоге); обговорить- в значении «обсудить»

44

Отклонения от языковой нормы часто обусловлены сложившейся социальной обстановкой

Стремление достичь коммуникативного комфорта, не выглядеть белой вороной в определенной социальной среде.

46

Речевая практика не всегда следует нормативным рекомендациям, а зависит как от традиций, так и новых веяний

«Языковая деятельность носителя литературного языка протекает в постоянном согласовании собственных речевых действий с традиционными способами употребления языковых средств»










Анкета для учеников

  1. Ваша фамилия, имя.

  2. Занимались ли Вы прежде исследовательской работой?

  3. Чему Вы научились в ходе изучения данного элективного курса?

  4. Что нового Вы узнали?

  5. Где и как Вы можете использовать полученный опыт?

  6. Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес?

  7. С какими трудностями вы встретились и как их преодолели?

  8. Изменились ли Ваши представления о занятии научно - исследовательской работой?

  9. Изменилось ли Ваше отношение к изучению русского языка?





Текст упр. 346 из учебника для 10-11 кл.: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова








Фрагменты исследовательских работ старшеклассников









Памятка

по оформлению и содержанию исследовательской работы

по русскому языку.

Текст исследовательской работы должен содержать:

1) титульный лист - вверху указывается название конференции, посередине- название работы, ниже - фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на самой нижней строке- место и год написания работы;

2) содержание с указанием названий частей и страниц - необязательная часть исследовательской работы; оно оправдано только при значительном объеме(15 и более страниц);

3) введение, в котором должны быть поставлены проблемы исследования, его цели и задачи;

4) краткий обзор научной и научно- популярной литературы - теоретическое основание исследования;

5) основания, исследовательская часть- описание метода исследования, анализ языкового материала и его результаты;

6) выводы;

7) список литературы;

8) приложения.

© 2010-2022