Урок развития речи по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

раздаточный материал на каждую парту:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-а КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ» (ПО СТИХОТВОРЕНИЮ Д.КЕДРИНА «ЗОДЧИЕ»).

ЦЕЛЬ: развитие речи и кругозора обучающихся; определение роли существительных в художественном тексте как средстве создания художественных образов

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты стихотворения ( в сокращении) у каждого обучающегося), мультимедийный проектор

СЛОВАРЬ: архитектура, зодчество, зодчие, благодетель, летописец, блажити, смерд, батоги, лепота, благолепие.(выписаны на доску)

ХОД УРОКА.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

1 слайд. Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: что мы сегодня будем делать на уроке?

Сегодня на уроке нам нужно выяснить, какова роль существительных в художественном тексте (по стихотворению Д.Кедрина «Зодчие»). Предлагаю вам начать нашу работу с беседы о древнейшем памятнике культуры и архитектуры - храме Василия Блаженного.

  • Кто знает, где находится этот собор?

  • А кто может что-нибудь рассказать об этом храме?



ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

- У нас работала группа разведчиков, эти ребята нашли много интересных фактов из истории этого храма.

2 слайд

- Это один из красивейших архитектурных ансамблей нашей Родины, и хотелось бы, чтобы мы с вами познакомились с историей этого собора. (Включается мультимедийный проектор). История собора Василия Блаженного очень интересна. В те далекие времена победы над врагом или какие-нибудь другие свершения было принято отмечать построением храма в честь святого - покровителя или ближайшего религиозного праздника. Собор Василия Блаженного был построен в честь взятия Казани по указу Ивана Грозного в 16 веке. Окончание войны и взятие Казани пришлось на церковный праздник Покрова (14 октября), поэтому было решено назвать церковь Храмом Покрова на Рву. Позднее у стен этого великолепного строения был похоронен «вещий старец» Василий, который был очень прозорливым предсказателем. Странные и смелые речи этого человека с почтением выслушивал даже сам Иван Грозный, который отличался невероятной жестокостью. Иван Грозный не притеснял старца. Таких людей, как Василий, называли блаженными (от старославянского слова «блажити» - почитать, хвалить.), иными словами, почитаемый, уважаемый. Таких святых людей хоронили вблизи храмов. Поэтому в народе Храм Покрова на Рву стали именовать собором Василия Блаженного.

3 слайд. Церковь эту в течении 5-ти лет строили два мастера - Барма и Иван Яковлев по прозвищу Постник.

4 слайд. Центральная башня храма стала самой высокой точкой Москвы той поры (65 метров). Яркие красочные купола собора на Красной Площади были видны из самых дальних уголков столицы... Но внешняя красота храма вызывала споры.

5 слайд. Кое-кому он казался слишком ярким, красочным, ярмарочным. Словом, нарядным не по назначению. Хотелось бы, дескать, поскромнее - храм все-таки! А в начале 20 века один знаменитый художник даже сравнил его разноцветные пестрые купола-луковицы с «огородом чудовищных овощей».

  • Ребята, почему с огородом? Заслушиваются ответы обучающихся

  • Кого-то такое сравнение огорчит, а кого-то развеселит. Ну, огород, так огород, ведь и у огорода, как и у всего живого, есть своя красота...

  • Мы не зря вам рассказали об этом удивительном архитектурном памятнике, потому что сегодня знакомиться с ролью существительных в художественном тексте мы с вами будем, анализируя замечательное стихотворение Д.Кедрина «Зодчие», в котором рассказывается о строительстве этого храма. И помимо знакомства с лингвистическими особенностями существительного, мы окунемся в историю нашего отечества.

  • Обратимся к названию стихотворения. Кого мы называем зодчими?

6 слайд. (словарная работа со словом «зотъ») зодчество, зодчие .

Какой синоним слова «зодчество» существует в современном русском языке ?

7 слайд. Архитектура, строительство.

  • О ком, как вы думаете, стихотворение Д.Кедрина? ЗАСЛУШИВАЮТСЯ РАССУЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗОДЧИЕ» (ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ). НАЧИНАЕТСЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВАМИ

8 слайд: благодетель, летописец, блажити, смерд, батоги, лепота, благолепие

  • Понравилось ли вам это стихотворение?

  • Какой эпизод произвел особенно сильное впечатление?

  • Кто главные герои стихотворения?

1. - Как назван И.Грозный в самой первой строке стихотворения?

- Найдите синонимы к слову «государь» (1 вариант ищет в 1 строфе, 2 вариант - в 3 строфе).

В ТЕТРАДЯХ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ государь-благодетель-царь, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЧАСТИ РЕЧИ И ДЕЛАЮТ ВЫВОД, ЧТО ВСЕ ЭТИ СЛОВА ТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ.

- Запишем слово «зодчие». Во 2 и 5 строфе найдите синонимы к этому слову (зодчие -мастера - строители).

- Какая стилистическая окраска у этих слов?

- Вывод: какую роль могут играть существительные в тексте? Они могут быть синонимами. Почему так важно использовать синонимы в тексте?( помогают избавиться от повторов, делают нашу речь красивой_)

2. - Прочитайте 3 строфу и ответьте: как обращается Иван Грозный к мастерам?

А как зодчие обращаются к Ивану Грозному? (смерды - государь)

- Что мы можем сказать об этих словах с точки зрения их лексического значения?

Вывод: какую еще роль играют существительные в тексте? Они могут быть антонимами.

3. - Еще раз обратимся к этим словам (смерд - государь). Обратитесь к тексту. Определите синтаксическую роль этих слов в предложении? (обращение)

- Как это выражено в тексте? С какой интонацией мы прочитали эти слова? (прочитать еще раз)

- Вывод: в тексте существительные могут быть обращениями.

9 слайд. 4. - С помощью существительных можно рисовать образы. Найдите существительные, которые использует автор, показывая архитектурные особенности собора (1 вариант ищет
в 5 строфе, 2 вариант - в 6 строфе).

  • Какие из этих существительных употреблены в переносном значении? (1 вариант -чешуйки слюды, 2 вариант - луковки)

  • Почему «чешуйки» и «луковки»?

  • По какому признаку осуществлен перенос значения?

  • Как мы называем слова с переносным значением?

  • Вывод: существительные в тексте могут быть метафорой.

5. - Когда я читала стихотворение, вы смогли представить, как строился храм? Посмотрите по тексту, с чего началась работа (4 строфа)? Почему мастера перекрестились? Зачем волосы ремешками хватили? Зачем надели фартуки? На какие леса зодчие понесли
кирпичи?

- Какие существительные помогают нам увидеть начало работы?

  • Обратитесь к 5 строфе - как идет работа? Какие существительные помогают нам увидеть это?

  • Что же стало вырисовываться? (6 строфа) Какая часть речи помогла нам точно и образно представить всю картину строительства?

  • Вывод: существительные служат для точности и образности описания.



ИТОГ УРОКА.

- Сегодня мы с вами провели исследовательскую работу по теме «Роль существительных в художественном тексте». Что же у нас получилось? Какова же роль существительных в тексте? Что нового вы узнали о замечательной части речи - существительном? Чему научились сегодня на уроке?

10-11 слайды .Рефлексия. НА ВЫБОР ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДЛАГАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО МУЗЫКАЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ.

- Прослушайте и подумайте, какой из фрагментов наиболее подходит к самому храму Василия Блаженного, а какой - к стихотворению Д.Кедрина «Зодчие»?

ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ - время на написание сочинения -миниатюры, заслушивание 2-3 работ.

12 слайд. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать иллюстрацию к стихотворению Д.Кедрина «Зодчие».

13 слайд. Спасибо, ребята, за работу на уроке. …. -отлично работали; …. - работали хорошо. ….очень старались. Все умнички и молодцы!

© 2010-2022