- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к ГИА
Подготовка к ГИА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сагаан А.Н. |
Дата | 30.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Подготовка к ГИА
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для систематизации и обобщения знаний по темам: «Орфограммы - гласные в корне слова» (В 2), «Приставки, их правописание» (В 3), «Правописание глагола и его форм» (В 4), «Виды связи в предложениях с несколькими придаточными» (В14);
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- формировать умение пользоваться справочными пособиями;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Оборудование урока:
- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы, ТСО.
Ход урока
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, а с какими заданиями вы сегодня будете работать, определите сами. Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.
-
Постановка цели урока.
Изучить мониторинг выполнения заданий ГИА части А и В. Определить, в каких заданиях больше всего ошибались учащиеся. Постановка цели урока. Какой результат работы вы ожидаете?
-
Проверка домашнего задания.
Мы начинаем с повторения выразительно-изобразительных средств русского языка. В каком задании из части А содержится данная тема? (А3). Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? (стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении).
Итак, цифровой диктант. Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски. Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике. Вы должны были выполнить тестовые задания, которые заключались в определении средств художественной выразительности. (Ответы - синекдоха, разговорная лексика, сравнение, метафора, олицетворение, фразеологизм, антитеза, эпитет)
Оцените выполнение домашней работы: без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки «3», более - «2». Эта система оценивания применима для каждого задания на уроке. В конце урока каждый выведет среднее арифметическое, что и будет оценкой за работу на уроке.
Тропы: Фигуры речи:
-
Эпитет
-
Сравнение
-
Метафора
-
Метонимия
-
Синекдоха
-
Гипербола
-
Литота
-
Олицетворение
-
Перифраз(а)
-
Анафора
-
Параллелизм
-
Антитеза
-
Градация
-
Инверсия
-
Риторический вопрос
-
Риторическое обращение
-
Многосоюзие
-
Бессоюзие
Вопросы к цифровому диктанту:
-
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.
-
Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
-
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.
-
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.
-
Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.
-
Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
-
Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
-
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Самооценка.8-«5»,6-7 - «4», 4-5 - «3», менее - «2».
Ключи:
Тропы:
7
3
5
1
9
Фигуры:
3
4
2
-
Основная часть урока.
1). Задание В1.
Вопрос - что включает в себя это задание? (Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот, заменить синонимом, антонимом).
От чего зависит успех выполнения данного задания? Что необходимо знать и уметь ученику при выполнении данного задания? Какие навыки и умения оно проверяет?
Выполнение заданий. Устная работа в группах, соревнование. Задания проецируются на экране.
Самооценка. 8 - «5», 6-7 - «4», 4-5 - «3», менее - «2».(Ответы - горсть, радость, соберутся, рассматривать, столкновения, разговорный, поздно, обыскал)
2). Задания В2, В3.
Прокомментируйте задания В2, В3. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (В2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (В3). Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию В 3. Проверка. Проверка индивидуальных заданий.
Самооценка.
3). Задание В 4.
Какие формулировки заданий вы встречали при выполнении задания В4? Что необходимо уметь, чтобы правильно выполнить задание?
Какая информация содержится в задании: «В предложениях 10-12 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов
-ан-, -ин-, -ян-, пишется одна буква Н»?
Записать слова под диктовку в строчку через запятую. Определить, какие из них соответствуют данному правилу?
Ветреный, глиняный, песчаный, прочитана, приближенный, оловянный, гусиный, временный, станционный.
Выполнение заданий В4 по сборнику упражнений. Варианты 15-18.
Самооценка.
4). Задание В 14.
Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах. Мы обращаемся к заданию В 14 ГИА.
Первая группа. Задача - найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вариант 6.
Вторая группа - найти предложение с последовательным подчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вариант 3.
Третья группа - найти предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вариант 20. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы.
-
Самостоятельная работа.
Работа по вариантам. Прочитать текст и выполнить задания А3, В1 - В4, В14.
-
Итоги урока.
Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? Как вы достигали своей цели? Ожидаемый результат в начале урока совпал с полученным результатом? Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А3, В1 - В 4, В 14).
Домашнее задание.
-
В разделе «Повторение» находится информация об ученых-лингвистах. Прочитать и запомнить, подготовиться к викторине.
-
Упр. 254, выписать из предложений 10 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.