Подготовка к ГИА

Образовательные:- создать условия для систематизации и обобщения знаний по темам: «Орфограммы - гласные в корне слова» (В 2), «Приставки, их правописание» (В 3), «Правописание глагола и его форм» (В 4), «Виды связи в предложениях с несколькими придаточными» (В14);- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;Развивающие:- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;- формировать умение... Воспитывающие:- воспитывать любовь к родному русскому языку;- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; Оборудование урока:- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы, ТСО.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Подготовка к ГИА

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для систематизации и обобщения знаний по темам: «Орфограммы - гласные в корне слова» (В 2), «Приставки, их правописание» (В 3), «Правописание глагола и его форм» (В 4), «Виды связи в предложениях с несколькими придаточными» (В14);

- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

Развивающие:

- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- формировать умение пользоваться справочными пособиями;

- формировать навыки исследовательской работы;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родному русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Оборудование урока:

- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы, ТСО.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, а с какими заданиями вы сегодня будете работать, определите сами. Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.

  1. Постановка цели урока.

Изучить мониторинг выполнения заданий ГИА части А и В. Определить, в каких заданиях больше всего ошибались учащиеся. Постановка цели урока. Какой результат работы вы ожидаете?

  1. Проверка домашнего задания.

Мы начинаем с повторения выразительно-изобразительных средств русского языка. В каком задании из части А содержится данная тема? (А3). Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? (стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении).

Итак, цифровой диктант. Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски. Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике. Вы должны были выполнить тестовые задания, которые заключались в определении средств художественной выразительности. (Ответы - синекдоха, разговорная лексика, сравнение, метафора, олицетворение, фразеологизм, антитеза, эпитет)

Оцените выполнение домашней работы: без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки «3», более - «2». Эта система оценивания применима для каждого задания на уроке. В конце урока каждый выведет среднее арифметическое, что и будет оценкой за работу на уроке.

Тропы: Фигуры речи:

  1. Эпитет

  2. Сравнение

  3. Метафора

  4. Метонимия

  5. Синекдоха

  6. Гипербола

  7. Литота

  8. Олицетворение

  9. Перифраз(а)

  1. Анафора

  2. Параллелизм

  3. Антитеза

  4. Градация

  5. Инверсия

  6. Риторический вопрос

  7. Риторическое обращение

  8. Многосоюзие

  9. Бессоюзие

Вопросы к цифровому диктанту:

  1. Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.

  2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

  3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.

  4. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.

  5. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.

  6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

  7. Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

  8. Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Самооценка.8-«5»,6-7 - «4», 4-5 - «3», менее - «2».

Ключи:

Тропы:


7

3

5

1

9

Фигуры:

3

4

2


  1. Основная часть урока.

1). Задание В1.

Вопрос - что включает в себя это задание? (Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот, заменить синонимом, антонимом).

От чего зависит успех выполнения данного задания? Что необходимо знать и уметь ученику при выполнении данного задания? Какие навыки и умения оно проверяет?

Выполнение заданий. Устная работа в группах, соревнование. Задания проецируются на экране.

Самооценка. 8 - «5», 6-7 - «4», 4-5 - «3», менее - «2».(Ответы - горсть, радость, соберутся, рассматривать, столкновения, разговорный, поздно, обыскал)

2). Задания В2, В3.

Прокомментируйте задания В2, В3. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (В2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (В3). Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию В 3. Проверка. Проверка индивидуальных заданий.

Самооценка.

3). Задание В 4.

Какие формулировки заданий вы встречали при выполнении задания В4? Что необходимо уметь, чтобы правильно выполнить задание?

Какая информация содержится в задании: «В предложениях 10-12 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов

-ан-, -ин-, -ян-, пишется одна буква Н»?

Записать слова под диктовку в строчку через запятую. Определить, какие из них соответствуют данному правилу?

Ветреный, глиняный, песчаный, прочитана, приближенный, оловянный, гусиный, временный, станционный.

Выполнение заданий В4 по сборнику упражнений. Варианты 15-18.

Самооценка.

4). Задание В 14.

Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах. Мы обращаемся к заданию В 14 ГИА.

Первая группа. Задача - найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вариант 6.

Вторая группа - найти предложение с последовательным подчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вариант 3.

Третья группа - найти предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вариант 20. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы.

  1. Самостоятельная работа.

Работа по вариантам. Прочитать текст и выполнить задания А3, В1 - В4, В14.

  1. Итоги урока.

Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? Как вы достигали своей цели? Ожидаемый результат в начале урока совпал с полученным результатом? Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А3, В1 - В 4, В 14).

Домашнее задание.

  1. В разделе «Повторение» находится информация об ученых-лингвистах. Прочитать и запомнить, подготовиться к викторине.

  2. Упр. 254, выписать из предложений 10 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.

© 2010-2022