Конспект урока «Односоставные предложения»

"Описание материала: Тип урока: урок усвоения новых знаний. Задача: -Повысить теоретический уровень знаний учащихся по русскому языку. Содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся. -Совершенствовать навыки работы с тестами. Цели: § образовательная: научить находить, характеризовать и употреблять в речи неопределённо – личные предложения, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; § развивающая: развивать умения определять виды односоставных предложений; § ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ложкинская основная общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края



















Урок русского языка

«Неопределённо - личные предложения»

(8 класс)







Составила:

Галиевская Татьяна Алексеевна

учитель русского языка







Предмет

Русский язык

Место занятия в структуре образовательного процесса

Третий урок в теме «Односоставные предложения»

Тема урока по учебно-тематическому плану

Неопределенно - личные предложения

Тип урока

Вид урока

Комбинированный

Урок открытия нового знания

Цели

Учебная цель: формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения, дать понятие о способах выражения сказуемого

Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков, творческого мышления

Воспитательная цель: воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.

Познавательная цель: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий об неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал.

Этапы урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

3.Подготовка к восприятию темы

4.Первичное закрепление знаний

5.Рефлексивный этап урока

6.Домашнее задание

Оборудование

Учебник: Бархударова С.Г. Русский язык 8 класс М., «Просвещение» 2006; Бабайцева В.В.Русский язык.Теория. М, «Просвещение»1992; Разумовская М.М.Русский язык 8 класс ООО «Дрофа» 1998.

Компьютер, проектор,

Дидактический материал

Презентация, основанная на материале урока (pril)

Карточки с заданиями

Ход урока

1.Оргмомент.

Приветствие. Подготовка класса к уроку

.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предъявление учебных требований.

Создание настроя на учебную деятельность, на открытие новых предметных знаний.

Демонстрация готовности применять полученные знания и умения в освоении предметного материала. Организация внимания и внутренней готовности к уроку

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

Начнём работать.
На экране предложение: Газеты приносят утром.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов.

-Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов - односоставное)

Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
-Понятно ли нам, «кто это приносят»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь мыслиться неопределённо, нечётко, неконкретно.

Сегодня мы с вами проводим урок - исследование. Объектом нашего исследования являются предложения, в которых действующее лицо мыслится неопределённо. Обратимся к схеме прошлого урока. (слайд № 2)

Конспект урока «Односоставные предложения»

О каких предложениях пойдет речь?

Запишите тему в тетради
На экране появляется тема урока: «Неопределённо - личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока. Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите свои цели (Ученики пишут цели ). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: (Учитель читает цели со слайда своей презентации). На экране цели и задачи.
* Формирование у учащихся понятий об неопределённо-личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи..
Совпадают ли наши цели? Обсуждение.

Формирование УУД

Познавательные: извлекать информацию, делать логические выводы

Регулятивные: формулировать вопрос

3. Подготовка к восприятию темы

Учитель: Проверим, как вы дома подготовили сообщение об односоставных и определённо - личных предложениях. (Учитель спрашивает домашние задание, по желанию учащихся один ученик выходит к доске и делает сообщение)
Учитель спрашивает о дополнениях, исправлениях

2. На экране (презентация) записаны предложения:
Идёшь по дороге и видишь, какая красота кругом.
В Сибири не любят горячку и спешку.
Учитель: Спишите с экрана презентации определённо - личное предложение. Учащиеся работают, а потом рассказывают, какое предложение выписали и почему.
I Сотворчество. Восприятие нового.
1.Учитель: сегодня на уроке вы не пассивные слушатели, а активные участники. Не забывайте об этом.
У нас на экране осталось предложение.

Появляется новый слайд:
В Сибири не любят горячку и спешку.
- Чем выражен главный член?

- Каковы грамматические значения глагола - сказуемого? (глагол 3 лица, множественного числа, прошедшего времени).

-Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное? - действие или лицо
2. На экране предложение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Работаем устно. (Определяем форму глагола - сказуемого - 3 лицо, множественное число, настоящее время). Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к севу? (Нет)
Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. На экране презентации предложение:
Во дворе играют в волейбол.
(Определяем форму сказуемого - 3 лицо, множественное число, будущее время).

Учитель: В данном предложении тоже главное - действие.
Работа в группах

1 группа отвечает на вопросы:

-Какое предложение мы называем НЛ?

-Какое действие выражает глагол в НЛП

2 группа - рассказывает о форме сказуемого в НЛП

-в НЛП важно действие или лицо, которое его его производит?

(используем уч.Бабайцевой стр.189 пар.182 уч.Разумовской стр.79 пар.19)

Делаем выводы вместе.

Для того чтобы не ошибиться в определении вида односоставных предложений, давайте составим алгоритм наших действий

Алгоритм:
1.Определи, два или один главный член (или: из чего состоит грамматическая основа предложения?)
2.Если два (подлежащее и сказуемое) - двусоставное предложение.
3.Если один - односоставное.
4.Если он в форме сказуемого, определи, чем выражено сказуемое.
5.Если это глагол в форме:
1 л. наст.вр. изъяв. или повел наклонения - это определенно - личное предложение.
6.Если это глагол в форме: 3-го лица мн.числа или прош.вр. мн.число
это неопределённо - личное предложение

Формируемые УУД

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; достижение договоренностей и согласование общего решения

4.Первичное закрепление знаний

Задание. Придумайте и запишите 3 НЛП.

Задание. Работа с поэтическим текстом.
На экране пронумерованные предложения.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения. Сейчас ребята, которые сидят на первом варианте, запишут только цифры определённо - личных предложений, а ребята, которые сидят на втором варианте - неопределённо- личных предложений)

Учащиеся работают.

1) И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин

2) Люблю грозу в начале мая.
Ф.И. Тютчев
3) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид!
А.С. Пушкин

4) И вот нашли большое поле.
М. Ю. Лермонтов

5) Брожу по набережной снова..
Ю. Друнина

Проверка: На доске появляется ответ: 2,3, 5 - определённо - личные предложения; 1, 4 - неопределённо - личные.
Задание. Игра - конкурс «Кто быстрее и правильнее найдёт неопределённо - личное предложение?».

(Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо - личные и неопределённо - личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо - личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение
А). Выберите себе книгу по вкусу. ОЛ
Б) В доме шумят. НЛ
В) Не из Барнаула ли будешь?ОЛ
Г) Приготовьтесь к уроку! ОЛ
Д) Детей учили рисованию.НЛ

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

5. Рефлексивный этап урока.

Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели в начале урока:
Газеты приносят утром.
Теперь мы точно можем сказать, какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Экран презентации:
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…
Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свои записи в тетради и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

6. Домашнее задание:
Учитель комментирует домашнее задание

1. На странице 108 - 109 параграф 22,

Задания на выбор: упражнение 213 или выписать 5 НЛП из худ. текста
2. р\т стр.48-49

© 2010-2022