- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Односоставные предложения»
Конспект урока «Односоставные предложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиевская Т.А. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ложкинская основная общеобразовательная школа»
Целинного района Алтайского края
Урок русского языка
«Неопределённо - личные предложения»
(8 класс)
Составила:
Галиевская Татьяна Алексеевна
учитель русского языка
Предмет
Русский язык
Место занятия в структуре образовательного процесса
Третий урок в теме «Односоставные предложения»
Тема урока по учебно-тематическому плану
Неопределенно - личные предложения
Тип урока
Вид урока
Комбинированный
Урок открытия нового знания
Цели
Учебная цель: формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения, дать понятие о способах выражения сказуемого
Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков, творческого мышления
Воспитательная цель: воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
Познавательная цель: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий об неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал.
Этапы урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний. Целеполагание.
3.Подготовка к восприятию темы
4.Первичное закрепление знаний
5.Рефлексивный этап урока
6.Домашнее задание
Оборудование
Учебник: Бархударова С.Г. Русский язык 8 класс М., «Просвещение» 2006; Бабайцева В.В.Русский язык.Теория. М, «Просвещение»1992; Разумовская М.М.Русский язык 8 класс ООО «Дрофа» 1998.
Компьютер, проектор,
Дидактический материал
Презентация, основанная на материале урока (pril)
Карточки с заданиями
Ход урока
1.Оргмомент.
Приветствие. Подготовка класса к уроку
.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предъявление учебных требований.
Создание настроя на учебную деятельность, на открытие новых предметных знаний.
Демонстрация готовности применять полученные знания и умения в освоении предметного материала. Организация внимания и внутренней готовности к уроку
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.
Начнём работать.
На экране предложение: Газеты приносят утром.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов.
-Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов - односоставное)
Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
-Понятно ли нам, «кто это приносят»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь мыслиться неопределённо, нечётко, неконкретно.
Сегодня мы с вами проводим урок - исследование. Объектом нашего исследования являются предложения, в которых действующее лицо мыслится неопределённо. Обратимся к схеме прошлого урока. (слайд № 2)
О каких предложениях пойдет речь?
Запишите тему в тетради
На экране появляется тема урока: «Неопределённо - личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока. Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите свои цели (Ученики пишут цели ). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: (Учитель читает цели со слайда своей презентации). На экране цели и задачи.
* Формирование у учащихся понятий об неопределённо-личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи..
Совпадают ли наши цели? Обсуждение.
Формирование УУД
Познавательные: извлекать информацию, делать логические выводы
Регулятивные: формулировать вопрос
3. Подготовка к восприятию темы
Учитель: Проверим, как вы дома подготовили сообщение об односоставных и определённо - личных предложениях. (Учитель спрашивает домашние задание, по желанию учащихся один ученик выходит к доске и делает сообщение)
Учитель спрашивает о дополнениях, исправлениях
2. На экране (презентация) записаны предложения:
Идёшь по дороге и видишь, какая красота кругом.
В Сибири не любят горячку и спешку.
Учитель: Спишите с экрана презентации определённо - личное предложение. Учащиеся работают, а потом рассказывают, какое предложение выписали и почему.
I Сотворчество. Восприятие нового.
1.Учитель: сегодня на уроке вы не пассивные слушатели, а активные участники. Не забывайте об этом.
У нас на экране осталось предложение.
Появляется новый слайд:
В Сибири не любят горячку и спешку.
- Чем выражен главный член?
- Каковы грамматические значения глагола - сказуемого? (глагол 3 лица, множественного числа, прошедшего времени).
-Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное? - действие или лицо
2. На экране предложение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Работаем устно. (Определяем форму глагола - сказуемого - 3 лицо, множественное число, настоящее время). Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к севу? (Нет)
Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. На экране презентации предложение:
Во дворе играют в волейбол.
(Определяем форму сказуемого - 3 лицо, множественное число, будущее время).
Учитель: В данном предложении тоже главное - действие.
Работа в группах
1 группа отвечает на вопросы:
-Какое предложение мы называем НЛ?
-Какое действие выражает глагол в НЛП
2 группа - рассказывает о форме сказуемого в НЛП
-в НЛП важно действие или лицо, которое его его производит?
(используем уч.Бабайцевой стр.189 пар.182 уч.Разумовской стр.79 пар.19)
Делаем выводы вместе.
Для того чтобы не ошибиться в определении вида односоставных предложений, давайте составим алгоритм наших действий
Алгоритм:
1.Определи, два или один главный член (или: из чего состоит грамматическая основа предложения?)
2.Если два (подлежащее и сказуемое) - двусоставное предложение.
3.Если один - односоставное.
4.Если он в форме сказуемого, определи, чем выражено сказуемое.
5.Если это глагол в форме:
1 л. наст.вр. изъяв. или повел наклонения - это определенно - личное предложение.
6.Если это глагол в форме: 3-го лица мн.числа или прош.вр. мн.число
это неопределённо - личное предложение
Формируемые УУД
Личностные: осознание ответственности за общее дело;
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; достижение договоренностей и согласование общего решения
4.Первичное закрепление знаний
Задание. Придумайте и запишите 3 НЛП.
Задание. Работа с поэтическим текстом.
На экране пронумерованные предложения.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения. Сейчас ребята, которые сидят на первом варианте, запишут только цифры определённо - личных предложений, а ребята, которые сидят на втором варианте - неопределённо- личных предложений)
Учащиеся работают.
1) И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин
2) Люблю грозу в начале мая.
Ф.И. Тютчев
3) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид!
А.С. Пушкин
4) И вот нашли большое поле.
М. Ю. Лермонтов
5) Брожу по набережной снова..
Ю. Друнина
Проверка: На доске появляется ответ: 2,3, 5 - определённо - личные предложения; 1, 4 - неопределённо - личные.
Задание. Игра - конкурс «Кто быстрее и правильнее найдёт неопределённо - личное предложение?».
(Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо - личные и неопределённо - личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо - личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение
А). Выберите себе книгу по вкусу. ОЛ
Б) В доме шумят. НЛ
В) Не из Барнаула ли будешь?ОЛ
Г) Приготовьтесь к уроку! ОЛ
Д) Детей учили рисованию.НЛ
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
5. Рефлексивный этап урока.
Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели в начале урока:
Газеты приносят утром.
Теперь мы точно можем сказать, какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Экран презентации:
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…
Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свои записи в тетради и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.
Формируемые УУД
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
6. Домашнее задание:
Учитель комментирует домашнее задание
1. На странице 108 - 109 параграф 22,
Задания на выбор: упражнение 213 или выписать 5 НЛП из худ. текста
2. р\т стр.48-49