Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬЛНАЯ ШКОЛА №7 Г. БЕЛГОРОДА

(МБОУ СОШ №7)



ДОКЛАД


Тема: «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества на уроках литературы»








Выполнила: учитель русского языка и

литературы Тагирова А. А.


Белгород, 2014

Воспитание толерантности на уроках литературы


Принцип толерантности - норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества.

Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. И в профессиональной прессе, и в методических изданиях в последнее время часто встречаются призывы гуманизировать образование, приспособить его к развитию демократической личности нового общества. Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Культура ненасилия в повседневной жизни может стать реальностью только при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия и освобождений взаимоотношений взрослых и детей от любых форм насилия. Иными словами, речь идет о переходе к более гуманной педагогике, которая поддерживает, оберегает и развивает, прежде всего, «человеческое в человеке», о принципиальной смене приоритетов в образовании и движении «от культуры полезности к культуре достоинства».

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.

«Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение…Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям». (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. - 2000. - № 37.)

Толерантность - качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.).

Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность - это и есть высоконравственная личность.

Нравственное воспитание - важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.

В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.

Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски». Иначе говоря, путь в себя - это одновременно и путь в мир, окружающий человека.

Погружение в художественные миры - это и погружение в самого себя. Граница между «Я» и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой.

В идеале урок литературы должен помочь учащимся в этом деле, требующем усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.

Обучающиеся в подростковом возрасте переживают самую трудную пору в духовной жизни - пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни.

А главное - это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием «вечными вопросами». Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном теплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тогда приходят мысли об истории и ее отношении к современности, о своем месте в «цепи времен», тогда начинают волновать тайны нравственных отношений, приходит первая влюбленность, просыпаются серьезные чувства.

Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства.

И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. «Юноше, обдумывающему житье», приходит на помощь опыт мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается тем мироотношением, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения.

Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей тенденцией современности стало возрастание духовных запросов.

Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы. В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.

Произведения русского писателя А.Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения.

Творчество Платонова близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни «обнаженным сердцем». Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне кажется, не учит, он просто верит - верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача - помочь детям понять это, потому что "больно одному - больно всем, умирает один - мертвеют все» (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: «Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

Литература - это философия жизни, она учит жить. Значимы заповеди академика Д. С. Лихачева: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих». Толерантному поведению способствует и культура поведения, ведь всем известно, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Хочется верить, что толерантность поможет спасти мир от разрушений.

Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература - средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.



Литература

  1. Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.

  2. Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.

  3. Тулаева Е.Б. "Я тоже всему свету нужен" "Юшка" и "Неизвестный цветок" А.Платонова. Журнал "литература в школе" № 7, 1998.

  4. Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ "Юшка". Журнал "Литература в школе" №2, 1997.

  5. Минасян С.С. Прости нас, Юшка! Урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова. Журнал "Литература в школе" № 3, 1995.


© 2010-2022