ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА («ЛИТЕРАТУРА») В СПО

Современная система образования в России претерпевает глобальные изменения, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство. Поэтому мы, преподаватели,  стоим перед необходимостью выбора новых средств в обучении студентов. Одновременно с интенсивным процессом информатизации образования, который в некоторых странах проходит уже ряд лет, начался определенный ренессанс информационно-педагогических технологий, первая волна которых постепенно угасала к концу XX столетия. Уже вполне очев...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баркова Ольга Александровна

(Россия, г. Сергиев Посад)


ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА («ЛИТЕРАТУРА») В СПО


Современная система образования в России претерпевает глобальные изменения, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство. Поэтому мы, преподаватели, стоим перед необходимостью выбора новых средств в обучении студентов.

Одновременно с интенсивным процессом информатизации образования, который в некоторых странах проходит уже ряд лет, начался определенный ренессанс информационно-педагогических технологий, первая волна которых постепенно угасала к концу XX столетия. Уже вполне очевидно, что сама по себе информатизация образования ничего не решит. Оптимистические прогнозы о качественно новой компьютеризированной школе, которая обеспечит новый качественный уровень обучения, не сбылась. Проблема информатизации образования невозможна без решения другой, гораздо более сложной задачи, - обеспечить информатизацию «адекватными педагогическими технологиями» [7,38]. Это означает активное включение всего преподавательского корпуса в инновационные процессы.

Использование применяемых в сфере образования инновационных технологий должно ставить своей целью реализацию следующих задач:

- поддержка и развитие системности мышления студентов;

- поддержка всех видов познавательной деятельности студентов в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [5,62].

Каковы же мировоззренческие особенности социальной среды, в которой мы сегодня проводим уроки литературы?

1. Резко снизился статус литературы в жизни общества. По статистическим данным Интернет-ресурсов, 37% населения страны книг вообще не читают. В 1970-е гг. 80% родителей читали детям книги, в 1990 гг. - 15%, а в 2005 г. - только 7%.

2. Ценностные ориентиры русской классической литературы все больше расходятся с ценностями современной жизни.

3. Психологические исследования показали, что в настоящее время резко снижен порог восприятия слова студентами. Главная проблема нашего века состоит в том, что у молодежи закрыты глаза и уши. Поэтому одна из задач литературы как учебной дисциплины - открыть глаза и уши молодых людей и научить их видеть, как говорил Н.В. Гоголь, то, чего «не зрят равнодушные очи».

Студенты, поступающие к нам в колледж, не имеют ни желания, ни привычки читать, думать, рассуждать, обсуждать прочитанное. Проведя анкетирование в трех группах (на базе 9 классов), мы выявили следующее:

- 97% студентов-первокурсников имеют дома компьютер и выход в Интернет;

- 99,6% из числа опрошенных выходят в Интернет ежедневно, но только для того, чтобы общаться в социальных сетях, просматривать и скачивать видео, играть;

- 51% студентов утверждают, что используют компьютер и Интернет при подготовке к учебным занятиям.

Таким образом, анкетирование показало, что компьютер и Интернет для молодых людей являются нормой жизни и, как правило, единственным средством поиска информации. На наш взгляд, задача преподавателя заключается в том, чтобы говорить со студентами их же языком, использовать привычные для них средства общения. Именно поэтому мы отдаем предпочтение современным информационным технологиям.

На наш взгляд, современные информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков студентов. В своей работе мы используем в основном программу Microsoft Power Point. Причин этому несколько. Во-первых, это наиболее доступная для преподавателя программа. Во-вторых, пособия по изучению Microsoft Office ориентированы, как правило, на начинающего или среднестатистического пользователя без учета его профессиональных и возрастных особенностей. И в-третьих, создавая презентацию о жизни и творчестве писателя, студенту необходимо сначала ознакомиться с его биографией. Не выбрав путем прочтения нужный материал, студент не подготовит сообщение, не сможет выполнить творческое задание. Поэтому надо изучить и верно оценить полученную информацию [2,3].

Мы считаем, что создание презентаций - это не только возможность накопления богатых иллюстраций, но и трудоемкая работа над отбором языкового материала, культурой речевого общения студентов: презентация сопровождается публичным выступлением, которое помогает самоутверждению и рефлексии. Новые педагогические условия призваны активизировать в процессе обучения развитие таких личностных свойств и функций, как самостоятельность, креативность, смыслотворчество, самомотивация, целеполагание, самопознание, самосовершенствование и др. и способствовать самоопределению и самореализации личности. Таким образом, мы преследуем цель формирования коммуникативных компетенций студентов. Умение ориентироваться в потоке информации вырабатывает умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Студенты, используя ресурсы информационного пространства Интернет, овладевают навыками грамотной обработки информации, формируют ключевые компетенции и в итоге успешно социализируются.

Технология проведения уроков литературы с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание студентов, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке литературы значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств мультимедиа позволяет моделировать различные ситуации, что дает возможность усилить мотивацию студентов к образовательной деятельности.

Личность писателя находит многостороннее отражение в его творчестве, поэтому важно привлечь внимание студентов к автору обсуждаемого произведения, т.к. в нем предстают перед читателем не только природа, люди, история, но и сам писатель, влюбленный в русскую землю. Так, при изучении творчества И.С. Шмелева на уроке использовалась презентация (богатый иллюстративный материал); звучала православная музыка и песни в исполнении Ж. Бичевской, сопровождавшиеся фотографиями.

Кроме того, применение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, сделать урок по-настоящему продуктивным, процесс учебы интересным; осуществляется дифференцированный подход к обучению, позволяющий объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Таким образом, для человека, живущего в современном мире, характерно визуальное восприятие информации. Использование в образовательном процессе информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но становится более привлекательным в глазах студентов.






Литература:

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.

2. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы. - Волгоград: Учитель, 2011.

3. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. - М.: ИСМО РАО, 2007. - Вып. 2. - С. 5-14.

4. Будникова Г.А. Вдовина Е.А., Ли И.Г. Методические рекомендации по созданию школьного сайта: Учебно-методическое пособие для учителей. - Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. - 32 с.

5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. - 286 с.

6. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метд. пособие. - М.: Дрофа, 2006.

7. Кремень В.Г. К обществу знаний - через совершенствование системы образования // Социально-экономические проблемы информационного общества. Сумы, 2005. С. 38

8. Мясоедова Е.А., Томилина Н.В. Реструктуризация сети образовательных учреждений: Методические рекомендации по формированию территориальных целевых программ с комментариями и приложениями / Под общ. Ред. Н.В.Томилиной. -Астрахань: АИПКП, 2006. - 248 с.

9. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: Автореф. … дис. канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2006. - 195 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования образования. - М.: Просвещение, 2012. - 53 с.





© 2010-2022