План урока по русскому языку для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный план урока русского языка в 9-м классе на тему:

«Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Цели занятия:

Образовательные:

-углубить и систематизировать знания учащихся по общим сведениям о языке, которые они получили на вводных уроках в 5-8 классах;

-показать, какова роль языка в жизни общества.

Развивающие цели:

-развивать мышление, воображение, внимание, продолжить работу по развитию речи учащихся (составление плана, подготовка сообщений на лингвистические темы).

Воспитательные цели:

-воспитание чувства патриотизма ;

-любви к родному языку;

-любви к родному краю;

-толерантность;

-умение выйти из проблемной ситуации.

Оборудование:


  1. Технические средства: компьютер, проектор.

  2. Доска.

  3. Театральный реквизит.

  4. Книга «Приключения матроса Кошкина на шхуне «Удача»». О. Орлов.

  5. Словари.

  6. Дорожные знаки.

Деятельность учителя.

Использованные технические средства. Комментарии.

Деятельность учеников.

Мы начинаем изучать раздел учебника русского языка «Общие сведения о языке». Тема сегодняшнего занятия: «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Для общения, особенно в процессе совместной трудовой деятельности, необходимо средство. Таким средством общения является язык. Вы мне возразите. Существуют и другие средства общения. Какие?

Да, это так. Зачитываю эпизод из книги О. Орлова «Приключения матроса Кошкина на шхуне «Удача»». (О международном сигнальном своде).

Поговорим о жестах регулировщика и о дорожных знаках.



Но в отличие от всех других средств общения, которые играют вспомогательную роль, язык является всеобъемлющим средством человеческого общения. С помощью языка мы передадим более подробную информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т.д. Важно, что можно передать эмоции, мысли, желания, чувства.

Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим языком.

А сколько языков на земном шаре?







Вот мы обратились к истории и узнали, что язык существует очень давно. Язык связан с мышлением, сознанием людей.






А сейчас заслушаем сообщение ученика о том, чем различаются между собой языки. В чем заключается родство?




Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному языку. Всегда ли у нас так получается? Посмотрим сценку.

Многие люди за рубежом с любовью и уважением изучают русский язык. Пушкинские строки на русском языке с гордостью слушала наша писательница Е. Шевелева в Англии.





На доске эпиграф: «Язык - это показатель общей культуры человека».





На экране с помощью проектора.

Приложение 1-3.


На экране с помощью проектора.

Приложение 4.















На доске запись.

Средства общения:

  1. Сигнальные флаги.

  2. Жесты регулировщика.

  3. Дорожные знаки.

Они играют только вспомогательную роль.

  1. Язык - всеобъемлющее средство.

На доске записано предложение:

Язык помогает людям пон...мать друг друга, делает возможной совмес...ную трудовую деятельность, в нем закрепляет(?)ся и передает(?)ся из поколения в поколение накоплен...ый опыт, что способствует развитию человеческо... общества.






На доске записано задание: прочитать параграф 20-й (1-я и 2-я части) и сделать краткий конспект (основные положения статьи).


На экране.

И однажды пушкинские строки

На моем, на русском языке,

Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,

Силу потерявший на войне.

Строки шли, как волны, выше, круче.

Слушал парк, дыханье затая,

И слиянье пушкинских созвучий

В городе чужом узнала я.

Не кокетство музыки капризной,

Не эстетов стихотворный крик-

Это был язык моей Отчизны,

Точный, самый правильный язык.

Предположения учеников:

  1. сигнальные флаги;

  2. жесты регулировщика на перекрестке;

  3. дорожные знаки.

Вывод делают ученики:

сигнальные флаги - средство общения.


Вывод: дорожные знаки и жесты регулировщика - это тоже средство общения. Ученики называют ещё средства общения: различные системы научной символики; различные коды; различные виды сигналов.



Сообщение ученика (подготовлено заранее).

Общее число языков, распространенных среди народов земного шара, по подсчету ученых-лингвистов достигает 2796, не считая различных диалектов (местных говоров) одного и того же языка.

Самым древним памятником письменности считается глиняная плитка с шумерским (картинным) письмом. Эта табличка найдена в Двуречье. Исследования показали, что табличка была изготовлена 3500 лет до нашей эры. Хранится она в Государственном Эрмитаже.





Записывают в тетрадь это предложение, вставляют и объясняют пропущенные буквы.

Ученик у доски выполняет эту работу, объясняет знаки препинания.



Сообщение ученика.

Указывая, что число языков мира превышает 2796, следует попутно отметить, что значительная часть человечества (почти половина населения земного шара) объясняется на 13-ти языках. К наиболее распространенным принадлежат: китайский, на котором говорят более 570 млн., английский - 235 млн., русский - свыше 200 млн., хинди и урду (в Индии) - по 150 млн., испанский (в Испании и Латинской Америки) - 140 млн., японский - свыше 90 млн., немецкий - 81 млн., индонезийский - около 80 млн., итальянский - 55 млн., французский - около 50 млн., украинский - 35 млн.

Все языки мира по родственным связям между ними группируются в языковые семьи (всего около 40 семей). Наиболее изученной является индоевропейская семья. Подробные сведения о языковых семьях можно найти в БСЭ (статья «Языки мира».

Ученик зачитывает свой конспект.

Дети комментируют.

Выходят доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. А дружно вы живете в своем классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело! Гм.... А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут... Их учительница в пух и прах хвалит...

Доктор. Порядочек... Железно... Ну-ка, открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет.

Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он. (Извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

(Доктор и Петя уходят).

Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

Базовый уровень.

Продвинутый уровень.

  1. Прочитаю содержание статьи учебника параграф 20-й ( часть 1-я и 2-я), составлю план статьи; выполню упражнение №267, чтобы ликвидировать пробелы по ранее изученному материалу (по пунктуации).

  2. Подготовлю сообщение на тему: «Словари русского языка».

  1. Проработаю материал модуля ещё раз, подготовлю небольшую исследовательскую работу на тему : «Путешествие по карте языков мира» (можно использовать при подготовке книгу А.А. Леонтьева «Путешествие по карте языков мира» М., 1990г.)

  2. Напишу небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Вначале аз да буки, а потом другие науки» (докажу, что без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением).






Приложение 1.

План урока по русскому языку для 9 класса

Приложение 2.

План урока по русскому языку для 9 класса


Приложение 3.


План урока по русскому языку для 9 класса










Приложение 4.


План урока по русскому языку для 9 класса

План урока по русскому языку для 9 класса

© 2010-2022