- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Страна Спряжение глагола (5 класс)
Урок по русскому языку на тему Страна Спряжение глагола (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Айтенова К.Х. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык
5 класс
Тема: Страна «Спряжение глагола»
Цель урока: Обучающие: Сформировать у учащихся понятие о спряжении: изменение глаголов по лицам и числам.
Развивающие: Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям. Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, флипчарты
Методы и приемы обучения: Частично - поисковый, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учителя.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку.
Поэт в плену возвышенных дней
Не игнорируй прозу средней школы,
Чтобы глаголом жечь сердца людей
Необходимо знать Глагол.
- Ребята, повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.
Повторение о глаголе 1 мин
- О какой части речи здесь говорится?
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Фронтальный опрос.
Вспомните, что вы знаете о глаголе?
Устный фронтальный опрос
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения является глагол?
- Как изменяются глаголы? (По временам, по числам и по родам).
- Как определить время глагола? (По вопросу).
Словарная работа 5мин
Слова отъехал, прочитает, благоухает, чувствует, будет смеяться, празднует, уехал. -Что объединяет эти слова? - Разделите их на несколько групп и запишите. ( по временам).
- Какие времена глаголов знаете?
1 группа- настоящее время : чувствует, празднует
2 группа- прошедшее время: отъехал, уехал
3 группа- будущее время: прочитает, будет смеяться.
Объяснение новой темы. Ребята, мы с вами и на прошлом уроке говорили об игрушках. «Чтобы вырасти здоровым ребенком, детям не требуется уметь читать - им требуется уметь играть!» говорил Фред Роджерс. Игрушки занимают внимание детей, что позволяет маме заняться делами по дому, кроме всего прочего - игрушки развивают зрение со слухом, осязание, восприятие цвета, игры способствуют развитию координации движений, моторике. И еще, игрушки учат общению с окружающем малыша миром.
Cегодня мы с вами продолжаем говорить об игрушках.
Лексическая тема урока «Русская матрешка».
-
Ребята, пожалуйста откройте учебники на стр. 158 и найдите упражнение 371. Давайте прочитаем о чем этот текст.
Видеоролик про изготовление матрешок
- Почему игрушку называли матрешкой? - Как изготавливалась эта игрушка? - Почему матрешка считается знаменитым сувениром? - В каких городах делают эти игушки?
Физминутка
Мы веселые матрешки .
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Демонстрация матрешок.
Итак, сегодня мы будем говорить о спряжении глаголов. Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Наша учебная задача узнать, что значит «спрягать глагол»?
Итак, 1 шаг на пути:
-что такое спряжение? Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают. В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению. Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спр.
I спр.
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)
глаголы брить, стелить, зиждиться
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)
4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать
все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)
все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др
Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения: Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".
Тренировочные упражнения
Запишите глаголы в два столбика: в первый - с окончанием -ешь, во второй -
с окончанием -ишь.
Беседуешь, зажигаешь, подъедешь, работаешь, уступаешь, прячешь, соблюдаешь, уступаешь.
Приходишь, закричишь, уносишь, видишь, построишь.
Упражнение 372. Прочитайте шуточное стихотворение. Найдите глагола, которые отвечают на вопросы что сделали? Давайте запишем стихотворение по памяти. Глаголы: взяли, читали, бьемся, почитали, запричитали, оторвем, выбросим, ушел, означала, оторвать, выбросить. Три матрешки почитали И потом запричитали: «Это просто чепуха- Оторвем обложку, Эта книжка так плоха - выбросим в окошко».
-Давайте вернемся к упражнению 371 и найдем глаголы и определим к какому спряжению они относятся. 3 мин
Глаголы 1 спряжения - делать, нарисовать, вырезать, 2 спряжения - раскрасить, получить, родиться, понравиться, совершить
Закрепление
- Как же изменяются глаголы?
- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.
(Ответы)
- А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?
(В прошедшем времени: что делали? Что сделали? В будущем времени: что сделают? Что будут делать?)
Рефлексия
Закончить фразы:
- Я научилась ( - ся)
- Я запомнила ( - л)
Итоги. Выставление оценок.
Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Моя любимая игрушка» и определить спряжение глаголов.