Урок по русскому языку на тему Страна Спряжение глагола (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

5 класс

Тема: Страна «Спряжение глагола»

Цель урока: Обучающие: Сформировать у учащихся понятие о спряжении: изменение глаголов по лицам и числам.

Развивающие: Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям. Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, флипчарты

Методы и приемы обучения: Частично - поисковый, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учителя.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности класса к уроку.

Поэт в плену возвышенных дней

Не игнорируй прозу средней школы,

Чтобы глаголом жечь сердца людей

Необходимо знать Глагол.

- Ребята, повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.

Повторение о глаголе 1 мин

- О какой части речи здесь говорится?

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

Фронтальный опрос.

Вспомните, что вы знаете о глаголе?

Устный фронтальный опрос

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения является глагол?
- Как изменяются глаголы? (По временам, по числам и по родам).

- Как определить время глагола? (По вопросу).

Словарная работа 5мин

Слова отъехал, прочитает, благоухает, чувствует, будет смеяться, празднует, уехал. -Что объединяет эти слова? - Разделите их на несколько групп и запишите. ( по временам).

- Какие времена глаголов знаете?

1 группа- настоящее время : чувствует, празднует

2 группа- прошедшее время: отъехал, уехал

3 группа- будущее время: прочитает, будет смеяться.

Объяснение новой темы. Ребята, мы с вами и на прошлом уроке говорили об игрушках. «Чтобы вырасти здоровым ребенком, детям не требуется уметь читать - им требуется уметь играть!» говорил Фред Роджерс. Игрушки занимают внимание детей, что позволяет маме заняться делами по дому, кроме всего прочего - игрушки развивают зрение со слухом, осязание, восприятие цвета, игры способствуют развитию координации движений, моторике. И еще, игрушки учат общению с окружающем малыша миром.

Cегодня мы с вами продолжаем говорить об игрушках.

Лексическая тема урока «Русская матрешка».

  • Ребята, пожалуйста откройте учебники на стр. 158 и найдите упражнение 371. Давайте прочитаем о чем этот текст.

Видеоролик про изготовление матрешок

- Почему игрушку называли матрешкой? - Как изготавливалась эта игрушка? - Почему матрешка считается знаменитым сувениром? - В каких городах делают эти игушки?

Физминутка

Мы веселые матрешки .

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Демонстрация матрешок.

Итак, сегодня мы будем говорить о спряжении глаголов. Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Наша учебная задача узнать, что значит «спрягать глагол»?

Итак, 1 шаг на пути:

-что такое спряжение? Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают. В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению. Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

II спр.

I спр.

все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)

глаголы брить, стелить, зиждиться

7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть

все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)

4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать

все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)

все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения: Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".

Тренировочные упражнения

Запишите глаголы в два столбика: в первый - с окончанием -ешь, во второй -

с окончанием -ишь.

Беседуешь, зажигаешь, подъедешь, работаешь, уступаешь, прячешь, соблюдаешь, уступаешь.

Приходишь, закричишь, уносишь, видишь, построишь.

Упражнение 372. Прочитайте шуточное стихотворение. Найдите глагола, которые отвечают на вопросы что сделали? Давайте запишем стихотворение по памяти. Глаголы: взяли, читали, бьемся, почитали, запричитали, оторвем, выбросим, ушел, означала, оторвать, выбросить. Три матрешки почитали И потом запричитали: «Это просто чепуха- Оторвем обложку, Эта книжка так плоха - выбросим в окошко».

-Давайте вернемся к упражнению 371 и найдем глаголы и определим к какому спряжению они относятся. 3 мин

Глаголы 1 спряжения - делать, нарисовать, вырезать, 2 спряжения - раскрасить, получить, родиться, понравиться, совершить

Закрепление

- Как же изменяются глаголы?

- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.

(Ответы)

- А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?

(В прошедшем времени: что делали? Что сделали? В будущем времени: что сделают? Что будут делать?)

Рефлексия

Закончить фразы:

- Я научилась ( - ся)

- Я запомнила ( - л)

Итоги. Выставление оценок.

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Моя любимая игрушка» и определить спряжение глаголов.







© 2010-2020