Развитие критического мышления на уроках русского языка

Как сделать урок интересным? Многие преподаватели обращаются к технологии развития критического мышления. Методика критического мышления представляет собой сочетание в обучении организационной деятельности педагога индивидуальной и групповой деятельности учащихся для приобретения ими знаний. Ее стратегии направлены на то, чтобы раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ученика, использовать его субъективный опыт, помочь становлении коммуникабельной личности и научить способам сам... Особенности данной методики заключается в том, что используется методы обучения, направленные на обогащение речи, развития мышления, памяти, критического отношения к любой информации, а так же к своей и чужой деятельности, на приобретение навыков работы в паре, группе, на развитие творческих способностей. Метод развития критического мышления – это совокупность стратегии и приемов, применяемых в учебном процессе. Критическое мышление можно определить как своего рода ответственность и размышление над процессом своей мыслительной деятельности. И когда мы это делаем, мы имеем возможность гораздо больше контролировать ход нашей жизни. Это требует самодисциплины и самоанализа. Размышляя мы анализируем, критически оцениваем и эффективно улучшаем наш образ жизни. Это включает в себя заинтересованность в процессах своей собственно мыслительной деятельности, каким образом можно контролировать, корректировать и модифицировать наши мыслительные процессы. Это вырабатывает привычку размышляя анализировать наши импульсивные и привычные способы мышления во всех формах нашей деятельности. -        Проанализируйте свои мотивы и намерения, чтобы увидеть есть ли в них смысл. -        Подумайте о длительных размышлениях за и против, когда нужно сделать выбор. -        Рассмотрите точку зрения другого человека. -        Сумейте признаться в себе, что наша мыслительная деятельность возможна не полная, незаконченная. -        Не позволяйте другим людям думать и делать выводы за вас. Приемы критического мышления 1.      Независимое самостоятельное мышление 2.      Умение откровенно выражать свои мысли 3.      Развитие интеллектуальной смелости 4.      Умение рафинировать обобщения, избегая чрезмерных упрощений 5.      Трансформация изученного нового содержания 6.      Развитие интеллектуального смирения 7.      Разъяснение выводов, заключений, доказательств 8.      Развитие оценочных критериев 9.      Развитие достоверности источников информации 10.  Углубленный опрос 11.  Анализ и оценка аргументов 12.  Восприятие речи на слух с критическим анализом 13.  Нахождение важных сходств и различий 14.  Анализ и оценка предложений Конечный результат этих занятий – коммуникабельная личность с высокоразвитым логическим мышлением, имеющая навыки для самообразования. Его можно достичь только в случае, если использовать все приемы данной методики. Методика развития критического мышления пропагандирует идею уважения и любви к личности ребенка, веру в его способности и творческие силы. По организованным формам методика критического мышления сочетает в себе все типы: -        Классно-урочную систему -        Индивидуально-групповую и парную систему обучения -        Коллективный способ обучения -        Дифференцированное обучение -        Лекционно-академическое обучение По используемым методам развития критического мышления безусловно относится к развивающим технологиям обучения, при которых сочетаются объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, диалогический, игровой, творческий, саморазвивающий методы обучения. В основном, стратегии методики развития критического мышления основываются на активации самостоятельной деятельности учащихся и эффективности и управления учебно–воспитательным процессом.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сыбанова Гульнара СакеновнаРазвитие критического мышления на уроках русского языка.

учитель начальных классов

Развитие критического мышления

на уроках русского языка.

Как сделать урок интересным? Многие преподаватели обращаются к технологии развития критического мышления. Методика критического мышления представляет собой сочетание в обучении организационной деятельности педагога индивидуальной и групповой деятельности учащихся для приобретения ими знаний. Ее стратегии направлены на то, чтобы раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ученика, использовать его субъективный опыт, помочь становлении коммуникабельной личности и научить способам самостоятельного познания путем организации целостной учебной деятельности и формирования критического мышления у обучаемых.

Особенности данной методики заключается в том, что используется методы обучения, направленные на обогащение речи, развития мышления, памяти, критического отношения к любой информации, а так же к своей и чужой деятельности, на приобретение навыков работы в паре, группе, на развитие творческих способностей.

Метод развития критического мышления - это совокупность стратегии и приемов, применяемых в учебном процессе. Критическое мышление можно определить как своего рода ответственность и размышление над процессом своей мыслительной деятельности. И когда мы это делаем, мы имеем возможность гораздо больше контролировать ход нашей жизни.

Это требует самодисциплины и самоанализа. Размышляя мы анализируем, критически оцениваем и эффективно улучшаем наш образ жизни. Это включает в себя заинтересованность в процессах своей собственно мыслительной деятельности, каким образом можно контролировать, корректировать и модифицировать наши мыслительные процессы. Это вырабатывает привычку размышляя анализировать наши импульсивные и привычные способы мышления во всех формах нашей деятельности.

  • Проанализируйте свои мотивы и намерения, чтобы увидеть есть ли в них смысл.

  • Подумайте о длительных размышлениях за и против, когда нужно сделать выбор.

  • Рассмотрите точку зрения другого человека.

  • Сумейте признаться в себе, что наша мыслительная деятельность возможна не полная, незаконченная.

  • Не позволяйте другим людям думать и делать выводы за вас.

Приемы критического мышления

  1. Независимое самостоятельное мышление

  2. Умение откровенно выражать свои мысли

  3. Развитие интеллектуальной смелости

  4. Умение рафинировать обобщения, избегая чрезмерных упрощений

  5. Трансформация изученного нового содержания

  6. Развитие интеллектуального смирения

  7. Разъяснение выводов, заключений, доказательств

  8. Развитие оценочных критериев

  9. Развитие достоверности источников информации

  10. Углубленный опрос

  11. Анализ и оценка аргументов

  12. Восприятие речи на слух с критическим анализом

  13. Нахождение важных сходств и различий

  14. Анализ и оценка предложений

Конечный результат этих занятий - коммуникабельная личность с высокоразвитым логическим мышлением, имеющая навыки для самообразования. Его можно достичь только в случае, если использовать все приемы данной методики. Методика развития критического мышления пропагандирует идею уважения и любви к личности ребенка, веру в его способности и творческие силы. По организованным формам методика критического мышления сочетает в себе все типы:

  • Классно-урочную систему

  • Индивидуально-групповую и парную систему обучения

  • Коллективный способ обучения

  • Дифференцированное обучение

  • Лекционно-академическое обучение

По используемым методам развития критического мышления безусловно относится к развивающим технологиям обучения, при которых сочетаются объяснительно - иллюстративный, проблемно - поисковый, диалогический, игровой, творческий, саморазвивающий методы обучения. В основном, стратегии методики развития критического мышления основываются на активации самостоятельной деятельности учащихся и эффективности и управления учебно-воспитательным процессом.


Тема урока:

Повторение главных и второстепенных членов предложения.

Цели урока: 1. Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения», отработать навыки разбора простого предложения, на материалах связного текста обучать выразительному чтению, аудированию, основам свободного пересказа.

2. Развивающая: продолжать развивать умения применять теоритические знания на практике, логично и представительно излагать свою мысль.

3. Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желание добиться больших результатов, развитию интереса к личности великого русского поэта.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Форма обучения: групповая.

Средства обучения: блок - схема, кроссворд, раздаточный материал (напечатанный текст), карточки с заданиями, иллюстрации по теме «А. С. Пушкин».

Метод: комбинированный (словесный, иллюстрированный, поисковый).

Ход урока:

  • Психологический настрой на урок.

  • Пословицы о гостеприимстве на русском и казахском языках создадут атмосферу урока, которая будет способствовать его успеху.

Решение кроссворда.

  1. Главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? что? (Подлежащее).

  2. Главный член предложения, который связан с подлежащим. (Сказуемое).

  3. Время глагола, отвечающий на вопрос что сделал? (Прошедшее).

  4. Знак препинания в конце повествовательного предложения. (Точка).

  5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение).

  6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? (Определение).





























3. Игра «Ассоциация»

Учитель называет слово «Пушкин» учащиеся должны назвать слова, которые ассоциируются с этим понятием, например: Александр Сергеевич, Россия, Москва, лицей, писатель, поэт, сказки и т.д.

4. Работа в группах:

Учащиеся анализируют следующий текст:

Арина Родионовна- няня Александра Сергеевич Пушкина. Она первая пела будущему поэту русские песни и рассказывала русские сказки . Она была верной подругой поэта в ссылке в Михайловском . До последного дыхания Арина Родионовна любила своего питомца. Это была умелая, добрая, ласковая женщина.

В доме Пушкиных няня была на особом положении. Дети любили ее и находили у нее прибежище от материнского гнева. Александр называл ее мамой. Она знала много народных сказок. Поговорки, пословицы,присказки не сходили у ней с языка. Долгими зимними вечерами Пушкин беседовал с няней. С ее слов он записал 7 сказок. Пушкин никогда не забывал свою няню. Ей посвятил множество стихов: «Зимний вечер», «Вновь я посетил», «Подруга дней моих суровых».

В городе Пскове есть памятник Пушкину о няне. Сохранился дом, в котором жила Арина Родионовна Яковлева, на ней висит мемориальная доска. Так простая негроматная русская женщина сыграла важную роль в жизни Пушкина. Весь русский народ блогодарен ей за материнскую любовь к великому поэту.

Задание I-группе «Языковеды»:

  1. Прочитайте текст.

  2. Озаглавьте его.

  3. Разберите по членам предложение: Александр называл ее мамой.

  4. Какое это предложение?

Задание ІІ-группе «Лингвисты»:

  1. Определите тип текста. Как построен текст ?

  2. Разберите по членам предложение: Она знала много народных сказок.

  3. Какое это предложение? Работа в группе.



  1. Индивуальное задание

Старатегия «Пятистишие»: учащийся должен придумать стихотворение «Няня» из 5 строк, используя слова: няня, мудрая, добрая, заботится, волнуется, защищает, настовница.

  1. Составление схем

Учащиеся составляют блок-схемы , работая в парах: І-группе- главные члены предложения, ІІ-группе- второстепенные члены предложения.

  1. Мини-концерт

Учащиеся читают любимые стихи великого поэта наизусть.

  1. Рефлексия

Целью данного этапа является выявление правильности в выборе темы, отбора средства и построения урока.

Знаю

Узнал новое

Вопросы

Хочу знать


  1. Домашнее задание

Письменная работа эссе «Няня А.С.Пушкина».



© 2010-2022