- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие критического мышления на уроках русского языка
Развитие критического мышления на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муханова Д.Т. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сыбанова Гульнара Сакеновна
учитель начальных классов
Развитие критического мышления
на уроках русского языка.
Как сделать урок интересным? Многие преподаватели обращаются к технологии развития критического мышления. Методика критического мышления представляет собой сочетание в обучении организационной деятельности педагога индивидуальной и групповой деятельности учащихся для приобретения ими знаний. Ее стратегии направлены на то, чтобы раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ученика, использовать его субъективный опыт, помочь становлении коммуникабельной личности и научить способам самостоятельного познания путем организации целостной учебной деятельности и формирования критического мышления у обучаемых.
Особенности данной методики заключается в том, что используется методы обучения, направленные на обогащение речи, развития мышления, памяти, критического отношения к любой информации, а так же к своей и чужой деятельности, на приобретение навыков работы в паре, группе, на развитие творческих способностей.
Метод развития критического мышления - это совокупность стратегии и приемов, применяемых в учебном процессе. Критическое мышление можно определить как своего рода ответственность и размышление над процессом своей мыслительной деятельности. И когда мы это делаем, мы имеем возможность гораздо больше контролировать ход нашей жизни.
Это требует самодисциплины и самоанализа. Размышляя мы анализируем, критически оцениваем и эффективно улучшаем наш образ жизни. Это включает в себя заинтересованность в процессах своей собственно мыслительной деятельности, каким образом можно контролировать, корректировать и модифицировать наши мыслительные процессы. Это вырабатывает привычку размышляя анализировать наши импульсивные и привычные способы мышления во всех формах нашей деятельности.
-
Проанализируйте свои мотивы и намерения, чтобы увидеть есть ли в них смысл.
-
Подумайте о длительных размышлениях за и против, когда нужно сделать выбор.
-
Рассмотрите точку зрения другого человека.
-
Сумейте признаться в себе, что наша мыслительная деятельность возможна не полная, незаконченная.
-
Не позволяйте другим людям думать и делать выводы за вас.
Приемы критического мышления
-
Независимое самостоятельное мышление
-
Умение откровенно выражать свои мысли
-
Развитие интеллектуальной смелости
-
Умение рафинировать обобщения, избегая чрезмерных упрощений
-
Трансформация изученного нового содержания
-
Развитие интеллектуального смирения
-
Разъяснение выводов, заключений, доказательств
-
Развитие оценочных критериев
-
Развитие достоверности источников информации
-
Углубленный опрос
-
Анализ и оценка аргументов
-
Восприятие речи на слух с критическим анализом
-
Нахождение важных сходств и различий
-
Анализ и оценка предложений
Конечный результат этих занятий - коммуникабельная личность с высокоразвитым логическим мышлением, имеющая навыки для самообразования. Его можно достичь только в случае, если использовать все приемы данной методики. Методика развития критического мышления пропагандирует идею уважения и любви к личности ребенка, веру в его способности и творческие силы. По организованным формам методика критического мышления сочетает в себе все типы:
-
Классно-урочную систему
-
Индивидуально-групповую и парную систему обучения
-
Коллективный способ обучения
-
Дифференцированное обучение
-
Лекционно-академическое обучение
По используемым методам развития критического мышления безусловно относится к развивающим технологиям обучения, при которых сочетаются объяснительно - иллюстративный, проблемно - поисковый, диалогический, игровой, творческий, саморазвивающий методы обучения. В основном, стратегии методики развития критического мышления основываются на активации самостоятельной деятельности учащихся и эффективности и управления учебно-воспитательным процессом.
Тема урока:
Повторение главных и второстепенных членов предложения.
Цели урока: 1. Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения», отработать навыки разбора простого предложения, на материалах связного текста обучать выразительному чтению, аудированию, основам свободного пересказа.
2. Развивающая: продолжать развивать умения применять теоритические знания на практике, логично и представительно излагать свою мысль.
3. Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желание добиться больших результатов, развитию интереса к личности великого русского поэта.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Форма обучения: групповая.
Средства обучения: блок - схема, кроссворд, раздаточный материал (напечатанный текст), карточки с заданиями, иллюстрации по теме «А. С. Пушкин».
Метод: комбинированный (словесный, иллюстрированный, поисковый).
Ход урока:
-
Психологический настрой на урок.
-
Пословицы о гостеприимстве на русском и казахском языках создадут атмосферу урока, которая будет способствовать его успеху.
Решение кроссворда.
-
Главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? что? (Подлежащее).
-
Главный член предложения, который связан с подлежащим. (Сказуемое).
-
Время глагола, отвечающий на вопрос что сделал? (Прошедшее).
-
Знак препинания в конце повествовательного предложения. (Точка).
-
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение).
-
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? (Определение).
3. Игра «Ассоциация»
Учитель называет слово «Пушкин» учащиеся должны назвать слова, которые ассоциируются с этим понятием, например: Александр Сергеевич, Россия, Москва, лицей, писатель, поэт, сказки и т.д.
4. Работа в группах:
Учащиеся анализируют следующий текст:
Арина Родионовна- няня Александра Сергеевич Пушкина. Она первая пела будущему поэту русские песни и рассказывала русские сказки . Она была верной подругой поэта в ссылке в Михайловском . До последного дыхания Арина Родионовна любила своего питомца. Это была умелая, добрая, ласковая женщина.
В доме Пушкиных няня была на особом положении. Дети любили ее и находили у нее прибежище от материнского гнева. Александр называл ее мамой. Она знала много народных сказок. Поговорки, пословицы,присказки не сходили у ней с языка. Долгими зимними вечерами Пушкин беседовал с няней. С ее слов он записал 7 сказок. Пушкин никогда не забывал свою няню. Ей посвятил множество стихов: «Зимний вечер», «Вновь я посетил», «Подруга дней моих суровых».
В городе Пскове есть памятник Пушкину о няне. Сохранился дом, в котором жила Арина Родионовна Яковлева, на ней висит мемориальная доска. Так простая негроматная русская женщина сыграла важную роль в жизни Пушкина. Весь русский народ блогодарен ей за материнскую любовь к великому поэту.
Задание I-группе «Языковеды»:
-
Прочитайте текст.
-
Озаглавьте его.
-
Разберите по членам предложение: Александр называл ее мамой.
-
Какое это предложение?
Задание ІІ-группе «Лингвисты»:
-
Определите тип текста. Как построен текст ?
-
Разберите по членам предложение: Она знала много народных сказок.
-
Какое это предложение? Работа в группе.
-
Индивуальное задание
Старатегия «Пятистишие»: учащийся должен придумать стихотворение «Няня» из 5 строк, используя слова: няня, мудрая, добрая, заботится, волнуется, защищает, настовница.
-
Составление схем
Учащиеся составляют блок-схемы , работая в парах: І-группе- главные члены предложения, ІІ-группе- второстепенные члены предложения.
-
Мини-концерт
Учащиеся читают любимые стихи великого поэта наизусть.
-
Рефлексия
Целью данного этапа является выявление правильности в выборе темы, отбора средства и построения урока.
Знаю
Узнал новое
Вопросы
Хочу знать
-
Домашнее задание
Письменная работа эссе «Няня А.С.Пушкина».