Технологическая карта по теме

Согласно рабочей программе по русскому языку, это одиннадцатый урок в разделе «Словообразование и орфография. Культура речи», на изучение которой отводится 21 час, и второй урок по теме « Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ. Так как это второй урок, то был выбран тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков. В результате изучения указанной темы были поставлены следующие цели:-обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет русский язык

Класс 6 класс

Автор М.Т.Баранова, М.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова

Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;

  2. развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

  3. воспитывать положительное отношение к знаниям.

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная.

организационная структура урока


Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I этап. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать.

Сегодня на уроке мы будем впадать в изумленье, удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям.

Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний


Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, -

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

через одно мгновенье!

II этап. Актуализация знаний.

Цель: повторение орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь распознавать настроение человека




Трое учащихся работают по карточкам (карточки с различной мотивацией учащихся), класс работает по заданию учителя.




Формулируют цель; определяют критерии оценивания


Записывают на доске схемы предложений


Организовывает работу по карточкам, организует работу всего класса.




Организовать работу по самопроверке

Обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и

навыки, изученные ранее; устанавливатьпричинно-следственные связи.

1. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.

Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.

До свидания закричал Знайка.

Карточка 2
К словам автора допиши прямую речь.

1.) Дежурный сообщил: …
2.) … , - возразил товарищ.
3.) … ? - удивилась девочка.
Карточка 3
Начертите схемы предложений.

«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт

2. Орфоэпическая разминка

ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд, обеспЕчение, фОрзац, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый,закУпорить

3. Графический диктант

1. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. 2. Птичьи голоса звенели всюду: в поле, в лесу, в роще.3. Силы покидали льва, смелость наполняла его сердце. 4.Трава появилась там, где сильнее пригревало солнце

III. Постановка учебной задачи.

Цель: определение темы и целей урока


Работать с информацией, представленной в форме текста.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организует обсуждение проблемных вопросов.

Ребята, посмотрите на выделенные слова, что их объединяет?

Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание приставок пре- и при-» Эта тема новая для вас?

-Какова же цель нашего урока


Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.

Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»

IV.

Совместное исследование проблемы.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организовывает инсценировку.

Включает обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

.

А о каком значении приставки не шла речь в этой сценке?


Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение).

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Инсценировка «Веселая грамматика»

- Кстати, интересно, как надо писать приступим или преступим?

- По-моему приступим, потому что приступ.

- А, по-моему, пре, потому что преступник.

- Нет - нет, мы оба не правы, потому что приставки при и пре не проверяются ударением.

- А как же их проверять?

_ Надо хорошо знать правило и проверять по правилу!

- Какое это правило?

- Надо писать при во всех словах, которые обозначают приближение: пришел, приехал, прибежал, прискакал, прикатился, примчался, принесся.

- Притащился, приволокся, приполз, приплелся.

Надо писать еще приставку при обо всем, что присоединяют: привинчивают, приклеивают, придвигают.

- Прицепляют на спину бумажку или пририсовывают усы на фотографии девочки

- Да -да, но есть и еще один случай : при надо писать о том, что делается , но не до конца

- Солнышко меня припекло но я не совсем испеклась. А в каком случае пишется пре?

- Вот здесь нужно запомнить 2 правила: приставка пре похожа на слово очень: прескверный - очень нехороший человек.

- Это он?

- Зато ты прекрасная: прекрасные уши, прекрасный нос - просто очень красные как помидор.

Пре нужно писать еще и в тех словах, где приставка похожа на пере

- Например, что - то перегораживает твой путь.

V этап. Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону

Работают с информацией, представленной словосочетаний

Работа в парах

Осуществляют самоконтроль

Учатся анализировать текст,

аргументировать свой ответ

Проверяют

Подводят итог

Участвуют в диалоге с учителем

Организовывает работу в парах,

обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Инструктаж по проверке

Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы.

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Пр…морский парк, пр…шить пуговицу,

пр…удивительная история, пр…следовать врага, пр…градить путь, пр…нести тетрадь, пр…возносить заслуги, пр…лететь на самолете, пр…остановить движение, пр…расти к дереву.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа в группах

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса; организация самопроверки учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов

Выполняют работу в группах

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия

Организует деятельность в группах, обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Инструктаж по проверке

Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах.

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Работа в группах

1 группа: «Лингвистическое лото»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е



И



1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 группа «Редакторы»

Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

3 группа

Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок

Здравствуй, князь ты мой _____________

Что ты тих, как день ненастный?


Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да _______________ногами.

Раз он в море закинул невод, -

____________невод с одною тиной.

________________к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Только поп один Балду не любит,
Никогда его не _______________


Пирожок лишь разломила
Да кусочек ____________________.



4группа:

«Заблудившиеся слова»

Задание: исправьте ошибки


Приставка при-

Приставка пре-

Другие орфограммы

Пр..забавный

Пр..школьный

Пр..ломление

Пр..нести

Пр..стиж

Пр..близиться

Пр..з

Пр..великий

Пр..колоть

Пр..вычка

Пр..градить

Пр..задуматься

Пр..милый

Пр..успеть

Пр..стол

Пр..остановить

Пр..рода

Пр..зидент

Пр..интересный

Пр..тупился

Пр..ключение

5 группа

Задание: объясните значение фразеологизмов, правописание приставок, составьте предложения

Превозносить до небес, придержать язык, прирастать корнями, прибрать к рукам, преклонить колено.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Проводит инструктаж

Задачи: содействовать дифференцированному выбору домашнего задания.

-составьте сочинение - миниатюру, используя слова с пре- и при-;

-составить 5 предложений, используя слова с пре- и при-

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание





Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия





Организует рефлексию

Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Возвращение к цели урока

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)

- А сейчас оценим результаты своей деятельности на уроке

Я узнал...

Было интересно...

Показалось трудным...

Мне необходимо...

Особенно понравилось...

Я постараюсь запомнить...





© 2010-2022