Урок русского языка в 10 классе по теме «Правописание наречий

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Правописание наречий». Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм – правописание наречий, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.Оборудование: компьютер, мультимедийный аппарат, ноутбуки у каждого учащегося, аудиозапись, опорные схемы, словари, презентация с тестом.Учитель: Кроневальд Елена Леонидовна
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок (26) русского языка в 10 классе (17.03.2014г.)


Правописание наречий

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм - правописание наречий, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.


Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я рада, что сегодня на уроке присутствует Алёна, с выздоровлением. А что такое - здоровье?

Какие высказывания, выражения о здоровье вы знаете?( В здоровом теле, здоровый дух (латинское выражение) .

Как вы его понимаете? (сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье. А здоровье - это сила и ум, это красота, это то, что нужно беречь, это самое большое богатство; у здорового человека все получается.

А Всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд):

Зд..ровье это с..стояние полного физического духовного и социального благ..получия а не только отсутствие б..лезни.

- Что помогает сохранить здоровье?

- Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, пропущенные орфограммы.

- Скажите, какие спортивные события произошли в нашей стране в феврале и в марте 2014 году? (Зимняя Олимпиада и Паралимпиада).

На доске ученик записывает сочетание Паралимпиада. Смущает ли вас что-то в написании слова Паралимпиада? (В русском языке закрепилось написание "паралимпиада". Закрепилось пока не в словарях, а в речевой практике. Могу лишь предположить, что произошло это из-за не слишком удобного сочетания АО (парАОлимпийские), которое произносится как АА. Сработал принцип языковой экономии: вместо "параолимпийский" появилось слово "паралимпийский". Кроме того, сказалось влияние английского языка, где "параолимпийские игры" выглядят сейчас как "paralympic games". И Грамота.ру дает слово Паралимпиада в Словаре имен собственных с прописной буквы. Это международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно они проводятся после главных Олимпийских игр в тех же городах. Летние паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние - с 1976-го (в России проводились впервые.).

Запишите слово Паралимпиада в словарь.

Скажите одним словом, КАК прошли церемонии открытия и закрытия Паралимпийских игр - торжественно, ярко, красочно, оригинально, фантастически, необычно, уникально, с_размаху по-русски, достойно, изумительно, хорошо, весело, великолепно, гениально, волшебно.

Запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока. Составьте и запишите предложение,используя вышеназванные слова, сделайте синтаксический разбор.

Закрытие Паралимпийских игр прошло торжественно, необычно, по-русски, изумительно, хорошо. (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, ослож. однородными обстоят.) Схема.

Какой частью речи являются эти слова? (наречием).

Выделите и назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

Сформулируйте тему урока (Правописание наречий) - запишите.

Поставьте цель (Закрепить навыки правописания наречий), сформулируйте

задачи (Повторить орфограммы и использовать их на практике).

_________________________________________________________________

Орфоэпическая минутка - выпишите из словаря наречия, произнесите правильно: вОвремя, дОверху, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, завИдно, зАгодя, зАтемно, зАсветло, красИвее, навЕрх, надОлго, ненадОлго, тОтчас.

Стр. 92 - теория

  1. Что называется наречием? (Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? когда?)

  2. Назовите разряды наречий по значению: определительные 1)образа и способа действий 2)меры и степени обстоятельственные 3)места 4)времени 5)причины 6)цели

  3. Чем отличается наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени? ( Сравнительная степень имен прилагательных является сказуемым, относится к существительному и отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?); сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

На доске Памятка № 1.

--------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Повторение орфограмм

Аудизапись 1(правило написания НЕ с наречиями)

1) «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;

б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;

в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;

г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя.

-----------------------------------------------------------------------------------

Аудизапись 2(правило написания -Н- и - НН- с наречиями)

2) «Нн» пишется во всех словах ряда:

а) бешено вертеться; работал отчаянно;

б) говорил испуганно; не работает временно;

в) говорил взволнованно; отвечал путано.


Аудизапись 3 (правило написания НЕ и НИ с наречиями)

3) Найди «третий лишний»:

а) н..чуть не испугался; н..как не находил; н..сколько раз;

б) н..куда пойти; н..зачем расспрашивать; н..сколько не завидуя;

в) н..сколько не расстроился; н..когда не злился; н..откуда ждать.

-----------------------------------------------------------------------------------

Аудизапись 4 (правило написания ОиЁ на конце наречий)

4) Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) горяч..; свеж..; блестящ..; хорош..;

б) ещ..; певуч..; тягуч..; зловещ…

Фонетический разбор слова ещё (йэщо)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Аудизапись 5 (правило написания Ь на конце наречий после шипящих)

5) Запишите наречие:

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) замуж; м) невтерпёж

а) дрожь;

б) отрежь; з) тяжелый;

в) настежь; и) вскачь

г) ветошь; к) шагая;

д) тяжесть; л) шагами.

На доске Памятка № 2

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Аудизапись 6 (правило написания суффиксов О и А в наречиях)

6) В первый столбик запищите наречия, которые пишутся с суффиксами -а ,во второй -о:

а) издалек..; е) запрост..;

б) занов..;

в) наглух..; ж) досух..;

г) вправ..; з) сызнов…

д) добел..;

Морфологический разбор (Приезжай) запросто

1.Запросто - наречие.

2. Приезжай (как?) запросто: определительное - наречие образа действия.

3. Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

На доске Памятка № 3.

Аудизапись 7 (правило написания дефиса в наречиях)

7) Объясните написание «Дефиса в наречиях».

Страница 97 упр.199

По-настоящему, по-пластунски, по-деловому, по-казацки, по-волчьи, как-то, во-первых, вот-вот, в-третьих, кое-где.

На доске Памятка № 4.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

8 ) Омонимичные наречия

Отличаем наречия от существительных

По значению

Наречия обозначают признак предмета, признака или другого предмета

Существительные обозначают предмет

По тому, изменяется слово или нет

Наречие не изменяется

Существительное изменяется по числам и падежам

По синтаксической роли

Наречие обычно является обстоятельством

Существительное может быть любым членом предложения

Галстук (в) горошек; расширяться (к)низу; (к) низу дома; надеть шляпу (на)бок; повернуться (на) бок; (с)начала запел сверчок; читай (с) начала страницы; измучиться (в)конец; пройти (в) конец вагона; поднять (на) верх шеста; выскакивать (на)верх.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Закрепление и применение изученного

Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?

Отправимся в космическое путешествие (Тест на ноутбуках) и

дарю вам словарь наречий в электронном варианте.

Итог урока

- Какая часть речи называется наречием?

- Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

- Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

- Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

- Расскажите о правописании гласных на конце наречий после шипящих.

- Расскажите об условиях дефисного написания наречий.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание

1. Повторить правила стр. 92,93,95, записи в грамматической тетради.

2. Упр. 204


© 2010-2022