Литературно-музыкальная композиция Внимайте без зависти сей повести душ

Тема "Цветаева-Пастернак" - весьма серьёзная, интереснейшая, почти неизвестная школьникам. Их переписка двух поэтов завораживает, это "световой ливень". Составлена композиция исключительно на основе переписки этих двух великих людей. Звучит со сцены изумительно, особенно в сопровождении музыки. Предлагаю поработать!
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция

«Внимайте без зависти сей повести душ».

М. И. Цветаева и Б. Л. Пастернак.

1. В мире, где всяк

Сгорблен и взмылен,

Знаю- один

Мне равносилен,

В мире, где столь

Многого хощем,

Знаю - один

Мне равномощен.

В мире, где всё -

Плесень и плющ,

Знаю - один

Ты равносилен

Мне.

(С. Рахманинов «Элегическое»)

2. Борис Пастернак для меня - святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего ещё не было, то, что будет.

3. Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Бах «Прелюдия»

4. Пастернак! Вы первый поэт, которого я за жизнь - вижу. Вы первый поэт, в чей завтрашний день верю, как в свой. Вы первый поэт, чьи стихи меньше него самого, хотя больше всех остальных.

5. Какие удивительные стихи вы пишете! Как больно, что сейчас вы больше меня! Вообще - вы - возмутительно большой поэт.

6. Дорогая Марина Ивановна!

Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше - «Знаю, умру на заре…», и был, как чужим, перебит волною подкатывающего рыдания, наконец, прорвавшегося. Вы - не ребёнок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что в наши дни означает.

7. Знаю, умру на заре! На которой из двух,

вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле - неба дочь!

С полным передником роз! Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез…

-Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

8. Ты моя безусловность, ты, с головы до ног горячий, воплощенный замысел, как и я, ты - невероятная награда мне за рождение и блуждание, и веру в Бога и обиды.

9. О, как я вас люблю, Марина! Так вольно, так прирожденно, так обогащающее ясно. Так с руки это душе, ничего нет легче, лучше! Так хочется жизни с вами! И, прежде всего, той его части, которая называется работой, ростом, вдохновением, познанием.

10. Стихами, как странами

Чудес и огня,

Стихами, как странами,

Он въехал в меня.

Сухую, песчаную,

Без дня и огня,

Стихами - как странами,

Он въехал в меня.

Внимайте без зависти

Сей повести душ…

11. Попытка душу разлучить

С тобой, как жалоба смычка,

Ещё мучительно звучит

В названьях Ржакса и Мучкап.

Я их, как будто это ты,

Как будто это ты сама,

Люблю всей силою тщеты

До помрачения ума.

Чей шёпот реял на брезгу?

О, мой ли? Нет, душою - твой,

Он улетучивался с губ

Воздушной каплей спиртовой.

Как в неге прояснилась мысль!

Безукоризненно, как стон.

Как пеной, в полночь с трёх сторон

Внезапно озарённый мыс.

12. Пастернак - это сплошное настежь: глаза, ноздри, уши, губы, руки. До него ничего не было. Все петли с петель - в жизнь!

13. Я знаю - Вы с неменьшей страстью, чем я, люблю поэзию. Вот что я под этим разумею. Я больше всего на свете люблю правду жизни…

14. "Сестра моя - жизнь» - первое моё движение, стерпев всю её от первого удара до последнего - руки настежь: так, чтобы все суставы хрустнули. Я попала под неё как под ливень.

Ливень: всё небо на голову, отвесом: ливень впрямь, ливень вкось- сквозь, сквозняк, спор цветовых лучей и дождевых, - ты непричем: раз уж попал - расти!

- Световой ливень!

15. Я четвертый вечер сую в пальто кусок мглисто-слякотной, дымно-туманной ночной Праги. С мостом то вдали, то вдруг с тобой, перед самыми глазами, качу к кому-нибудь, и прерывающимся голосом посвящаю их в ту бездну ранящей лирики, микеланджеловской раскидистости и толстовской глухоты, которая называется «Поэмой конца» Ты мне напомнила о нашем Боге, обо мне самом, о детстве, о той моей струне, которая склоняла меня всегда смотреть на лирику как на этимологию чувства. С таким волнением её читаешь! Точно в трагедии играешь. Каждый вздох, каждый выдох, каждый нюанс подсказан.

16. Не довспомнивши, не допонявши,

Точно с праздника уведены…

- Наша улица! - Уже не наша…

-Сколько раз по ней… - уже не мы…

Завтра с западу встанет солнце!

- С Иеговой порвёт Давид!

-Что мы делаем! - Расстаемся.

- Ничего мне не говорит.

Сверхбессмысленнейшее слово:

Рас-стаёмся. - Одна из ста?

Просто слово в четыре слога,

За которыми пустота.

Звук, от коего уши рвутся,

Тянутся за предел тоски…

Расставание - не по-русски!

Не по-женски! Не по-мужски!

Не по-божески! Что мы - овцы,

Раззевавшиеся в обед?

Расставание - по-каковски?

Даже смысла такого нет,

Даже звука! Ну, просто полый

Шум - пилы, например, сквозь сон.

Расставание - просто школы

Хлебникова соловьиный стон,

Лебединый. Но как же вышло?

Точно высохший водоём -

Воздух! Руку о руку слышно.

Расставаться - ведь это гром

На голову… Океан в каюту!

Океании крайний мыс!

Эти улицы слишком круты:

Расставаться - ведь это вниз,

Под гору…Двух подошв пудовых

Вздох… Ладонь, наконец, и гвоздь!

Опрокидывающий довод:

Расставаться - ведь это врозь.

Мы же - сросшиеся…

17. Оттого-то я и проговариваюсь. И пишу. Ты такая прекрасная, такая сестра моя жизнь, ты прямо с неба спущена ко мне; ты впору последним крайностям души. Ты моя и всегда была моею и вся моя жизнь - тебе.

18. Борис Пастернак! Как его мало понимают - даже любящие! Всё его творчество, каждая строка - борьба за суть, когда кроме сути, высвобождающейся через слово, никому нет дела ни до чего.

19. Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

20. У ваятеля может остановиться рука - резец

У художника может остановиться рука - кисть

У музыканта может остановиться рука - смычок

У поэта может остановиться только сердце.

Кроме того: поэт видит неизваянную статую, ненаписанную картину, слышит несыгранную музыку.

21. Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зелёной садовой скамейки

Расти себе пышные брыжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги.

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

22. Мой любимый вид общения - потусторонний: сон, видеть во сне. И второе: переписка. Письмо как некий вид потустороннего общения. Ни то, ни другое - не по заказу: снится и пишется не всегда, когда нам хочется - письму - быть написанным, сну - быть увиденным.

23. Мне снилось начало лета в городе… Я находился в мире, полном страсти к тебе…Я любил тебя так, как в жизни только думал любить.

Ты была абсолютно прекрасна…Ты была и во сне, и языком, отрывающимся у всего того, к чему всю жизнь обращается поэт без надежды услышать ответ.

24. Здравствуй, Борис! Шесть утра. Всё веет и дует. Я только что бежала по аллее к колодцу и всем сердцем здоровалась с тобой. Так я живу с тобой, утра и ночи, вставая в тебе и ложась в тебе.

25. А потом будет лето нашей встречи. Я люблю его за то, что это будет встреча со знающей силой, то есть то, что мне ближе всего, и что я только в музыке встречал, в жизни же не встречал никогда.

26. Я буду терпелива и свидания буду ждать как смерти, отсюда моё;

Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют,

Буду ждать тебя (пальцы в жгут).

Так монархини ждёт наложник,

Терпеливо, как рифмы ждут,

Терпеливо, как руки гложут,

Буду ждать тебя ( в землю взгляд,

Зубы в губы. Столбняк. Булыжник.)

Терпеливо, как негу длят,

Терпеливо, как бисер нижут.

Скрип полозьев, ответный скрип

Двери: рокот ветров таёжных,

Высочайший пришёл рескрипт:

-Смена царства и въезд вельможе.

И домой:

В неземной -

Но мой.

27. Я мог бы и должен был скрыть от тебя до встречи, что никогда теперь не смогу разлюбить тебя, что ты моё единственное, законное небо и жена до того законная, что в этом слове от силы , в него нахлынувшей, начинает мне слышаться безумие…

Я от бессмыслицы стал путать два слова: я и ты.

28. Борис, я с тобой боюсь всех слов, вот причина моего не-писания. Ведь у нас, кроме слов, нет ничего, мы на них обречены. Каждое наше письмо - последнее. Одно - последнее до встречи, другое - последнее навсегда. Душа питается жизнью, - здесь душа питается душой…безысходность.

29. Не суждено, чтобы сильный с сильным

Соединились бы в мире сём.

Так разминулись Зигфрид с Брунгильдой,

Брачное дело решив мечом.

В братстве ненависти союзной

-Буйволами! - на скалу - скала

С брачного ложа ушёл, не узнан,

И не опознанною - спала.

Порознь! - даже на ложе брачном -

Порознь! - даже сцепясь в кулак-

Порознь! - на языке двузначном -

Поздно и порознь - вот наш брак!

Но и постарше ещё обида

Есть: амазонку подмяв, как лев,

Так разминулися : сын Фетиды

С дщерью аресовой Ахилленс

С Пенфезилеей. О вспомни - снизу

Взгляд её сбитого седока

Взгляд! Не с олимпа уже - из жижи

Взгляд её - всё ж ещё свысока.

Что ж из того, что отсель одна в нем

Ревность: женою урвать у тьмы.

Не суждено, чтобы равны с равным…

Та разминовываемся мы….


© 2010-2022