Внедрение в практику уроков игровых технологий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы


Игра - это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра как метод обучения, широкое применение находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и дате раздела учебного предмета;

  • как элементы более обширных технологий;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, укрепления контроля);

  • как технологии внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  2. познавательные, воспитательные, развивающие;

  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые имитационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Специфику игровой технологии определяет игровая среда: игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, комнатные, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет набор задач, которые дети решают с помощью кубиков, квадратиков, узоров деталей из конструктора и т.д.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технологических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изотермии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с различными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных младшим школьникам, до непосильных старшим школьникам. Поэтому игры могут возбуждать интерес постоянно. Постепенное возрастание трудности задач позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора, кубиков, кирпичиков, деталей из конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно «задание с решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединен один из основных принципов обучения от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это позволило разрешить в игре несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • для развития творческих способностей с раннего возраста развивающие игры играют огромную роль;

  • на всех этапах создают условия опережающие развитие способностей;

  • самостоятельно поднимаясь до своего уровня, ребенок развивается еще успешнее;

  • по содержанию развивающие игры очень разнообразны, они не терпят принуждения, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Деловая игра.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки: подготовка начинается с разработки игры: разработка сценария, план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.

Далее ввод в игру: постановка проблемы, целей; условия, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультации.

Этап проведения: групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, мозговой штурм, работа с игротехникой.

Межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов.

Этап анализа и обобщение: вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации.

© 2010-2022