- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внедрение в практику уроков игровых технологий
Внедрение в практику уроков игровых технологий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цой В.А. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
Игра - это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра как метод обучения, широкое применение находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и дате раздела учебного предмета;
-
как элементы более обширных технологий;
-
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, укрепления контроля);
-
как технологии внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру выделяются следующие группы игр:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-
познавательные, воспитательные, развивающие;
-
репродуктивные, продуктивные, творческие;
-
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые имитационные и игры-драматизации.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
Специфику игровой технологии определяет игровая среда: игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, комнатные, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет набор задач, которые дети решают с помощью кубиков, квадратиков, узоров деталей из конструктора и т.д.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технологических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изотермии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с различными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных младшим школьникам, до непосильных старшим школьникам. Поэтому игры могут возбуждать интерес постоянно. Постепенное возрастание трудности задач позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора, кубиков, кирпичиков, деталей из конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно «задание с решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединен один из основных принципов обучения от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это позволило разрешить в игре несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
-
для развития творческих способностей с раннего возраста развивающие игры играют огромную роль;
-
на всех этапах создают условия опережающие развитие способностей;
-
самостоятельно поднимаясь до своего уровня, ребенок развивается еще успешнее;
-
по содержанию развивающие игры очень разнообразны, они не терпят принуждения, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Деловая игра.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки: подготовка начинается с разработки игры: разработка сценария, план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.
Далее ввод в игру: постановка проблемы, целей; условия, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультации.
Этап проведения: групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, мозговой штурм, работа с игротехникой.
Межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов.
Этап анализа и обобщение: вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации.