- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Факультативный курс по русскому языку Формирование языковых компетенций
Факультативный курс по русскому языку Формирование языковых компетенций
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Линник Н.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Невельская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено Утверждаю:
На методическом совете ОО директор МКОУ Невельская ООШ
Протокол №__ от «__»____20__г __________/Л.М.Костробатова
_________/__________ Приказ №__ от «___»_____20___г
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная)
Формирование
языковых компетенций
название разработки
элективный курс
(для 9 класса предпрофильной подготовки)
Автор разработки:
Линник Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Невельская ООШ
2015 год
Тайшетский район, п.жд.ст.Невельская
Пояснительная записка
Элективный курс "Формирование языковых компетентностей" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и слушателей подготовительных курсов. Он дополняет и углубляет программу русского языка 5-9 классов.
Цель элективного курса
Цель предложенных в рамках курса занятий - обучение учащихся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни. Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления.
Основная цель курса - содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной коммуникации; развитию коммуникативной компетенции, то есть владению разными видами речевой деятельности, умению воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:
развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Задачи курса:
-
Повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.
-
Формировать языковой эстетический вкус, повысить культуру речи, развивать умение пользоваться справочной литературой, способствовать формированию интереса к работе исследователя языка, развитию любви к русскому языку, уважения к народу-творцу языка, вызвать профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Актуальность курса "Формирование языковых компетентностей" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности и языковой компетентности учащихся, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического, других видов тренинга, развитию речевых коммуникаций, умению построить монологическое высказывание и другие виды деятельности.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс состоит из трех разделов:
Раздел 1. Роль и место русского языка в мире и обществе (3час.)
Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17ч)
Раздел 3.Русский язык в жизни современного человека (14час).
В обучении используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы исследовательской работы с учащимися. Основные формы организации занятий: лекция, практикумы, ролевые игры, консультации, семинар, защита проекта, уроки с использованием интернет-ресурсов.
Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.
Программа «Формирование языковых компетентностей" составлена на основе нескольких авторских программ, а именно: «Тайны слова», автор учитель русского языка и литературы, Рыжих Н.А г.Альметьевска Республики Татарстан, «Трудные вопросы русской орфографии», автор учитель русского языка Тюрина М.А., (г.Архангельск), «Русский язык в современном обществе», автор учитель русского языка и литературы Фомина Таисия Николаевна.,г.Мирный Архангельская область.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
-
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
-
овладеть формами обработки информации исходного текста;
-
научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
-
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
-
научиться выделять из текста главную мысль; составлять доклад, сообщение
-
закрепить навыки работы в группе
-
научиться дискутировать, грамотно излагать мысль, четко и точно подбирать слова в диалоге;
-
уважать мнение собеседника, товарищей в группе.
При формировании языковой компетенции используются следующие виды работ:
1.Творческие практикумы
2. Дискуссии, лекции, беседы.
3.Ролевые игры.
4.Доклады и сообщения.
5. Презентации
6.Семинары.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- уметь строить деловую беседу
-формировать культуру коммуникативного общения (устного, смс, написания электронных писем);
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
-уметь публично выступать;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Учебно-тематический план
№
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Цель занятия
Формы и методы обучения
Форма контроля
Раздел 1. Роль и место русского языка в мире и обществе (3час.)
Русский язык - один из развитых языков мира.
1
Показать роль и место русского языка среди других языков мира
Лекция. Беседа.
Функции русского языка в современном обществе.
1
Познакомить с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей каждого человека
Семинар
Отчет групп по заданной теме.
Русский язык в жизни современного человека.
1
Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека
Лекция.
Написание «Президентского диктанта»
Раздел 2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма
(17 час.)
Культура речи. Основные аспекты культуры речи.
1
Учащиеся должны понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли
Постановка целей и задач раздела.
Беседа. Работа с текстовым материалом.
Устный опрос
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /
1
Актуализировать знания о языковой норме языка; формировать навыки использования нормативной речи
Беседа. Работа со словарем Ожегова. Практическая работа.
Развернутый ответ на вопрос: «Для чего нужно правильно говорить?»
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.
1
Дать представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи
Практикум. Художественное чтение.
В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения.
Слово и сфера его употребления.
1
Раскрыть значение слова как элемента лексической системы
Семинар тест.
Сбор интересных задач
со словами.
Этико-социальные аспекты культуры речи.
1
Дать представление об этических нормах речевой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения
Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?»
Подбор речевых ситуаций
Культура монологической речи.
1
Обозначить композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации
Лекция.
Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек - полезный человек»
Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?)
1
Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих складывается понятие «приятный cобеседник».
Лекция. Практическая работа.
Ролевые игры. Работа с памятками.
Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях
«Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные русские формулы.
1
Показать роль формул приветствия и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы
Ролевые игры. Анализ стихотворения. Составление формул приветствия и прощания.
Анализ услышанных речевых обращений.
Словарный запас человека: резервы развития.
1
Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека.
Составление таблицы. Речевой практикум.
Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы.
Как умея говорить научиться разговаривать
1
Оценить состояние коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей
Тест. Беседа. Работа с карточками.
Тест
Виды речи. Приветственная речь.
1
Познакомить с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание,
Лекция. Практическая работа.
Конкурс ораторов.
Виды речи. Информационная речь.
1
Дать представление о признаках информационной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание/
Лекция. Практикум.
Конкурс ораторов.
Виды речи. Агитационная речь.
1
Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства
Лекция. Составление памяток оратору. Практикум.
Подбор примеров агитационных речей.
14 правил, помогающих убедить
1
Познакомить с совокупностью правил убеждения и рассмотреть, как они работают в различных ситуациях
Анализ правил, помогающих убедить. Игра.
Ролевые игры.
Тест
Язык жестов и поз.
1
Дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания
Инсценировка. Отчет творческой группы.
Решение ситуативных задач. Работа в парах.
Анализ заданной ситуации.
Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха
1
Обучить упражнениям, снимающим аудиторный страх
Урок-практикум.
Выступление в классе.
Публичные выступления
1
Познакомить с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным
Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу
Устный ответ
Раздел 3. Русский язык в жизни современного человека (14час.)
Язык деловых бумаг.
1
Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки; отработать навыки составления деловых бумаг
Экскурс в историю - отчет группы учащихся.
Работа со схемами-образцами.
Написание деловой бумаги.
Презентация как вид деловой коммуникации
1
Познакомить с особенностями презентации как вида деловой коммуникации, показать, как сделать презентацию успешной
Анализ деловой презентации. Составление тезисов.
Презентация своей шариковой ручки.
Деловое письмо: создаем себе репутацию.
1
Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки
Лекция. Практикум.
Написание деловое письмо
Русский язык в мире рекламы.
1
Дать представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламного характера, познакомить с требованиями к составлению резюме
Лекция. Знакомство с документом «Международный кодекс рекламной практики».
Практическая работа.
Резюме в кадровое агентство на работу во время летних каникул.
Язык SMS: быть или не быть?
1
Познакомить учащихся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь сформировать правильное отношение к данному языковому явлению;
Отчет творческих групп. Создание словаря SMS.
Таблица смайликов.
Написание SMS-поздравление с началом весны.
Пишем электронные письма.
1
Познакомить учащихся с основными правилами электронной переписки; выявить различия обычных и электронных писем
Лекция. Практическая работа. Анализ электронных писем.
Написание письма
Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?
1
Познакомить учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек.
Отчет творческих групп.
Создание визитки.
Русский язык в телефонном общении.
1
Познакомить с правилами ведения телефонного делового разговора
Лекция. Ролевые игры. Составление сценария телефонного разговора.
Анализ конкретного телефонного звонка
Искусство говорить и составлять поздравления.
1
Познакомить учащихся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений
Экскурс в историю - отчеты творческих групп. Практикум.
Составление текст поздравительной открытки.
Искусство комплимента
1
Познакомить с одним из приемов расположения к себе собеседника, научить говорить комплименты
Экскурс в историю - отчеты творческих групп.
Комплимент своей маме.
Общение
1
Обучить упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми
Ролевые игры.
Выбор картинки или картин и озвучивание ее.
Техника речи
1
Обучить упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи
Урок-практикум
Чтение наизусть детского стихотворения
«Хороший», « дурной» и истинный вкус
1
Исследовать речь окружающих в социуме
Лекция с элементами беседы.
Сочинение-размышление.
-
.
Защита проектов
1
Развивать умение осуществлять защиту проектов
Презентация проектов.
Литература для учителя:
-
Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.
-
Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
-
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
-
Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.
-
Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. - Л.: Лениздат, 1980.
-
Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.
-
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
-
Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.
-
Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002
-
Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
-
Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.- Волгоград, 2004.
Литература для учащихся:
-
Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). - М.: Творческий центр, 2001.
-
Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.
-
Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.
-
Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
-
Григорян Д. Т. Язык мой - друг мой. - М.:«Просвещение»,1976.
-
Иконникова С. Диалоги о культуре. - М., 1977.4.