Программа элективного курса «Путешествие в стилистику»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Щегловская СОШ»

Навлинского района Брянской области







Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку



«Путешествие в стилистику»

В 10 классе



2014 - 2015 учебный год





Учитель русского языка и

литературы

ПЕТУХОВА Ольга Алексеевна









д. Щегловка





Пояснительная записка.

Программа курса «Путешествие в стилистику» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для повышения речевой культуры учащихся 10 класса.

Стилистика - самостоятельная лингвистическая дисциплина, наука об умелом выборе языковых средств, знание которых открывает простор для их творческого использования в устной и письменной речи. Нужно только не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все стилистические ресурсы для правильного и образного выражения мысли. В стиле речи отражается духовный мир человека, его начитанность, знания, вкусы и симпатии. Каждый образованный человек должен работать над стилем своей речи. Совершенствование речевой культуры - это процесс постоянный, неизменно сопровождающий наше духовное развитие.

Цель курса «Путешествие в стилистику»:

- пробудить интерес учащихся к тайнам родной речи, получающей такую огромную силу выразительности под пером писателей, пробудить любовь к русскому языку, помочь учащимся овладеть его богатствами.

Для реализации этой цели необходимо:

- углубить теоретические знания учащихся о стилистических ресурсах русского языка;

- совершенствовать у учащихся умение и навыки правильного умственного использования языковых средств в разных условиях общения;

- формировать у школьников навыки содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.

Исходя из задач преподавания курса «Путешествие в стилистику», программа предусматриваетформирование следующих умений и навыков:

- умело использовать словарный состав русского языка, достигая выразительности и благозвучия речи;

- употреблять разнообразные грамматические формы и гибкие синтаксические конструкции, которые отличают наш язык от всех других и делают его богатым и ярким;

- соблюдать нормы современного русского языка;

- пользоваться справочной и лингвистической литературой.

Курс «Путешествие в стилистику» базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.

Курс связан с такими разделами языкознания, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Стилистика русского языка», а также с теорией литературы.

Курс рассчитан на 34 часа, однако его программа может корректироваться.

Этот курс может служить основой для элективных курсов в 11 классе: «Литературное творчество», «Практическая стилистика» и др.

Изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текста и написание к ним рецензий, эссе.

































Содержание.

Стилистические ресурсы русского языка (1ч.)

Сочетаемость слов (1 ч.). Стилистическое использование многозначности (1 ч.). Стилистическое использование омонимов (1 ч.). Смешение созвучных слов (1 ч.). Стилистическое использование синонимов (1 ч.). Стилистическое использование антонимов (1 ч.). Стилистическая окраска слов (1 ч.). Стилистическая оценка диалектизмов (1 ч.). Стилистическая оценка жаргонизмов (1 ч.). Стилистическое использование историзмов, архаизмов (1 ч.). Стилистическая оценка неологизмов (1 ч.). Стилистическая оценка заимствованных слов (1 ч.). Многословие и речевая недостаточность (1 ч.). Тропы (5 ч.): эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, перифраза и др.

Благозвучие речи. Звукопись (1 ч.). О правильном ударении и правописании (1 ч.). Стилистическое использование слообразования

(1 ч.). Род и число имён существительных (1 ч.). Падежи имён существительных (1 ч.). Формы имён прилагательных и числительных (1 ч.). Формы местоимений и глагола (1 ч.). Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого (1 ч.). Согласование определений и приложений (1 ч.). Управление (1 ч.). Причастный и деепричастный оборот (1 ч.). Отглагольные существительные (1 ч.). Предложение с однородными членами (1 ч.). Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение (1 ч.). Стилистический анализ стихотворных и прозаических текстов. (1 ч.).





















Учебно-тематический план курса

«Путешествие в стилистику».

п/п

Тема занятия

Кол.

часов.

Форма проведения.

Образовательный

продукт.

1.

Вводное занятие.Что делает нашу жизнь выразительной? (стилистические ресурсы русского языка).

1 ч.

Лабораторная

работа.

Составление опорного конспекта по теме.

2.

Можно ли одержать поражение? (сочетаемость слов)

1ч.

Групповой практикум.

Отредактированные учащимися тексты упражнений.

3.

«Молодая была» уже не молода. (Стилистическое использование многозначности).

1ч.

Практикум.

Исправленные учащимися тексты с речевыми ошибками.

4.

«О словах разнообразных, одинаковых, но разных». (Стилистическое использование омонимов).

1ч.

Лабораторная

работа.

Составление опорного конспекта по теме.

5.

Главная и заглавная роль. (Смешение созвучных слов).

1ч.

Практикум.

Отредактированный текст.

6.

Смелый, храбрый, отважный … (стилистическое использование синонимов).

1ч.

Исследования слов (Работа по пр - ям Лермонтова).

Составление гнёзд синонимов.

7.

Это хорошо или плохо? (стилистическое использование антонимов).

1ч.

Исследование.

Исправленный текст.

8.

Белобрысый юнец?- нет, белокурый юноша! (стилистическая окраска слов).

1ч.

Лабораторная работа.

Опорный конспект.

9.

«По-русски, а не по вятски, не по-билахонски.» (стилистическая оценка диалектизмов).

1ч.

Исследование.

Анализ предложенного текста.

10.

А нельзя ли без них? (стилистическая оценка жаргонизмов).

1ч.

Исследование.

Исправленный текст.

11.

Аршин, верста, сажень … (стилистическое использование историзмов и архаизмов).

1ч.

Практикум.

Составление опорной схемы, анализ текста.

12.

Космонавт, луноход, атомоход...

(стилистическая оценка неологизмов).

1ч.

Практикум.

Опорная таблица или схема: «Основные группы неологизмов».

13.

Стилистическая оценка заимствованных слов.

1ч.

Исследование.

Исправленный текст.

14.

Многословие и речевая недостаточность.

1ч.

Практикум.

Анализ предложенного текста.

Тропы.

5ч.

15.

Эпитеты и сравнения.

1ч.

Практикум.

Анализ текста.

16.

Метафора и метонимия

1ч.

Практикум

Анализ текста

17.

Олицетворение.

1ч.

Практикум

Анализ текста

18.

Гипербола и перифраза

1ч.

Практикум

Анализ текста

19.

Слово под пером

1ч.

Практикум. «Поэтическое кафе».

Анализ стихотворения, отзыв о нём.

20.

Благозвучие речи. Звукопись.

1ч.

Исследование.

Анализ предложенных текстов.

21.

О правильном произношении и ударении.

1ч.

Лабораторная работа.

Составление опорного конспекта.

22.

Стилистическое использование словообразования.

1ч.

Практикум.

Выполененые упражнения.

23.

Род и число имён существительных.

1ч.

Практикум.

Опорный конспект (таблица). Составление теста.

24.

Падежи имён существительных.

1ч.

Практикум.

Выполненные упражнения.

25.

Формы имён прилагательных и числительных.

1ч.

Исследование.

Отредактированный текст.

26.

Формы местоимений и глагола.

1ч.

Исследование.

Исправленный текст.

27.

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого.

1ч.

Практикум.

Выполненные упражнения, составление теста собственного упражнения.

28.

Согласование определений и приложений.

1ч.

Лабораторная работа.

Составление опорной таблицы.

29.

Управление.

1ч.

Практикум.

Анализ предложенной схемы. Составление текста упражнения.

30.

Причастный и деепричастный оборот.

1ч.

Практикум.

Анализ предложенного текста, исправленный текст.

31.

Отглагольные существительные.

1ч.

Практикум.

Анализ предложенных отрывков из школьных сочинений.

32.

Предложения с однородными членами.

1ч.

Лабораторная работа.

Составление опорной таблицы с примерами из художественных текстов.

33.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

1ч.

Практикум.

Сопоставление предложенных текстов, отредактированный текст.

34.

Стилистический анализ стихотворных и прозаических текстов.

1ч.

Практикум.

Рецензия.










Список литературы.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Е. «Занимательная стилистика». - М., «Просвещение», 1988 г.

Кожина М. Н. «Стилистика русского языка». - М, «Просвещение», 1983 г.

Одинцов В. В. «Лингвистические парадоксы» - 2-е издание - М., 1982 г.

Барашков В. Ф. «А как у вас говорят?» - М., 1986 г.

Никитина Е. М. «Русская речь». - М., «Просвещение», 1996 г.



© 2010-2022