Метод учебного проекта на уроках русской литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Метод учебного проекта на уроках русской литературы








Введение………………………………………………………...............................3-4

Глава 1.Что такое учебный проект и что представляет собой метод учебных проектов?………………………………………………………………………… …5

1.1.Два плана предъявления учебного проекта…………………………………….6

1.2. Методический паспорт учебного проекта.…………………………………….7

1.3. Этапы работы методом проектов………………………………………………8

1.4.Типология проектов…………………………………………………………9-11

Глава 2. Использование метода учебного проекта на уроках литературы….11-22

Заключение…………………………………………………………………………23

Литература………………………………………………………………………… 24

Приложения……………………………………………………………………24-31





Введение

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.[ 4]

После долгого забвения интерес к методу проектов возродился в 90-ые годы прошлого столетия России.

Недаром проектирование относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека пост индустриального общества. Вячеслав Валерьянович Гузеев справедливо определил метод проектов как технологию четвертого поколения.[3]

Актуальность исследования. В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов..

Проблематика. Как изменить отношения между учителем и учеником? Какой метод позволяет это делать?

Предмет исследования: применение метода проектов в обучении русской литературы.

Объект исследования -уроки русской литературы с учётом применения метода проектов.

Цель исследования: выявление эффективности метода проектов как технологии личностного развития учащихся.

Гипотеза исследования: изучение на уроках русской литературы на основе применения метода проектов будет эффективно, если:

будут уточнены теоретические основы использования метода проектов;

будут определены методические условия реализации метода проектов с учётом содержательного, процессуального и результативно-оценочного аспекта педагогической деятельности;

будут выявлены методические особенности использования метода проектов в обучении литературы, отражающие специфику предмета на подготовительном, исследовательском этапе и этапе представления и анализа полученных результатов проектирования;

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой были определены задачи исследования:

1. Выявить культурно-исторические предпосылки актуализации метода проектов в современном образовании.

2. Изучить специфику метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии.

3. Выявить условия эффективности влияния метода проектов на личностное развитие учащихся.

4. Разработать систему применения метода проектов в личностно-ориентированном образовании (на материале учебного предмета «Литература»).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, определение связи между явлениями, конструирование, моделирование;




Глава 1. Что такое учебный проект и что представляет собой метод учебных проектов?

Слово «проект»(в буквальном переходе с латинского- «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего- либо, предварящий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект- прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.

Так что же такое учебный проект?

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат: это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы- носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя- это дидактическое средство развития, обучения и воспитания,которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

- проблематизации( формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

-самоанализу и рефлексии;

- презентации хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

-поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

-практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

-выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования:

-проведению исследования( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Итак, метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно ориентированный;

-деятельностный;

-обучающий взаимодействию группе и групповой деятельности;

-построенный на принципах проблемного обучения;

-развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

-формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

-воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

-здоровьесберегающий.


  1. Два плана предъявления учебного проекта

Существуют как бы два плана, две плоскости описания учебного проекта, проектной деятельности- видимый и не видимый для учащихся.

Итак. Детям не объявляется, что сейчас они будут изучать такую- тему. Им сообщается тема только тема проекта, и через несколько минут( время погружения в проблему проекта) они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, занимаются чем-то для них интересным. В проекте же дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают ни в каком учебном процессе не предусмотренный опыт проектного подхода к решению жизненно-важных проблем.

Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта необходимый уровень знаний по данной теме должен быть достигнут. Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе.

Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно закладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определенного умения. И в такой проблемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают как и не умеют, на помощь приходит учитель- т.е новое знание «подается» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит , мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но ион стимулирует мотивацию усвоения знания.

Не нарушать процесс проектирования детьми помогает наличие второго плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковывается учителем с педагогических позиций, с точки зрения их обучения, развития и воспитания. Наличие второго плана весьма важно для учителя. Именно в этом плане дается описание учебного проекта как педагогического инструмента, как дидактического средства.

В педагогическом описании проекта мы указываем цели и задачи учителя, темы программного материала и актуализируемые ЗУН, вводимое новое содержание или тематическое обобщение, используемые умения, навыки и знание технологий, уровень владения специфическими умениями проектной деятельности и ,наконец, возраст учащихся, требуемое время, оснащение и формы реализации.

Два плана учебного проекта

Видимый:

- тема проекта;

- название проекта;

-проблема проекта;

-задача проекта;

-планирование- осуществление;

- презентация.

Невидимый:

-тема учебного курса, урока;

- цели изадачи обучения, развития, воспитания;

-необходимый уровень ЗУН;

-необходимые умения и навыки;

-новое содержание;

-обобщение;

-обеспечение проекта;

-организационные формы осуществления проекта.

1.2. Методический паспорт учебного проекта .

Те проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, без сомнения, должны иметь характеристики, определяющие место и время их использования в воспитательно- образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.

Методический паспорт учебного проекта

Методический паспорт учебного проекта « Образ березы в русской и якутской поэзии»

Адресация : учебный проект адресован учащимся 9 классов

1.Тема учебно- тематического плана предмета

2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие

  1. Воспитать интерес, уважение и бережное отношение к родной природе.

  2. Воспитать любовь к Родине через воспитание любви к природе родных мест.

  3. Развивать интерес к предмету.

  4. Формировать умение определять личностную позицию по отношению к изображаемым в художественном произведении экологическим проблемам.

  5. Создать условия для развития творческих способностей и возможности самовыражения.

3.Задачи учебно-педагогические( класса, группы, каждого учащегося) сбор, систематизация , анализ стихотворений о березе.

4. Возраст учащихся( класс) 9 класс

5.Время работы над проектом: с декабря 2012 по май 2013

6.Режим работы: внеурочный, 1 час в неделю.

Обеспечение

7.Материально-техническое и учебно- методическое оснащение, информационное обеспечение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, стихи русских и якутских поэтов о березе.

8.Дополнительно привлекаемые( участники, специалисты ,информационные и материально- технические ресурсы): библиотекарь, учитель информатики.

9.ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с художественной литературой, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером, умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности ( организовать и провести презентацию)

10.Мотивация к работе: личный интерес учащихся

11.Предполагаемые приращения: новое содержание по теме «Образ березы в русской поэзии»

12 Новое содержание по каждой теме: изучение образа березы в якутской поэзии

13.Новые практические приемы: создание электронного методического пособия «Образ березы в якутской поэзии»

14.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

15. Развитие навыков:

- самостоятельной работы с:

- источниками информации, инструментами, технологиями.

-самостоятельного принятия решений

-коммуникативности: в информационном обмене, в ролевом взаимодействии

-мыслительной деятельности при: проектировании, планировании,анализе, синтезе, структурировании

-самоанализа и рефлексии

16. Воспитание толерантности

17.Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

-Авторы - разработчики Степанова Нарыйа, Степанова Мичийэ, Егоров Ронни, Федорова Карина.

Характеристика учебного проекта ( по типологическим признакам)

  1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский

  2. Предметно-содержательная область: межпредметный ( русская и якутская литература, искусство)

  3. Характер координации проекта: непосредственный( гибкий)

  4. Характер контактов: внутришкольный.

  5. Количество участников: групповой (4 человека)

  6. Продолжительность: долгосрочный ( декабрь 2012- май 2013 года)

1.3.Этапы работы методом проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. погружение в проект;

  2. организация деятельности;

  3. осуществление деятельности;

  4. презентация результатов.

1.4. Типология проектов.

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,- можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта ученик:

- структурирует проект в логике научного исследования;

- включает в проект аргументацию его актуальности;

- определяет объект и предмет исследования,

- обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования;

- определяет методы исследования;

- конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования;

- определяет пути решения проблем;

- осваивает новое опытным путем;

- оформляет проект в виде выводов;

- подтверждает или опровергает гипотезу;

- выходит на новый спектр проблем.

В качестве примера такого проекта можно предложить учащимся 9 класса исследовать следующую темы: « Роль снов в романе стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и в рассказе «Сердце» П.А.Ойунского». «Образ березы в русской и якутской поэзии»

2. Информационный проект.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;

- направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;

- обобщает и анализирует информацию;

- делает выводы;

- корректирует поиск по уточненным направлениям;

- анализирует и обобщает новые факты;

- проводит презентацию;

- организует проведение «внешней» оценки.

Творческий проект.

Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

- Договаривается с группой или учителем о жанре,

- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

- Стремится получить творческий продукт,

- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Творческий проект может выполняться и на уроке. Так, по повести Гоголя «Тарас Бульба» создавали сценарий диафильма. Дома ребята рисовали «кадры», потом отсканировали их. Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывка. Потом монтировали фильм.

Игровой проект.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая;

- намечает «игровые» роли;

- подчиняет логику ролей содержанию проекта;

- моделирует ситуации;

- проигрывает «виртуальные реальности».

Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, пантомимы по былинам, или инсценировки сказок в 5 классе. Так, в 5 классе, после изучения волшебных сказок, все ребята пишут свои волшебные сказки и в то же время оформляют их как книжки, то есть являются не только авторами, но и художниками-оформителями, и, конечно же, издателями.

Практико-ориентированный проект.

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности;

- определяет функцию каждого участника проекта;

- получает конкретный материальный продукт;

- задает жесткую структуру;

Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и т. д.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но ещё лучше - оформить работу в виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.

Выводы к главе 1 :

  1. Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так ив нашей стране.

  2. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни.

  3. В современном образовании сложились условия востребованности этого метода.

  4. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

  5. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность. Развивает творческие начала и умственные способности- необходимые качества развитого интеллекта.




Глава 2. Использование метода проектов на уроках русской

литературы.

Метод проектов применительно к русской литературе- это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта.

Целеполагание метода проектов ориентировано на развитие у школьников

личностно и социально значимых качеств;

познавательного интереса;

умения самостоятельно находить информацию;

способности ориентироваться в этой информации;

умения анализировать, обобщать её и представлять в виде оформленного результата деятельности.

Среди перечисленных целей необходимо выделить первую (развитие личностно и социально значимых качеств), так как она учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, который сам выступает, наряду с учителем, в качестве активного субъекта деятельности. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких качеств характера, как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, креативность.

Помимо того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

В целом современная педагогическая наука признаёт большое влияние метода проектов на учащихся как в учебно-познавательном, так и в воспитательном аспектах.

Как же я применяю метод проектов в практике на уроках русской литературы ?

Организация проектной деятельности на уроках литературы.

Последовательность работы над проектом по Воровщикову С.Г

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1.Организационный

Определение темы и целей проекта

Обсуждают задание.

Уточняют

информацию.

Обсуждают цели проекта

распределяют функциональные обязанности среди участников группы.

Мотивирует учащихся.

Организует обсуждение целей проекта.

Способствует продуктивному распределению функциональных обязанностей среди участников группы. Наблюдает за учащимися.

2. Прогностический

Анализ проблемы.

Выдвижение и обоснование гипотез. Планирование выполнения проекта

Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы.Уточняют информацию.Формируют задачи этапов выполнения проекта.

Помогает в коррктном формулировании и декомпозиции проблем. Способствует корректному выдвижению гипотез. Инициирует необходимость планирования выполнения каждого этапа проекта. Наблюдает за учащимися.

3.Практический

Обсуждение методов проверки принятых гипотез.

Определение возможных источников информации.

Поиск необходимой информации, подтверждающей

или опровергающей гипотезу.

Обсуждают методы проверки гипотез.

Выбирают оптимальный вариант методов проверки гипотез.

Определяют источники информации.

Работают с информацией.

Обеспечивает консультирование учащихся необходимыми специалистами.

Предлагает учащимся продуктивные методы работы с различными источниками.

Наблюдает за учащимися.

4.Обобщающий

Обобщение процесса и результатов реализации

проекта

Анализируют и оценивают процесс, промежуточные и итоговые результаты реализации проекта. Оформляют проект.

Организует аналитико-обобщающую деятельность учащихся.

Наблюдает за учащимися.

5. Презентационный

Представление результатов проектирования.

Итоговая оценка результатов реализации проекта

Готовят публичную презентацию проекта.

Защищают проект.

Участвуют

в коллективной оценке результатов деятельности

Предлагает адекватные формы представления процесса и результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и итоговой оценке результатов проектирования.

Наблюдает за учащимися. [2]

Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Наиболее сложным для учащихся 5 - 7 классов является начало работы над проектом. Их пугает неизвестность, неумение работать в группе, ответственность не только за себя, но и за всех членов группы. Поэтому учитель сначала знакомит ребят с сутью проектного метода и мотивирует деятельность учащихся. Для этого в помощь начинающим работу над проектом должны быть собраны в папку все необходимые материалы, в том числе памятки, методические рекомендации. В связи с этим возникает необходимость создания пакета документов для учеников, который включает в себя:

  1. Памятку по работе с проектом.

  2. Требования к оформлению проекта.

  3. Критерии оценивания проекта (портфолио, защита).

  4. График консультационных дней.

  5. Методический паспорт учебного проекта.

Практика показывает, что учащихся уже с пятого класса нужно знакомить с элементами пакета документов. Это дает возможность ребятам не только понять, о чем идет речь, но и сосредоточить свое внимание на различных этапах работы, грамотном распределении времени и обязанностях; узнать заранее, по каким критериям будет оцениваться их работа. С полным пакетом документов учащиеся познакомятся в начале 8 класса и будут пользоваться им (с некоторыми изменениями, дополнениями) на протяжении всей учебы.

Также учителю рекомендуется до начала учебного года разработать некоторое количество тем проектов, вывесить в классе перечень их для того, чтобы слабые ученики могли сделать свой выбор на основе предложенного, а более сильные, опираясь на материал, - разработать свои. Желательно, чтобы брались темы, представленные односторонне в школьном курсе или дающие общее представление о каком - либо явлении. Это может быть такая тема и вытекающие из нее вопросы, решения которых нет в учебнике или же материала дано мало.Например:

  1. класс

Проект «Мир пословиц»

Проект «Подруга дней моих суровых…» (О няне А.С.Пушкина)

Проект «Моя сказка»

  1. класс

Проект - инсценировка «Басни И.А. Крылова»

Проект «Родная природа в творчестве русских писателей XIX века».Индивидуальные проекты:

«Родная природа в стихотворении И.С.Никитина «Встреча зимы».

«Родная природа в стихотворении И.С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...».

«Родная природа в стихотворении А.Н.Майкова «Пейзаж».

"Родная природа в стихотворении А.Н.Майкова «Осень».

Проект «Ночь перед Рождеством» (новогодние истории учащихся) после изучения произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Проект «Моя басня»

7 класс

Проект «Рассказы о животных»

Проект «Лицейские друзья А.С.Пушкина» или «Лицей в жизни А.С. Пушкина»

Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» ( по итогам года)

8 класс

Рубаи. Фотопроект

Проект «Храмы Востока»

Проект «Три встречи Гринева и Пугачева» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Проект «История моей семьи в истории моей Родины»

Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (по итогам года)

9 класс

Проект - радиопередача «Литература - уроки нравственности». Реклама.

Проект «Мой Лермонтов»

Проект «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (по итогам года)

10 класс

Серия проектов:

«Творчество А.Н. Островского и современность»;

«Говорящие фамилии в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

«Гроза в науке и искусстве»

Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проект «Поэзия Ф.Тютчева »

  1. класс

Серия проектов:

«Произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Композиция романа «Мастер и Маргарита»

Система образов романа «Мастер и Маргарита» (их толкование, прототипы)

Евангельский сюжет в романе «Мастер и Маргарита»

Мастерство Булгакова - сатирика в романе «Мастер и Маргарита»

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Любовная линия в романе «Мастер и Маргарита»

Проект « Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Проект « Любовная лирика С.Есенина»

Предварительно ознакомив учащихся с пакетом документов, используемых при работе с проектом, предоставив темы, учитель указывает сроки выполнения задания. Затем записывает желающих участвовать в проекте, раздает пакеты документов.

После выбора темы идет постановка целей. Самостоятельно сделать это ребята затрудняются. Учитель помогает, предлагает свои варианты. Чаще всего учащиеся выбирают парные или групповые типы проекта, это стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков.

Как же лучше организовать процесс работы над проектом?

С пятого класса для адаптации учащихся нужно постепенно вводить мини - проекты, краткосрочные и недельные проекты. Время подготовки не должно быть длительным, потому что ребята часто забывают или откладывают работу на последний день. При этом обязательны консультационные дни (количество консультаций зависит от продолжительности проекта и расписания). По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что - то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь») или информационный проект (получить информацию в наше время не составляет труда, остается ее только преподнести на должном уровне).

С учащимися 6 класса продолжается работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так. При изучении басен И.А. Крылова предлагается реализовать краткосрочный проект - инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 - 4 группы, которые выбирают басни, персонажи, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его на следующем уроке.

И тут удачным может стать мини - проект «Подарок литературному герою» по произведению «Уроки французского» В.Распутина. Возможно и другое название: «Посылка от читателя».

Цели проекта:

  • Учить ребят быть добрыми, сопереживать, заботиться о других людях.

  • Исходя из первоочередных потребностей человека. Помогать ему решать проблемы в трудные периоды жизни.

Задачи:

  • Анализируя городские и деревенские условия жизни после войны, голод тех лет (работа с текстом), подобрать «продукты» в подарок главному герою.

  • Выполнить оформление «продуктовой посылки» и суметь объяснить свой выбор.

В течение года также продолжается работа над сборником «Наш поэтический сборник» («Моя басня»), но тип материала меняется. Задание усложняется: учащимся предлагается раскрыть языковую тему с элементами фольклора - ребята могут создать свои сказки о частях речи. При выполнении данного проекта реализуются умения, полученные на уроках литературы. Сложности работы над данным проектом следующие:

- неумение синтезировать полученные ранее сведения,

- ограниченность литературных и языковых навыков учащихся.

Поэтому возможно привлечение учеников старших классов: младшие, равняясь на сочинения старших, выполняют свой пласт работы. Трудность использования на уроках русского языка проектов заключается в том, что условия преподавания предмета почти не дают возможности применения данного метода, так как большая доля урочного времени приходится на формирование специальных умений и навыков. Времени не остается иной раз даже на закрепление.

В 7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, они могут самостоятельно найти тему для индивидуального проекта, однако скрытое руководство учителя все равно должно присутствовать при формулировке темы, корректировке задач, рекомендациях литературы. На уроках продолжается работа над проектами. Так, в конце учебного года учащимся можно предложить на обобщающем уроке мини - проект «Памятник литературному герою». К этому возрасту ребята вполне владеют приемами работы с проектом, в состоянии организовать ее на уроке (особенно если они уже привыкли трудиться в группах), имеют свои предпочтения, обладают необходимыми навыками.

Обязанности в этом проекте учитель распределяет таким образом:

- подбор материала для надписи;

- рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа);

- составление речи на открытии памятника;

- подготовка мини - презентации.

Творческий проект по созданию сборника рассказов о животных, выполняемый учащимися 7 классов, ценен тем, что в ходе работы над ним школьники развивают самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторы в полной мере пытаются выразить свое отношение к животным, птицам. Этот проект можно предложить и учащимся 6 класса при изучении стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли».

В 8 классе при изучении произведений Востока учащиеся могут проявить себя не только людьми, тонко чувствующими поэзию, но и оформителями, объединяющими литературу и фотоискусство.

Не каждый обычный ребенок способен понять философский смысл рубаи, хокку, танка, подобрать соответствующую им иллюстрацию, фот. Поэтому сложностью такого межпредметного индивидуального проекта будет отбор учащихся, обладающих не только знаниями, но и эстетическим вкусом. Чаще школьники замечают то, что лежит на поверхности ( яркие зрительные образы), но и задумываются о глубинном смысле, заложенном в произведении, поэтому «жемчужины» так редки среди этих проектов. Несмотря на это, учитель должен поощрять ребят, даже иногда завышать им оценку за участие в проекте, обосновывая, за что повышен балл. В этот же период можно заняться отработкой элементов проекта, обратить внимание на содержание портфолио.

Если работа над проектом осуществляется систематически, то к 14 годам учащиеся воспринимают любое нестандартное задание как проект. С одной стороны, это хорошо, так как у них уже выработался определенный алгоритм действий, с другой стороны, обычное выполнение задания учителя - это не проект. Поэтому нужно обратить особое внимание на наличие проблемы и путей ее решения, постановку задач.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи. Примером этого служит проект «Теория литературы - это просто». Рождение данного проекта связано с тем, что учащиеся испытывают затруднения при освоении литературоведческой терминологии. Поэтому предложенный недельный (несколько недель) проект направлен на выявление наиболее доступных для учащихся путей подачи материала.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история".

Учащиеся старших классов - это уже самостоятельные люди,

способные не только придумывать темы проектов, но и успешно добиваться поставленной цели.

В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".

Старшеклассникам можно предложить краткосрочный проект «Посмотри и нарисуй», направленный на умение «увидеть» то, что сказал поэт. Объяснить, при помощи каких художественных средств он это сделал, и нарисовать увиденное (то, есть сначала проанализировать стихотворение, а потом синтезировать рисунок на основе этого); и работа над серией проектов по теме: «Творчество А.Н.Островского. Пьеса «Гроза». Их результатом явилось создание видеофильма «Творчество А.Н. Островского и современность»; компьютерные презентации «Одежда москвичей 19 века», разработка дидактических карточек, тестов, иллюстраций в помощь ученикам. Собран также материал после работы над комплексом проектов «Произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Результат - это не только великолепная серия презентаций, но и подготовленный учащимися дидактический комплект, включающий краткое изложение содержания по главам, сочинения по основным темам произведения; иллюстративный материал, литературоведческие словарики, сценарии конкурсов, отрывков, макеты памятников героям, эпиграфы и планы к сочинениям, образцы сочинений, кроссворды, библиографические сведения.

Темы проектов (группы выбирают сами в единственном варианте) указаны в таблице выше.

Виды творческой работы (групповой и индивидуальной) - любые из списка плюс свои, подчеркнутые - обязательны (до 6 баллов):

  • кроссворды, игры к теме, подтемам,

  • вопросы по теме, подтемам с ответами,

  • темы сочинений (к основной теме),

  • эпиграфы к сочинениям,

  • планы сочинений,

  • образцы авторских сочинений или подборка с указанием источников,

  • рисунки - иллюстрации,

  • таблицы, схемы, словари, литературные диктанты по теме,

  • макет памятника литературному герою,

  • параллели с другими произведениями.

Также учащимся дается список того, что должно содержаться в портфолио:

  1. Тема.

  2. Перечень материалов.

  3. Подтемы (разработка, короткие сведения, подтвержденные текстовыми выдержками).

  4. Иллюстративный материал.

  5. Выдержки из критической литературы.

  6. Сами материалы.

  7. Библиография.

  8. Список участников проекта.

Презентация может проходить как групповая защита проекта: наиболее интересные фрагменты из работ защищаются групповой в виде рекламы, инсценировки, в виде презентации - ознакомления, которую представляет координатор группы.

Выводы:

  1. Метод учебного проекта вызывает большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с заданием.

  2. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

  3. Метод учебных проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.













Заключение.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

  1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

  2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

  3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

  4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

  5. Активизация познавательных интересов учащихся.

  6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

  7. Предоставление каждому возможности самореализации.

  8. Развитие творческих способностей учащихся.

  9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.

  10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

  11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

  12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.



Литература

  1. Алмазова И.Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования // Начальная школа. - 2006. - № 7.

  2. Воровщиков С.Г.,Новожилова М.М.Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. -М.:2008- 352

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология -М.: Народнон образование, 2000.- 240с

  4. Пахомова Н.Ю. Метод ученого проекта в образовательном учреждении -М.:2008-107 с.

  5. СинегинаА.Защита проектов // Зарубежнаялитература в школе . - 2006. - №15 - 16

  6. Челишева И.Л. Метод проектов как мотивацияучебной деятельности и способ формирования творче ской личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. - 2009.- № 3. - С. 36 - 39



Приложение 1

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "История моей семьи в истории первой школы ", 9 класс

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков, историю своей школы.

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать?

Изучить историю семьи, изучить историю школы.

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о школьных годах

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат)

Сочинение "История моей семьи в истории первой школы"

Познавательный (знания об истории семьи, предках, школы)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах , где и как учились и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей школы, страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.








Приложение 2

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "Лирика Ф.И. Тютчева", 10 класс

Тип проекта: творческий

Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса будет способствовать подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах.

На 1-м этапе - погружении в проект - учитель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например:

Представить краткий биографический очерк;

Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям:

  • Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;

  • Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;

  • Особенности композиции стихотворений;

  • Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.

При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.












Приложение 3

1. Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

2. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

3.План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

4. Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Степень осмысления использованной информации;

5. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

7. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

8. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

9. Владение рефлексией;

10. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

11. Социальное и прикладное значение полученных результатов.


Приложение 4

Методический паспорт учебного проекта

Адресация

1.Тема учебно- тематического плана предмета

2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие

3.Задачи учебно-педагогические( класса, группы, каждого учащегося)

4. Возраст учащихся( класс)

5.Время работы над проектом

6.Режим работы

Обеспечение

7.Материально-техническое и учебно- методическое оснащение, информационное обеспечение

8.Дополнительно привлекаемые( участники, специалисты ,информационные и материально- технические ресурсы)

9.ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы

10.Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.

11.Мотивация к работе.

Предполагаемые приращения.

12 Новое содержание по каждой теме.

13.Новые практические приемы.

14.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

15. Развитие навыков:

- самостоятельной работы с:

- источниками информации, инструментами, технологиями.

-самостоятельного принятия решений

-коммуникативности: в информационном обмене, в ролевом взаимодействии

-мыслительной деятельности при:проектировании,планировании,анализе, синтезе, структурировании

-самоанализа и рефлесии

16. Воспитание толерантности

17.Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

-Автор- разработчик

-Опыт использования( апробация)

-Степень распространения: школьный













35


© 2010-2022