Разработки интегрированных уроков: русский язык и английский язык, русский язык и география

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ В 7 КЛАССЕ

Тема: Работа с учебным текстом. Подготовка к сочинению-миниатюре.

Цель (русский язык): продолжить работу над освоением содержания учебного текста как основы сочинения-миниатюры:

  • обучать умению упрощать текст;

  • развивать через перспективно-опережающее обучение понятие о видах односоставных предложений и типах сказуемого;

  • содействовать осознанному усвоению учебно-речевого и грамматического материала английского языка через сопоставительный анализ языковых явлений двух языков с целью предупреждения возможных ошибок в построении синтаксических конструкций со страдательным залогом;

  • развивать речь учащихся;

  • через интеграцию языковых явлений содействовать более успешной адаптации школьников в полилингвистической среде;

(английский язык):

  • обучить пересказу объемного русского текста на английском языке, показав алгоритм работы по его адаптированию и переводу;

  • совершенствовать умение употреблять пассивный залог в различных временных формах при переводе русского текста на английский язык;

  • учить переносить умения работать с текстом из родного языка на английский.

Задачи:

  • освоение содержания текста;

  • упрощение текста;

  • сопоставление языковых явлений, выявление общих и отличительных черт в грамматических конструкциях русского и английского языков;

  • распознавание пассивных конструкций и их построение в настоящем времени и использованием вспомогательного глагола;

  • предупреждение возможного нарушения фиксированного порядка в английском предложении;

  • расширение знаний о синтаксисе простого предложения с целью более успешного продвижения учащихся в усвоении английского языка

Тип урока: интегрированный.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, групповая работа.

Методы ведения урока: частично-поисковый

Оборудование: тексты, цветные фломастеры, схемы-опоры.

Ход урока

  1. Оргмомент. Сообщение темы урока, целей, задач, хода и порядка работы.

Познакомьтесь с гостями, улыбнитесь, успокойтесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. Снимите волнение (вдох-выдох, вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулак, опустить руки, расслабиться).

Сегодня мы продолжим работу над развитием речи в форме интегрированного урока. В этом нам поможет текст, через работу с которыми вы подготовитесь не только к домашнему заданию, но и к пересказу его на английский язык. Кроме того нам предстоит продолжать более глубокое освоение грамматического материала русского языка для успешного освоения английского языка.

В английской части урока будем переводить адаптированный русский текст, используя предложения в пассивном залоге, обращая внимание на порядок слов в предложении.

  1. Работа с текстом.

Коллекционирование - полезное и увлекательное занятие.

Благодаря коллекционированию расширяется кругозор, воспитывается аккуратность, внимательность, терпеливость, любознательность. Это хороший путь к познанию, так как настоящий коллекционер непросто собиратель, но и исследователь предмета, темы своей коллекции. Каждый вил коллекционирования имеет свое

название. Собирание марок называется филателией, открыток - филокартией, монет - нумизматикой.

Все коллекции знакомят нас главным образом с прошлым. А можно ли коллекционировать настоящее? Ведь все прошлое было когда-то настоящим. Мы живем во время, когда человек властно меняет окружающий мир. Как сохранить все эти изменения для себя, для людей?

Помощником в этом могут стать Фотоаппарат, кинокамера. магнитофон. Они могут, как по волшебству, «остановить мгновение», и тем самым настоящее сохранить для будущего, для которого оно будет прошедшим. Фотография, киносъемка и звукозапись не только увлекательное, но и полезное дело. Умело сделанные фотографии могут стать общественной и исторической ценностью.

Жил в Москве Павел Николаевич Лукницкий - поэт, писатель, историк, географ и страстный к тому же фотолюбитель. Всю свою долгую жизнь Павел Николаевич не расставался с фотоаппаратом. Более ста тысяч исторических фотографий было сделано им. Это события войны 1914 г., горы Памира, героические дни Ленинградской блокады.

Фотографии, которые создал Лукницкий, сейчас помогают многим писателям, режиссерам, архитекторам и историкам. Его коллекция будет использована для того, чтобы показать факты жизни прошедших лет.

Учитесь видеть окружающие явления, обращайте внимание на встречающихся вам людей, архитектуру зданий, красоту природных и городских пейзажей, бытовые сценки. Тогда ваша коллекция обогатится ценными материалами, а жизнь станет более яркой и значительной.

Задание: работа в парах, выделите микротемы в тексте.

Первый этап работы с текстом.

  • чтение текста учителем (учащиеся выделяют микротемы);

-докажите, что это текст;

  • сколько микротем, какие?

Второй этап работы с текстом.

  • сравните этот текст с контрольным;

  • определите стиль речи;

  • тема текста

  • основная мысль, идея;

  • озаглавьте.

Третий этап работы с текстом.

  • Найдите в каждой микротеме предложение-тезис, подчеркните его красным фломастером. Докажите аргументами этот тезис.

  • Какая часть текста может стать вступлением к сочинению «Моя коллекция» или «Коллекция моего друга»?

  • Какая часть текста может стать заключением к сочинению?

  • Основная часть может быть представлена повествованием о коллекции. (Это и будет вашим домашним заданием).

  • Объединитесь в две группы и выполните следующее задание: Упростите данный текст в соответствии со своими знаниями лексики английского языка.

Четвертый этап работы с текстом.

  • проверка задания

  1. Работа над синтаксическими конструкциями.

Для перевода текста необходимо повторить некоторые грамматические конструкции, для предупреждения ошибок Перед вами три предложения из текста:

  • Благодаря коллекционированию расширяется кругозор

  • Более ста тысяч фотографий было сделано Лукницким

  • Его коллекция будет использована учеными-историками. Задание:

  • Запишите предложения в тетрадь, охарактеризуйте их, произведя неполный синтаксический разбор;

  • Обратите внимание на порядок слов в предложениях (он свободный, а в английском языке? Что стоит на первом месте? Как нужно перестроить первое предложение, чтобы можно было его перевести на английский язык? Как изменить второе предложение?

  • Охарактеризуйте сказуемое с точки зрения грамматической формы времени



  • Вывод: в русском языке в настоящем времени отсутствует глагол- связка, а в прошедшем и будущем - есть. А в английском?

  • Какой конструкцией представлены сказуемые? (пассивным залогом). Как вы понимаете пассивный залог? (обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета).

  1. Работа в группах. Перевод адаптированного текста.

  • посмотрите на схему и скажите, как образуется пассивный залог в английском языке;

  • посмотрите на первое (второе, третье) предложение Переведите слова из предложения на АЯ и сложите из карточек английское предложение, эквивалентное русскому. Прочитайте предложение;

  • посмотрите текст и скажите есть ли в нем предложения с пассивными конструкциями Подчеркните их зеленым фломастером. Прочитайте и переведите их;

  • работая в группах, переведите адаптированный текст, обращая внимание на ПЗ и порядок слов в предложении (обращаясь к схеме);

  • проверка переводов.

  1. Домашнее задание: адаптировать русско-язычное сочинение «Моя коллекция», «Коллекция моего друга», перевести его на английский язык и подготовить его пересказ.

Учитель русского языка и литературы

Голованова Наталья Анатольевна

Учитель английского языка

Сундукова Елена Сергеевна










































2.ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК:

РУССКИЙ ЯЗЫК - ГЕОГРАФИЯ в 8 КЛАССЕ.


Тема: Подготовка к сочинению по картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Тип урока: Урок развития речи.

цели:

  • сформировать у учащихся умение применять в сочинении знания, полученные по разным предметам, развивать умение видеть на полотне художника его замысел, уметь рассматривать художественное произведение в конкретном временном и пространственном (географическом) контексте, передавать свои мысли и чувства, вызванные наблюдением природного явления и произведением искусства;

  • через работу в группах способствовать развитию коммуникативных отношений в коллективе, повышению культуры совместного труда, направленного на выполнение общего дела; расширять кругозор учащихся; развивать устную и письменную речь;

  • воспитывать интерес к культурному наследию России через знакомство с творчеством выдающихся русских художников; воспитывать дружеское отношение детей друг к другу, внимательное, бережное отношение к слову одноклассника при выполнении коллективного дела;

  • в целях реализации принципа гуманизации и гуманитаризации образования через интегрированный урок создать целостное представление о мире, которое способствует формированию духовных и нравственных ценностей в личности ребенка

Ход урока

I. Вступительное слово учителя русского языка.

  1. Объявляется тема, цели урока.

  2. Сообщение о художнике, его творчестве, рассматривание репродукций картин художника.

Родился Карл Павлович в 1799 году в Петербурге, в семье, где занятия искусством передавались из поколения в поколение. Его прадед работал лепщиком на фарфоровом заводе, дед был скульптором. Отец - скульптор-орнаменталист считал, что все 4 его сына непременно должны стать архитекторами, скульпторами или живописцами. Так и случилось: Александр стал известным архитектором, Федор, Иван и Карл - художниками.

Юный Брюллов воспитывался в стенах петербургской Академии художеств в те дни, когда Россия одержала великую победу в войне 1812 года, и юный художник мечтал прославить отчизну своими творениями. В 1813 году 13-летний Карл получает серебряную медаль за рисунок, представленный на конкурс в Академию, а в 1821 году он окончил учебу с 3 золотыми медалями.

Но до великого дня триумфа было еще далеко, предстояло посетить Европу, провести долгие годы напряженного труда, учения у итальянских мастеров. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин - напряженнее, краски свежее. Молодой живописец пишет свои картины «Итальянское утро», «Полдень», в которых сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни; посмотрите, как свежи, румяны девушки на его картинах, как прекрасны созревшие плоды, все дышат свежестью, чистотой утра, произведения вызывают радостные чувства, ощущение бесконечности бытия.

«Всадница» - эта блестящая картина сразу поставила Карла Брюллова в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Виртуозно написанная, она вызывала сенсацию в Риме. Эта картина изображает во весь рост очень привлекательную девушку, она осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки, маленькая девочка с восхищением смотрит на всадницу. Картина как бы наполнена движением, звуками: собаки лают, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале восседает на его широкой спине. Картина проникнута радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни. Критики в один голос заговорили о нем как прекрасном мастере, который заставил напомнить всем стиль Рубенса и Вандика.

Не менее прекрасны картины - портреты в исполнении этого художника «Портрет Самойловой с приемной дочерью», «Портрет детей князя Волконского», «Портрет баснописца Крылова», «Портрет писателя Струговщикова» - все они поражают мастерством, точностью изображения, свежестью красок, игрой света и тени, везде прослеживается любимое сочетание красок: черных, красных, восково-бледных.

Взглянем на автопортрет Брюллова... Живописец только что перенес тяжелую болезнь. В глазах усталость, постоянная, неуходящая: она во всем: и в пепельных, некогда блестящих золотых кудрях, и в тревожных складках круглого лба, она во вздутых венах тонкой руки, плетью повисшей на подлокотнике кресла. Усталость во всем колорите картины, и опять это же сочетание любимого черного, красного и восково-бледного.

Бьют часы В роскошной мастерской тихо, шум Петербурга не проникает в этот приют муз, но это только кажущийся покой, мы знаем, Брюллов не одинок, вокруг тысячи почитателей его таланта, десятки учеников, стремящихся перенять манеру художника

Имя Карла Брюллова составило эпоху в истории русского искусства, интерес к его творчеству не угасает вот уже на протяжении почти двух веков, о чем свидетельствуют сотни тысяч почитателей его таланта, заполняющих залы наших музеев, любующихся его шедеврами.

Давайте и мы, ребята, приобщимся к великим творениям этого замечательного художника и попытаемся сегодня собрать как можно больше материала к сочинению по картине «Последний день Помпеи».

  1. Знакомство с картиной, первые впечатления и чувства

Учитель русского языка:

  • Общение с искусством - это общение с самим собой, поэтому я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину и поделиться своими личными наблюдениями, чувствами, переживаниями.

(Ребята рассматривают картину под музыку, высказывают свои первые впечатления).

  • Как вы думаете, почему именно эта картина выбрана для нашего урока? (Правильный ответ ребята смогут дать только после знакомства с текстом о полотне художника)

  • Эпоха, момент, цена человеческой жизни, поведение людей, попытаться определить тему, идею, полотна.

Тема: Судьба человека, человечества, цена жизни.

Идея: Показать человека перед лицом смерти, обнажить его нравственные качества, показать духовное превосходство человека перед бессмысленной силой стихии.

  1. Работа с текстом.

Итак, вы познакомились с картиной, произошло считывание внешней информации, так называемое репродуктивное знакомство, теперь мы с вами начинаем работу над постижением авторского мира, чтобы глубже проникнуть, понять художественные образы, задуманные Карлом Брюлловым.

Вам предлагается работа с текстом.

В конце 20-х годов XIX века Европа была увлечена открытием Помпеи, маленького римского городка, ставшего в 79 году до н.э. жертвой извержения вулкана Везувия. Почти мгновенная гибель этого города под потока и раскаленной лавы сохранила в неприкосновенности обстановку городской жизни - улицы, здания, вещи, даже людей - так, как их застигла катастрофа. При извержении погибло около двух тысяч человек, которые не смогли выбраться из домов, задыхаясь, утонули в пепле, сгинули в полном мраке.

Брюллов приезжает в Помпею, посещает раскопки, и история трагической катастрофы целиком поглощает его. Художник создает несколько эскизов и потом приступает к грандиозному холсту (размер картины в готовом виде - 456 х 651 см, площадь приблизительно около 30 квадратных метров).

Вот маленькая запись, которая свидетельствует о напряжении, испытанном при этой работе: «Прошло три года со времени первого эскиза до создания чернового варианта картины. К концу 1830 года все фигуры были в основном прописаны, Брюллов работал напряженно, часами не выходил из мастерской, от упадка сил у него дрожали руки, голова, ноги».

Картина писалась около трех лет (1830-1833 гг.). И все эти годы Брюллов стремился создать не легендарных, а конкретных героев, которые страдают, мечутся, проявляют подлинное величие духа перед неотвратимой катастрофой. Пафос духовного торжества

человека над бессмысленной силой стихии неизменно увлекает зрителей картины.

Десятки тысяч римлян и жителей других городов Италии приходили в мастерскую полюбоваться шедевром. Великий английский писатель Вальтер Скотт сказал о произведении с восторгом: «Это не картина, это целая поэма». Брюллова узнавали на улицах, в театре, в честь него были сложены стихи. На родине ждали картину с нетерпением, в России она произвела триумф Белинский назвал Брюллова в те дни «великим живописцем Европы гениальным художником».

Именно картина «Последний день Помпеи» принесла художнику неувядающую славу, сам Брюллов считал ее главным произведением своей жизни, и впоследствии повторить успех «Помпеи» не удалось, хотя Брюллов и работал ряд лет над созданием больших полотен (например: «Нашествие Гензериха на Рим», «Смерть Инессы де Кастро»), но успеха, триумфа они не произвели. Только «Помпея» была удостоена чести стоять в ряду с известными произведениями мира, считаться одним из непревзойденных шедевров мирового искусства.

Работа с текстом

  1. Текст выразительно прочитать.

  2. Какие слова и выражения непонятны? Как можно объяснить, прокомментировать выделенные слова?

  3. Почему мы обратились именно к этой картине художника? Можно ли с помощью текста сформулировать тему, основную мысль картины Карла Брюллова.

  4. Определить стиль (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, художественно-публицистический, научно-публицистический), тип речи (повествование, описание, рассуждение), обосновать свою точку зрения.

  5. Какие мысли, аргументы, факты текста являются основополагающими, что важно для себя запомнить, взять в будущее сочинение? Подчеркните слова, выражения, фразы, которые можно использовать в сочинении.


Работа со словом


ЖЕРТВА ПАФОС

СГИНУТЬ ДУХОВНОЕ

КАТАСТРОФА ТОРЖЕСТВО

ПОГЛОТИТЬ БЕССМЫСЛЕННЫЙ

ВЕЛИЧИЕ ДУХА СИЛА СТИХИИ

ПОДЛИННЫЙ АПОФЕОЗ

  1. Слово учителю географии

В этой четверти мы с вами изучали тему «Литосфера». При изучении ее мы говорили о вулканах. Наша цель сегодня - повторить и закрепить знания о вулканах, чтобы окончательно их себе представить, прочувствовать силу стихии.

Знания полученные на уроках географии и русского языка, помогут вам не только написать сочинение, но и позволят создать целостное представление о мире, научиться понимать прошлое и настоящее в их живой взаимосвязи.

Наше повторение мы начнем с небольшой разминки - викторины

о вулканах.

Викторина

  1. Почему вулкан называют «ВУЛКАНОМ»?

  2. Какие вы знаете характерные признаки вулкана?

  3. Что явилось причиной гибели прекрасного древнеримского города Помпеи?

  4. «ВЕЗУВИЙ» - значит «дымящаяся гора». Почему?

  1. Что является главным в явлении вулканизма? Как происходит извержение?

  1. Вулканы отличаются друг от друга. Какие характеристики вулкана вы знаете?

  2. Какой вулкан считают потухшим?

8 Что значит «потухший вулкан»?

9. Много ли действующих вулканов на земле?

10 Попробуйте рассказать о Везувии и его географическом положении.

  1. Есть ли в нашей стране действующие вулканы?

  2. Как вы считаете, что больше всего опасно для человека при извержении вулкана?

Рассказ учителя о Везувии

Везувий - это типичный слоистый вулкан, или стратовулкан. Он сложен потоками застывшей лавы и слоями обломочного материала, который был выброшен из жерла вулкана. За Везувием ученые наблюдали 300 лет, там есть вулканическая обсерватория. Из-за обвалов крутых склонов кратера, из-за нового увеличения их высоты при извержениях высота конуса Везувия постепенно меняется. Сейчас его высота 1281 м, а диаметр кратера больше километра. У Везувия три конуса, которые как бы выставлены друг в друга. Первый - древний, он как вал вокруг второго - основного конуса А третий конус - временный - он то появляется на дне кратера, то исчезает при СИЛЬНЫХ ИЗВЕРЖЕНИЯХ. У Везувия было 7 сильных извержений, последнее из них - в 1944 году, когда сильно пострадал город Сан-Себостьяно. А вот первое из известных нам извержений было 24 августа 79 года до н.э. В то время Везувий был выше, чем сейчас. Во времена Древнего Рима у его подошвы были расположены богатые города - Помпея, Геркулану, Стабия и много селений. Жители по склонам вулкана на плодородных почвах возделывали виноградники, выращивали оливковые деревья. Везувий им казался обыкновенной горой. Он так давно не извергался, что никто уже не знал, что это грозный вулкан (это как раз тот случай, когда вулкан считается уснувшим). С 64 года до н.э. людей все чаще стали беспокоить землетрясения, они уже стали к ним привыкать Наступил страшный день - 24 августа 79 года: дно кратера раскрылось и поглотило все постройки, животных и людей, которые там были. Началось извержение вулкана. Над горой появился громадный столб дыма, стали вылетать раскаленные камни. Везувий осветился ярким пламенем.

Особенность извержения Везувия в прошлом - это выбрасывание в большом количестве пепла и газов. Они образовывали столб, расплывающийся наверху в облака, по форме напоминающие итальянскую сосну - пинию. Формирование «пинии» сопровождалось грозой и ливнем, молнии сверкали в пепельном облаке. Воды ливня смешивались с пеплом, образовывались горячие грязевые потоки, которые тоже очень опасны. Под такими потоками погиб город Геркуланы, а город Стабия был залит лавой. Город Помпея был засыпан слоем вулканического пепла до 8 метров толщиной.

Люди, которые чудом уцелели, покинули город - место страшной
трагедии. О Помпее забыли на 17 веков. Обнаружили ее случайно только в 1748 году, когда стали распахивать землю под виноградники .Сейчас к Везувию можно поехать на автобусе, потом на трамвае, а
от конечной остановки трамвая к кратеру идет канатная дорога, над крутым склоном вулкана, покрытым слоем пепла и совсем лишенным растительности, отовсюду понемногу выделяется пар.

Описание страшной трагедии дошло до нас из писем Плиния Младшего - известного римского писателя и историка, который был там во время извержения. Тогда погиб его дядя - Плиний Старший,
который командовал римским флотом, находящимся в заливе и отправившимся на помощь людям города Стабия. В Помпее погибло очень много людей. Они не успели покинуть город, многие
задохнулись под пеплом. Каверны (полости) в слое затвердевшего пепла, где находились их тела, сохранили форму и позы этих несчастных.

Когда эти каверны заполнили гипсовым раствором, люди увидели скульптурные изображения погибших.

Работа с терминами

Ребята ,а какие из географических терминов вы можете использовать в своем сочинении?

ЛИТОСФЕРА

ЗЕМНАЯ КОРА

ПЕПЕЛ

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ БОМБЫ

МАГМА

ЖЕРЛО

ПЕПЛОВОЕ ОБЛАКО

ВУЛКАН

ГЕЙЗЕР

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

ЛАВА

Слово учителя русского языка

  1. Работа над пониманием замысла художника

Обратимся к картине Карла Брюллова. Как мы уже отмечали, основная мысль картины - ВЕЛИЧИЕ И КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД РАЗРУШИТЕЛЬНЫМИ СИЛАМИ СТИХИИ.

  1. Работа в группах: каждой группе предлагается ответить на вопрос для детального анализа картины.

  1. группа: Какая эпоха изображена на картине? Какой момент переживают люди?

(Перед нами античный город Помпея, I век до нашей эры, на картине изображен тот момент, когда происходит извержение вулкана Везувия, показана гибель, последний час жизни людей целого города. Картина с исторической и археологической точностью воспроизводит место действия, костюмы, оружие? Перед нами улица Гробниц, группа - мать и две дочери - возникла, по свидетельствам современников Брюллова, потому, что при раскопках, действительно, были найдены соединенные друг с другом тела трех женщин).

  1. группа: Каково поведение людей? Кто чем занят на картине?

О чем мысли людей?

(Описать тех, чьи поступки благородны, высоконравственны. Как мы уже отмечали, перед нами не судьба отдельной исторической личности, даже не судьба всего человечества - такова тема картины. Брюллов стремится показать человека перед лицом смерти, обнажить его нравственные качества).

Люди ведут себя по-разному:

  • вот мать, убеждающая сына оставить ее, не обременять себя, она понимает, что ей, старой, не под силу убежать от раскаленной лавы, от потоков пепла, она умоляет сына спастись ради продолжения жизни на земле;

-вот жених с мертвой невестой на руках, он не желает расстаться со своей ношей, оставить свою любовь на поругание стихии, сейчас он не думает о тяжести, о необходимости спасти только себя, любовь и благородство движут его поступком;

  • вот молодая женщина-мать, она крепко обняла девочек- дочерей. Ее глаза наполнены ужасом, как она сможет защитить детей? Она без конца повторяет молитву, просит бога о помощи, одна из дочерей тихо вторит ей, скрестив руки у груди;

  • два сына - один совсем еще ребенок - несут на руках отца- старика, благородство, любовь к отцу заставляет их так действовать за несколько мгновений до смерти, они не могут бежать одни, сыновний долг живет в их сердце;

  • вот мужественный помпеец поднял руку кверху, он будто хочет удержать стены падающих домов, погасить пламя.

  1. группа: Описать действия людей, чье поведение безнравственно, эгоистично, недостойно:

  • вот на заднем плане всадник на коне, спасающий только себя, звериный страх поглотил его человеческое достоинство;

  • вот жрец, который присвоил себе церковные сокровища, в минуту общей паники он думает о наживе;

  • вот молодой мужчина согнулся под тяжестью дорогого предмета быта, в такую минуту он думает о спасении домашней утвари, не видя, с какой мольбой к нему тянет руки молодая женщина, взывая о помощи.


  1. группа: Как художнику удалось передать красоту людей, величие духа перед неотвратимой катастрофой?

Художник стремится показать людей перед гибелью: они разные, ведут себя по-разному, но в большинстве своем они благородны, прекрасны своими поступками перед лицом смерти.

Мужество, единение, забота друг о друге, поддержка, понимание

  • вот что движет этими людьми в минуту опасности, человеческое достоинство, сыновний долг, бесстрашие помогают даже перед неотвратимой катастрофой выглядеть высоконравственно, торжествовать над бессмысленной силой стихии.

  1. Работа над лексикой, синтаксической организацией речи, создание словаря, помогающего ученику строить высказывание.

А. Перед вами на столах лежит краткий словарь синонимов, через некоторое время вы должны произвести выборку слов, составить и записать с ними словосочетания, предложения, которые впоследствии можно использовать в сочинении.

Через несколько минут ребята зачитывают свои рабочие материалы к сочинению.

Б. Дополните, закончите предложения:

1…. небо застилают тучи дыма и пепла.

2.Невероятная вспышка осветила происходящее и подчеркнула…

3.О.товсюду слышится , люди в ужасе бегут из города,

пытаются

  1. Женщина обняла дочерей-девочек, юноши, один -

молодой, другой - почти мальчик несут на плечах старика отца. Они Старик немощен, но и он пытается противостоять стихии:

5.Старая мать в изнеможении опустилась на землю, она просит сына

6.Мужественный помпеец поднял руку - он будто хочет , он

7.В испуганной толпе мы видим молодого художника, толпа

теснит его со всех сторон, на голове у него В час страшного

бедствия он стремится сберечь самое дорогое, словно говоря

8.Картина глубоко гуманная: люди, страдая, помогают друг другу, тем самым у зрителя рождаются чувства

3.Составление устного рассказа по плану

  1. группа. Краткая история города Помпеи, краткая история создания картины, ее тема и идея.

  1. 3 группы. Где, в какой взаимосвязи изображены герои, их действия, о чем они свидетельствуют? (Дайте описание внешности, поз, выражений лиц героев).

  1. группа. Общий фон картины, цветочная гамма, что хотел подчеркнуть автор холста? Удалось ли автору выразить надежду на лучшее? Что особенно поражает в картине? Чем она дорога последующим поколениям?

  1. Итоги, оценки, выводы

  2. Домашнее задание:

Написать сочинение по картине в тетрадь по развитию речи:

а)от первого лица, участника событий;

б) рассказ экскурсовода на развалинах древнего города;

в)очерк в школьную газету.

Толковый словарь

Сотрудничать - работать вместе, выполнять одно общее дело. Жертва извержения вулкана - пострадавший от стихии. Раскаленная лава - расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на землю при извержении.

Сгинуть - пропасть, исчезнуть, погибнуть.

Трагическая катастрофа - событие с несчастными, смертельными последствиями.

Поглотить - потребовать много времени, затрат, усилий, энергии. Проявить величие духа - совершить поступок, внушающий уважение, преклонение.

Подлинный - истинный, настоящий.

Неотвратимый - неизбежный

Пафос - страстное воодушевление, подъем, энтузиазм Духовное торжество - победа ума, чувство полного удовлетворения. Бессмысленный - неразумный, лишенный смысла.

Сила стихии - неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, явление природы.

Апофеоз - прославление, возвеличение кого, чего-либо.

Учитель русского языка и литературы

Голованова Наталья Анатольевна

Учитель географии

Одаева Галина Викторовна

© 2010-2022