Ономастика в школе

Ономастика в школе.В тексты специальных упражнений на правописание, склонение и т. п. собственных имен; к ним примыкают за­дания, в которых предлагается привести «свои» примеры, например: «В наши дни городам, поселкам, площадям, ули­цам присваиваются имена борцов революции, ученых, путе­шественников, писателей. Запишите примеры таких назва­ний» Данный материал может быть применен на уроках русского и литературы в 5-9 классах, а также как материал для подготовки к итоговой аттестации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ономастика в школеОномастика в школеОномастика в школе

Ономастика в школе

Учитель русского языка и литературы: Злодеева Ю.Н.

Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслужива­ет того, чтобы его изучали, как изучают язык, историю, гео­графию, астрономию и другие общественные и естественные науки. Это изучение должно начинаться в школе и продол­жаться в высшем учебном заведении, получая в том и дру­гом случае свое содержание и принимая соответствующие учебно-методические формы. Особенно необходима подго­товка по ономастике учителю, которому предстоит нести ономастические знания в школу. Почти все дисциплины школьного учебного плана включают в себя ономастическую лексику. Особенно богаты ономастическим материалом, требующим осмысления, усвоения, запоминания, правиль­ного использования, написания и произношения, такие предметы, как литература, русский язык, география, аст­рономия, история, обществоведение.

Познавательное, патриотическое, историко-культурное, эстетическое и многое другое заключено в имени собствен­ном; надо лишь, чтобы оно заговорило. Особенно чуткими слушателями, тянущимися к слову, к знаниям, являются дети, учащиеся.

Но задача преподавателя не только в том, чтобы научить детей слушать и понимать слова. Современная педагогика, лингводидактика и методика преподавания языка требуют большего - добиться того, чтобы учащиеся овладели бо­гатством языка и научились использовать его в своей речи.

1. Первый и, пожалуй, основной признак хорошей речи - соответствие языковой формы содержанию, назначению и ситуации высказывания. Содержательность высказывания (предложения, абзаца и др.) предполагает осведомленность в теме, а хорошая форма - «единственно нужное размеще­ние единственно нужных слов» (Л. Н. Толстой).

Нередко единственно подходящими, «нужными» словами оказываются имена собственные: 1) антропонимы - названия человека (его имя, фамилия,

отчество, псевдоним, прозвище); 2) топонимы - названия географических объектов (рек, морей, океанов, гор, возвышенностей, низ­менностей, а также городов, сел, площадей, улиц, парков); 3) космонимы - названия созвездий, звезд, планет, комет; 4) зоонимы - клички животных (лошадей, коров, верблюдов, собак, кошек, птиц, рыб); 5) теонимы - названия богов, демонов, мифологических персонажей и т. п.; 6) ктематонимы (от греч. ктематос - «имущество, богатство») - названия предприятий, учреж­дений, организаций, исторических событий, праздников, органов печати, издательств, произведений литературы и искусства, пароходов, поездов, спутников, театров, магази­нов, отдельных предметов, например: мечей, колоколов и др.

Собственные имена встречаются во всех стилях речи: в языке художественной литературы («литературная оно­мастика»), в публицистическом, научном, официально-де­ловом и разговорном стилях. Без них трудно представить себе сочинение и изложение, заметку-информацию, рецен­зию, доверенность, расписку, письмо, адрес и т. п. Поэтому учащиеся должны постоянно расширять запас таких «нуж­ных слов», изучать их особенности, иметь представление о сходстве всех собственных имен и различиях между их разрядами, чувствовать стилистические оттенки, например, в таких «синонимических» обозначениях, как Иван, Ваня, Ванечка, Ванек, Иванушка и др.; М. А. Шолохов и автор «Тихого Дона», Ленинград и колыбель революции, город на Неве.

Цель этого раздела книги - обратить внимание учителя на ономастическую лексику, имеющуюся в учебниках рус­ского языка и литературы, подчеркнуть такие аспекты, фор­мы и методы ее изучения (указанные в учебниках и методиче­ских пособиях и еще не указанные), которые способствуют поднятию языковой культуры учащихся, совершенствуют различные формы их устной и письменной речи.

2. Ономастическая лексика представлена во всех учебни­ках русского языка, начиная с «Букваря» и кончая «Рус­ским языком» для 7-8 классов, и составляет около 2000 единиц (слов и словосочетаний): в «Букваре» - 163 слова, в учебнике русского языка для 2 класса - 143, для 3 класса 176 (всего в

учебниках для начальной школы - 482 собственного имени, не считая собственных имен, встречающихся в «Родной речи»), в учебнике для 4 класса - 289, для 5 класса - 251, для 6 класса - 154, в учебнике для 7-8 классов - более 600, не считая разделов и параграфов самого учебника. По разрядам: антропонимов с I по VIII класс - около 1200, топонимов - около 400, зоонимов - более 50, кос-монимов - 13; теонимов - 2, ктематонимов - свыше 150 (без учета повторяющихся в разных классах).

3. Собственные имена включены в следующие контексты:

а) в теоретическую часть некоторых параграфов: в I классе - «Большая буква в кличках животных», «Боль­шая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек», «Предложение, связная речь»; во II классе - «Боль­шая буква» (среди примеров: река Истра, Алексей Степано­вич Щукин, Советский Союз, Волга, Обь, Енисей, Нева и др.); в IV классе - «Имена собственные и нарицатель­ные», в V классе - «Несклоняемые имена существитель­ные» (поэма Гейне, роман Дюма, стихи Гюго, по Тбили­си...), «Род несклоняемых имен существительных» (Алзани, Конго, ВДНХ, МГУ, ЦДСА и некоторые др.);

б) в тексты специальных упражнений на правописание, склонение и т. п. собственных имен; к ним примыкают за­дания, в которых предлагается привести «свои» примеры, например: «В наши дни городам, поселкам, площадям, ули­цам присваиваются имена борцов революции, ученых, путе­шественников, писателей. Запишите примеры таких назва­ний» (IV класс);

в) в справочную часть почти всех текстов, а также от­дельно приведенных предложений (например, стихотворе­ние «Черемуха» - С. А. Есенин; «Дым багровый кругами всходит к небесам» - А. С. Пушкин);

г) в большое количество текстов и предложений (в уп­ражнениях, а также в примерах-иллюстрациях к теорети­ческим положениям) попутно с другими словами и языковы­ми (грамматическими) явлениями.

Поскольку большая часть ономастической лексики лишь сопутствует другому материалу (фонетическому, лексиче­скому, словообразовательному, морфологическому, синтак­сическому, орфографическому, орфоэпическому),

то в поле зрения попадает в лучшем случае около 500 ономастических единиц.

4. Анализ основного фонда ономастических слов показы­вает, что в своей массе это - наиболее актуальные для на­шего времени названия - наиболее распространенные лич­ные имена, фамилии и отчества, названия крупнейших городов, рек, гор нашей Родины и других государств, обо­значения союзных республик и отдельных регионов (типа Кавказ, Урал, Средняя Азия, Причерноморье, Подмос­ковье), названия космических объектов, важнейших собы­тий, праздников, учреждений, произведений литературы и искусства. Их включение в учебники вполне оправдано, а хорошо продуманное изучение позволит решить ряд задач учебно-лингвистического и идейно-воспитательного харак­тера.

5. Видимо, настало время ставить задачу выработки о б-щ е и стратегии изучения лексики в школе и, в частности, более оптимального распределения ономастической лексики по различным предметам (русский язык, литература, ис­тория, география, астрономия, обществоведение и др.), формам изучения (в классе, в кружках, дома), более целе­сообразной «привязки» ее к изучаемому материалу, а также определения объема ономастической теории, которую дол­жен усвоить ученик начальной, неполной средней и средней школы.

6. Общетеоретический аспект изучения ономастики должен возглавлять учитель-словесник. Лингвистическая часть «ономастической программы» предусматривает работу над значением собственных имен (в отличие от нарицательных имен существительных), их основными разрядами, проис­хождением и этимологией некоторых личных имен, фами­лий, а также топонимов, космонимов и др., структурой, словообразованием, орфографией, орфоэпией, их измене­нием (склонением), лексической и грамматической сочетае­мостью. При этом должны решаться такие задачи, как развитие у учащихся логического мышления, стилистиче­ского чутья, эстетического вкуса. Многое в этом отношении может дать анализ использования ономастической лексики в произведениях художественной литературы: только ан­тропонимов в учебниках литературы с I по X класс («Бук­варь», «Родная литература», «Русская литература») употреб­лено около тысячи. На этом материале легко

показать раз­личия «развернутой» и «сжатой» формы именования челове­ка (по фамилии, имени и отчеству, только по имени .), официальной (Сергей, Татьяна) и неофициальной (Сережа,

Серега, Таня, Танечка, Танча, и т. п.) формы имени, а также тончайшие стилистические различия, вносимые в имена мно­гочисленными суффиксами (Павел, Павлуша, Павка, Паша, Павлик, Павлуня и др.).

7. Для того чтобы учителя-словесники, географы, истори­ки и др. наилучшим образом осуществляли программу изу­чения ономастической лексики, их надо обеспечить хороши­ми научно-методическими пособиями по общей и русской ономастике, а также серией ономастических словарей (сло­варем личных имен, фамилий, словарем литературных ан­тропонимов, словарем географических названий и т. д.). Одним из первых должен быть подготовлен словарь-спра­вочник современной ономастической терминологии.








© 2010-2022