Планирование по литературе Рабочая программа (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №1

от «31» августа 2015г.


СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ

с. Мокрое

__________/Гонышева А.С./

ФИО

«31» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ

с. Мокрое № 272

от «31» августа 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Шовского филиала

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы села Мокрое

Лебедянского муниципального района Липецкой области


Манузиной Антонины Ильиничны

(I квалификационная категория)


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 8 КЛАССЕ











2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа от 05 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31. 01. 2012г. № 69;

- учебного плана МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующего образовательные программы общего образования.

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.», автор-составитель Г. С. Меркин, 2011г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое

планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с

привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного

использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований государственного стандарта основного общего образования по литературе в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в

настоящее время коммуникативно-компетентные, личностно-ориентированные, деятельные подходы, которые определяют задачи обучения:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа предусматривает в 8 классе изучение литературы в объёме 70 часов (2 часа в неделю) и реализует программу базового уровня.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Содержание тем учебного курса.

Введение -1ч

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы, литературные направления в искусстве и литературе конца XVIII - начала XIX века, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчество-4ч

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы - 2ч

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века - 3ч

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века- 35ч

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование- дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов - художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания

«Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л. Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века- 14 ч

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода - по Руси».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский - художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьёзном - с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие». М.М. Зощенко «Обезьяний язык».

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;

Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы

В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране

Из зарубежной литературы - 7ч

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Итоговое повторение- 4ч.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»

В.В. Маяковский. Стихотворение - по выбору.

С.А.Есенин. «Гой, ты Русь, моя родная…».

Б.Л.Пастернак «Во всём мне хочется дойти…».

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение - по выбору.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

A.Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

B.Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В.Гюго. «Девяносто третий год»





Учебно-тематический план




Тема раздела


Кол-во часов

1

Введение

1

2

Из устного народного творчества

4

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из литературы ХVIII века

3

5

Из литературы ХIХ века.

35

6

Из литературы ХХ века.

14

7

Из зарубежной литературы.

7

8

Итоговое повторение.

4


Итого

70




Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя…

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, изложения с элементами сочинения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Список литературы и средства обучения

1.Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев - М.: «Русское слово», 2010 г.

2.Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин - М.: «Русское слово», 2010 г.

Дополнительная литература

1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс,

М.: ВАКО, 2008г.

2 .Журнал «Литература в школе»

3 .«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»

4. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин), Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011

5. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» М.: «Русское слово», 2012

6 .Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001

Образовательные электронные ресурсы:

ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.

feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) - это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве. В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп содержит богатую аудиотеку и электронные авторские тесты и презентации.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Виды и формы контроля

Дата

Дата

план.

факт.

1

Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

урок - лекция

пересказ, сообщение

01.09


Из устного народного творчества - 4 часа

2


Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится о сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.

изучение нового материала

различные виды чтения

05.09


3





Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представлений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне.

изучение нового материала

составление словаря одной из исторических песен

08.09


4

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.

изучение нового материала

сообщение о Степане Разине

12.09


5


«Солдаты освобождают Смоленск». Тема патриотизма в произведениях русской литературы.

изучение нового материала

образно-выразительн. средства

15.09


Из древнерусской литературы - 2 часа

6


«Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы.

изучение нового материала

работа с картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

19.09


7

«Житие Александра Невского».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость.

«Слово о погибели Земли русской»

изучение нового материала

формулировки и запись выводов.

Сочинение-миниатюра

22.09







Из литературы XYIII века -3 часа

8



Гавриил Романович Державин.

« Памятник». Власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворения. Тема поэта и поэзии.

изучение нового

материала

анализ стихотворения, чтение на-

изусть

26.09


9




Сентиментализм. Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» - новая

эстетическая реальность.

изучение нового материала

равнительн. характеристика героев.

29.09


10

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Новый тип героя, образ Лизы.

Социальный и общечеловеческий смысл названия.

обобщение изученного

практическая работа

03.10


Литература XIX века - 35 часов.

11

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники. (Е.А.Баратынский,К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Д.В.Давыдов и дугие)

урок - лекция с презентац.

устные сообщения, анализ статьи

06.09


12


Романтизм. В.А. Жуковский. Основные темы, мотивы лирики. Стихотворение «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».

комбиниро

ванный


анализ, чтение наизусть.

10.10


13


Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

внеклассное чтение


выразительн. чтение

13.10


14


А.С. Пушкин. Тема лицейской дружбы:

«19 октября», «И.И.Пущину»

комбиниро

ванный

анализ, выразительное чтение наизусть

17.10




15


А.С.Пушкин. Южная ссылка. Михайловское.

«К морю»

изучение нового материала

комплексный анализ текста

20.10




16


А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии» («Пир во время чумы»). Гимн жизни.

интегриро ванный урок

историческая справка о чуме

24.10


17


А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история.

изучение нового материала

устные сообщения, работа со статьей учебника

27.10


18


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринёва.

Анализ 1-2 глав.

изучение нового

материала

анализ эпизодов, составление плана.

31.10


19


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

В Белогорской крепости.

закрепление изученного

выборочное чтение

03.11


20

Р/р. Сочинение «Как поведение Гринева перед казнью характеризует его?»

развитие речи

написание сочинения

14.11


21

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Необычайные встречи Гринева с Пугачевым.

урок - исследован.

составление плана

17.11


22

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.

обобщение изученного

сравнительн.

характеристика героев

21.11


23

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Маша Миронова.

урок - исследован

сообщение о Маше Мироновой

24.11


24

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.

обобщение изученного

Устное сочинение «Отношение автора к Пугачеву».

28.11


25


М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Композиция поэмы.

изучение нового материала

различные виды чтения, составление цитатного плана

01.12


26


Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.

урок -исследован.

анализ, выразительное чтение наизусть

05.12


27


«Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа

урок обобщения

изученного

творческие работы, рефераты, сообщения.

08.12

28


Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

изучение нового материала

различные виды чтения и комментирования, работа с иллюстрациями

12.12

29


Н. В. Гоголь «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с героями.

изучение нового материала

чтение по ролям

15.12


30


Н. В. Гоголь «Ревизор». Сборный город всей темной стороны": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

урок - спектакль

инсценировка

19.12


31





Н. В. Гоголь «Ревизор». Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор.

комбиниро

ванный урок

составление характеристики героя, анализ эпизодов.

22.12


32

Художественная идея комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к написанию домашнего сочинения.

обобщаю

щий урок

Сочинение-рассуждение «Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?»

26.12


33

И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»

урок - лекция

тезисный план

29.12


34


История любви как основа сюжета повести И. С. Тургенева «Ася». Образ героя-повествователя.

комбинированный урок

различные виды пересказа

16.01


35


Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев повести И. С. Тургенева «Ася».

урок - исследован

Дискуссия

19.01


36

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство. Цельность характера - основное в образе героини повести И. С. Тургенева.

обобщение изученного

Домашнее сочинение «Как вы относитесь к поступку

г - на Н?»

23.01


37

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

урок - лекция

чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

26.01


38

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии. «Целый мир от красоты …», « Учись у них - у дуба, у берёзы…»

интегрированный урок

чтение наизусть

30.01


39



А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

изучение нового материала

чтение по ролям, письменный анализ эпизода.

02.02




40




А. Н. Островский «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

урок - исследова

ние

лексический анализ текста

06.02





41

А. Н. Островский «Снегурочка». Образ Снегурочки. Язык персонажей.

обобщающий

сочинение -миниатюра

09.02


42


Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.

урок - лекция

презентация о писателе

13.02



43


Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

изучение нового материала

различные виды пересказа , работа с иллюстрациями

16.02


44




Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.

изучение нового материала

особенности композиции (рассказ в рассказе)

20.02








45

Приемы создания образов в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

обобщающий урок

составление цитатного плана.

23.02


Из литературы XX века -14 часов

46

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Мой спутник».

изучение нового материала


различные виды чтения, составление портретной характеристики

27.02


47




М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

изучение нового материала.

выборочное чтение, цитатный план.

01.03





48

М. Горький «Макар Чудра». Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

комбиниро

ванный урок

сочинение с элементами рассуждения

05.03


49

В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям».

комбиниро

ванный

анализ, выразительное чтение наизусть

08.03


50



О серьезном - с улыбкой (сатира начала XX века) . Н.А. Тэффи «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство.

урок - лекция

сообщения

12.03



51

М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.

изучение нового материала

составление словаря лексики персонажа

15.03


52






Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов. «Я не ищу гармонии в природе»

Изучение нового материала

письменный ответ на вопрос «Что есть красота?»

19.03






53

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Час поэзии «Что есть красота?»

выразительное чтение наизусть.рв

22.03


54

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

изучение нового материала

различные виды пересказа, цитатный план

02.04


55

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика

закрепление изученного

сочинение - миниатюра

12.04


56


В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.

урок - лекция

презентации

16.04


57


Нравственная проблематика повести В. Г. Распутина «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

изучение нового материала


составление словаря понятий, характеризующих нравственные различные представлен.

19.04








58

В. Г. Распутин «Уроки французского». Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

урок - диспут

сочинение-рассуждение

23.04


59






В. Г. Распутин «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

урок обобщения и закрепления

чтение по ролям, анализ эпизодов.

26.04


Из зарубежной литературы - 7 часов.

60





У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».

урок - лекция

анализ, разные виды чтения.

30.04



61

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

урок закрепления изученного

чтение по ролям

03.05



62


Сценическая история пьесы У. Шекспира. «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

заочная экскурсия.

сообщения

07.05


63




М. Сервантес. Краткие сведения о писателе.

урок - лекция

сообщения о писателе.

10.05





64


Роман М. Сервантеса «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

изучение нового материала

выборочное чтение

14.05





65



М. Сервантес «Дон Кихот». Образ Дон Кихота. Позиция писателя

интегрированный урок

составление цитатного плана

17.05





66

М. Сервантес «Дон Кихот». Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

обобщающий урок

Сочинение- миниатюра

21.05


Итоговое повторение - 4 часа.

67-70

Обобщающее повторение.

интегрированный урок

дискуссия, сообщения учащихся,

тесты

24.05.26.05

28.05

30.05



© 2010-2022