Календарно-тематическое планирование уроков литературы (11 класс)

Рабочая программабазового уровня по литературе для 11 класса составлена по программе под редакцией В.Я. Коровиной   в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе для общеобразовательных школ Министерства образования и науки РФ.  Рабочая программа учителя (как и программа В.Я. Коровиной)  разработана на историко-литературной основе. В центре внимания уроков – чтение и изучение художественных произведений,  речеведческий и стилистический анализ текста ху...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование по литературе

11 класс (140 часов)

п/п

Раздел. Тема

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Содержание

Контрольные

параметры

Учебно-методическое обеспечение

Повторение

Домашнее задание


11А

11Б

11Г

11Д

11А

11Б

11Г

11Д


Введение





1

Введение. Судьба России в XX в. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века.

1



Взаимосвязь и взаимо-влияние литературы и общественной мысли конца XIX - начала XX вв. с историческими процессами в стране и в мире.

Конспект лекции.

Таблица.

Основные темы и проблемы литературы XVIII века.

Стр. 8-14, конспект.


Литература начала XX века











2

Развитие художественных и идейно - нравственных традиций русской классической литературы.

1



О тенденциях русской литературы конца XIX - начала XX вв. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Работа над конспектом

лекции, сообщения учащихся.

Репродукции картин

М.Врубеля, М.Нестерова, В.Серова и др., книги.

Литературное направление (метод)

Стр. 28-32, вопросы.


Писатели-реалисты начала XX века





3

И.А.Бунин.

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина.

1



Краткий обзор жизненного и творческого пути Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

Сообщения учащихся, анализ поэтического текста.

Портрет Бунина, репродукции картин импрес-сионистов.

Презентация учащихся.

Темы, проблемы ранее изученных произведений

И.А. Бунина.

Стр.32- 39, анализ стихотворения. Выучить наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

4

И.А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско».

Социально-философские обобщения в рассказе.

1



Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе.

Аналитическое чтение, пояснения учителя


Тексты.

Презентация проектной работы учителя.


Психологизм пейзажа в художественной литературе.

Стр.45-48, рассказ по плану.


5

Поэтика рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан - Франциско».

1



Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

Анализ прозаического произведения.

Тексты.

Рассказ (углубление представлений).

Индивидуальные и групповые задания.

6

Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник».

1








Своеобразие рассказов, новизна в изображении психологического состояния человека, неоднозначность трактовки рассказов.

Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение

Тексты рассказов, иллюстрации

Тема любви в литературе 18 века.

Стр.48-53, 55; вопросы 10-13.

7

Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина.

1



Новизна в изображении психологического состояния человека.

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

Аналитическая беседа.

Тексты рассказов

Стр.54-55, вопрос 14.

8

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

1



Новизна в изображении психологического состоя-ния человека. Рассказ «Легкое дыхание».

Аналитическая беседа,

тест.

Тексты рассказов

Тесты к уроку.

Индивидуальные задания. Прочитать повесть «Поединок».

9

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

1



Обзор творческого пути Александра Ивановича Куприна. Значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни. Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.

Сообщения учащихся; аналитическая беседа; комментированное чтение.

Портрет писателя, текст, иллюстрации.

Презентации учащихся.

kuprin.org.ru

Рассказ, повесть.

Стр.56-60. Ответы на вопросы (1-4).

10

Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок».

1



Анализ образов героев, выражающих авторскую позицию в повести.

Сообщение учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.

Текст повести.

kuprin.org.ru

Рассказ, повесть.

Прочитать повесть «Олеся».

11

Вн. чт. Трагизм любовной темы в повести «Олеся».

1



Идея и художественные особенности повести «Олеся».

Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей.

Аналитическая беседа, комментированное чтение.

Сообщения учащихся, работа с текстом.

Текст, иллюстрации.

kuprin.org.ru

Сложный план и простой план.

Стр.60-61, пересказ основной сюжетной линии.

12

Вн. чт. Своеобразие изображения природы и духовного мира человека в повести «Олеся».

1



Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.

Аналитическая беседа, комментирован-ное чтение,

тест.

Текст повести.

Тест.

kuprin.org.ru

Сюжет и фабула эпического произведения.

Анализ эпизода.

13

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

1



Мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; символическое звучание детали в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».

Аналитическая беседа, комментированное чтение.

Текст рассказа.

kuprin.org.ru

Сюжет и фабула эпического произведения.

Стр.65-66, вопрос 10.

14

Р/р. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет».

1





Анализ этапов подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировки главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей.

Домашнее сочинение.

Тест.


Этапы подготовки к сочинению. Перечень тем.

Тесты.

Эпиграф.


Написать сочинение на одну из предложенных тем.

15

Вн. чт. Социальные и нравственные проблемы рассказа Л.Н. Андреева «Иуда Искариот».

1



Расширение знаний учеников о творчестве Леонида Николаевича Андреева, показать актуальность его творчества.

Образ иуды. Любовь, ненависть и предательство. Трагизм одиночества человека среди людей. Экспрессионизм в творчестве Андреева.

Комментирован-ное чтение. Анализ эпизодов.

Портреты писателей, книжная выставка.

Экспрессионизм. Библия. Евангелие.

Стр.81, вопросы 1-9.

Индивидуальные задания.

16

М. Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького.

1



Знакомство с вехами биографии и творчества Максима Горького; особенности романтизма Горького.

Лекция учителя с элементами беседы, реферат.

Портрет и фотографии

М. Горького.

Презентации учащихся.

Романтизм.

Стр.164-170, вопрос 1.

17

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1



Романтический пафос и суровая правда рассказа. Образы героев. Проблема героя в рассказе Горького.

Участие в аналитической беседе.

Иллюстрации к рассказу.

Черты характера романтических героев.

Стр.167-169, вопрос 6.

18

Смысл противопоставления Данко и Ларры.

1



Особенности композиции рассказа. Роль портрета героев в рассказе.

Аналитическая беседа.

Тест.

Текст рассказа.

Тесты.

Композиция.

Пересказ легенд с элементами анализа.

19

«На дне» как социально - философская драма.

Новаторство Горького-драматурга.

1



Сценическая судьба пьесы. Определение составляющих жанра и конфликта в пьесе.

Аналитическая беседа.

Иллюстрации. План анализа драматического произведения.

Комедия, трагедия, драма.

Стр.172-174. Работа с текстом.

20

Роль Луки в драме «На дне» М. Горького.

1



Атмосфера духовного разобщения людей. Система персонажей в пьесе. Роль Луки в драме.

Дискуссия, аналитическая беседа.

Иллюстрации.

Комедия, трагедия, драма.

Стр.173-176. Работа с текстом.

21

«Три правды» в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы.

1



Выявление позиции героев пьесы и авторской позиции по отношению к вопросу о правде.

Дискуссия, аналитическая беседа.

Таблица «Три правды - три философии в пьесе «На дне».

Социально-философская драма как жанр драматургии.

Индивидуальные и групповые задания.

22


Вн. чт. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького.

1



Портрет, портретная характеристика героев. Публицистические произведения писателя.

Сообщения учащихся. Анализ эпизодов.

Тест.

Тесты.

Портрет, портретная характеристика.

Публицистика.

Стр.184, вопросы 3-4.

23

Р/р. Подготовка к сочинению по твор-честву А.М. Горького.

1



Составление плана, отбор текстового материала по теме сочинения.

Составление плана.

Этапы подготовки к сочинению. Перечень тем.

Особенности сочинения на литературную тему.

Подготовиться к сочинению по творчеству М.Горького.

24

Р/р. Сочинение по творчеству М. Горького

1



Отбор текстового материала по теме сочинения.

Сочинение по творчеству

М. Горького

Перечень тем.

Стр.20-22, 26: вопросы (2-4)


Серебряный век русской поэзии





25

Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки.

1



Символизм; краткая характеристика творчества основоположников русского символизма, характеристика поэтики и мировоззрения «младосимволистов». Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Анализ стихотворений.

Репродукции художников-модернистов, тексты стихотворений, портреты поэтов.

slova.org.ru

silverage.ru/

risunok.kulichki.net/

Литературное направление (метод). Символизм.

Стр.117, индивидуальные задания.

26

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма.

1



Значение творчества Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) для русской поэзии; особенности его поэтики. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Анализ стихотворений, сообщение ученика.

Портрет поэта.

Сборник стихов.

slova.org.ru

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

Стр. 118-124, выучить наизусть 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

27

Лирика поэтов-символистов.

К.Д. Бальмонт.

1



Яркая индивидуальность Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942), его «творческая лаборатория». Шумный успех ранних книг К.Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Анализ стихотворений, сообщение ученика.

Портрет поэта.

Сборник стихов.

slova.org.ru

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

Стр.124-129, анализ стихотворения.

Индивидуальное задание.

28

Лирика поэтов-символистов. Андрей Белый.

1



Личность и литературное творчество Андрея Белого (Б.Н. Бугаев) (1880-1934). Особенности его поэтики. Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Аналитическое чтение, сообщение ученика.

Портрет писате-ля.

Сборник стихотворений.

slova.org.ru

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

Аналитическое чтение стихотворений.

Индивидуальное задание.

29

Вн. чт. Новаторство поэзии И.Ф.Анненского.

1



Дать представление об особенностях поэзии и познакомить с личностью поэта. Стихотворение «Смычок и струны».

Аналитическая беседа.

Портрет поэта.

Сборник стихов

slova.org.ru

Аналитическое чтение стихотворений.


Акмеизм





30

Западноевропейские и отечественные истоки

акмеизма.

1



Понятие об акмеизме как литературном течении; истоки русского акмеизма; роль русских поэтов Н.Гумилева, С. Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама М.Кузмина и других в развитии русского акмеизма.

Комментирован-ное чтение, конспект.

Тексты стихотворений, портреты поэтов.

slova.org.ru

Акмеизм.

Закончить конспект по учебнику.

Индивидуальное задание.

31

Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

1



Представление об особенностях поэзии и личности Николая Степановича Гумилёва. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудший трамвай». Романтический герой лирики Гумилева.

Беседа по теории литературы, анализ стихотворений.

Портрет поэта.

Николай Гумилев: электронное собрание сочинений

gumilev.ru/

slova.org.ru

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

Выучить наизусть 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.


Футуризм





32

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

1


Понятие о футуризме; обзор творчества поэтов-футуристов. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эго-футуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д.Бур-люк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма

Конспект лекции; беседа.

Тексты

стихотворений,

портреты поэтов.

slova.org.ru

Футуризм.

Анализ стихотворения И.Северянина.

Индивидуальное задание.

33

Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

1


Знакомство с личностью и поэзией Игоря Северянина (И.В. Лотарева). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Презентация учащихся, анализ стихотворения.

Репродукции картин Малеви-ча, Кандинского и др.

slova.org.ru

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.

Подготовить сообщение по теме «Судьба поэтов Серебряного века».

34

Вн. чт. Судьба поэтов Серебряного века.

1



Расширение представления учеников о творчестве поэтов Серебряного века; совершенствование навы-ков анализа стихотво-рения.

Сообщение учащихся, анализ стихотворений.

Подготовиться к сочинению по поэзии Серебряного века.

35



Р/р. Подготовка к сочинению по русской поэзии Серебряного века.

1



Подготовка к сочинению по русской поэзии Серебряного века.

Материалы к сочинению. План сочинения.

Темы сочинений. План сочинения по теме «Поиски и находки поэтов Серебряного века».

Подготовиться к сочинению по поэзии Серебряного века.

36

Р/р. Сочинение по русской поэзии Серебряного века

1


Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Перечень тем.

Индивидуальные задания по творчеству А.Блока.

37

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.

1


Основные этапы жизни и творчества Александра Александровича Блока (1880-1921).

Презентация учащихся. Выразительное чтение, анализ стихотворений.

Портрет поэта.

Сборники стихотворений.

slova.org.ru

Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме».

38

Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1



Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

slova.org.ru

Лирический цикл (стихотворений).

Выучить наизусть стихотворения:

«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

39

Тема страшного мира в лирике А.А. Блока.

1









Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта.

«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»). Развитие понятия об образе-символе. «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», , «Когда вы стоите на моем пути…». Ритмы и интонации лирики Блока.

Лекция учителя с элементами беседы, анализ стихотворения

Репродукции с картин Врубеля.

slova.org.ru

Верлибр (свободный стих).

1.Прочитать статью в учеб-нике «Страшный мир». Ответить на вопрос: Каким предстает «страшный мир» в лирике?

2. Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель).

3. Индивидуаль-ное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия". Восприятие, истолкование, оценка».

40

Тема Родины в лирике А.А.Блока

1


Значение образа России в творчестве Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Стихотворение «Россия».

Анализ стихотворений.

Репродукции с картин Врубеля.

slova.org.ru

Выучить стихотворение «Россия» наизусть. Прочитать поэму «Двенадцать».

41

Поэма А.А. Блока «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

1


История создания поэмы. Поэт и революция. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме.

Аналитическое чтение поэмы.

Иллюстрации к поэме.

Текст поэмы.

slova.org.ru

Индивидуальные задания по поэме «Двенадцать».

42

Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

1



Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Аналитическое чтение.

Тест.

Текст поэмы.

slova.org.ru

Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

Прочитать статью учебника о «новокресть-янской поэзии».


Новокрестьянская поэзия





43

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокресть-янской поэзии. Н.А. Клюев.

1


Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо­жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо­ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест­венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика ново-крестьянских поэ­тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей­но-нравственные аспекты этой полемики.

Лекция учителя с элементами беседы.

Конспект лекции.

Портрет поэта, фотографии.

slova.org.ru

Фольклоризм литературы.

Анализ стихотворения Клюева.

Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии Есенина (презентация).

44

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.

1


Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо к матери». Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есе­нина.

Лекция учителя с элементами беседы, анализ стихотворения.

Портрет поэта, фотографии.

slova.org.ru

Имажинизм.

Выучить наизусть и сделать (письменно) анализ стихотворения «Письмо к матери».

45

Тема России в лирике Есенина.

1


Россия, Русь как главная тема всего его твор­чества. Стихотворения: «Я покинул родимый дом...», «Русь советская», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

Лекция учителя с элементами беседы, анализ стихотворений.

Тексты стихотворений.

slova.org.ru

Лирический стихотвор­ный цикл.

Читать стихи о любви. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Любовь в жизни и стихах Есенина».

46

Любовная тема в лирике С.А.Есенина.

1


Показать динамику развития любовной лирики Есенина. Стихотворения: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Ша­ганэ!..» и др.

Сообщение учащегося,

аналитическое чтение.

Песни и романсы на стихи Есенина.

slova.org.ru

Биографическая основа литературного произведения.

Выучить наизусть и сделать (письменно) анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Ша­ганэ!..».

47

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина.

1



Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин­ские мотивы в развитии темы быстротечности человече­ского бытия. Стихотворения: «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

Аналитическое чтение.

Тексты стихотворений.

slova.org.ru

Выучить наизусть и сделать (письменно) анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...».

Чтение стихотворений из цикла «Персидские мотивы».

48

Вн. чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1



Художественный мир сборника «Персидские мотивы».

Анализ стихотворений.

Тест.

Тексты стихотворений.

Тест по творчеству Есенина.

Читать поэму «Анна Снегина».

49

Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина».

1


Лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов.

Аналитическое чтение, беседа.

Текст поэмы.

slova.org.ru

Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии В.В.Маяковского (презентация).


Литература 20-х годов XX века





50

Общая характеристика литературного процесса 20-х г. XX века.

1



Лите­ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. Трагизм восприятия революционных со­бытий прозаиками старшего поколения. Поиски нового героя эпохи. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме­режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандель­штам и др.).

Конспект лекции.

Беседа.

Учебник.

Орнаментальная проза.

Монологическое высказывание по теме урока.

Индивидуальное задание по творчеству В. Хлебникова.

51


В. Хлебников. Новаторство поэтического языка.

1



Обзор жизни и творчества В. Хлебникова. Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери­менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Беседа.

Монологическое высказывание.

Учебник.

Поэты-обэриуты

Индивидуальное задание по творчеству А.Аверченко и Тэффи.

52

Русская эмигрантская сатира, ее направленность в творчестве А.Аверченко и Тэффи.

1



Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Сообщение учащегося.

Учебник.

Индивидуальное задание по творчеству В.В.Маяковского

53

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1








Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

Поэтическое нова­торство Маяковского.

Лекция с элемен-тами беседы, презентация ученика, чтение и анализ стихотворений.

Портрет поэта, фотографии.

Ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха.

Аналитическое чтение стихотворений по теме урока. Выучить стихотворения

«А вы могли бы?», «Послушайте!» наизусть.

54

Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся», «Нате!».

1



Сатирическая лирика В.В. Маяковского.

Анализ поэтического текста.

Тексты.

Футуризм.

55

Вн. чт. «Облако в штанах»: проблематика и поэтика.

1



Показать логику развития идеи произведения.

Аналитическое чтение поэмы.

Текст поэмы.

Выразительное чтение любовной лирики В.В. Маяковского.

56

Своеобразие любовной лирики В.В. Маяков-ского.

1



Своеобразие любовной лирики Маяковского; эволюцию темы в творчестве поэта. Стихотворения: «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Анализ поэтического текста.

Стихотворения по теме урока.

Тоническое стихосложение.

Анализ поэтического текста.

57

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяков-ского.

1



Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяков-ского. Стихотворения: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэ-зии», «Сергею Есенину».

Анализ поэтического текста.

Стихотворения по теме урока.

Рифма со­ставная (каламбурная).

Выразительное чтение стихотворений по теме урока.

58

Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

1


Подготовка к домашнему сочинению на одну из предложенных тем.

Сочинение. Мини-тест по творчеству Маяковского.

Перечень тем.

Написать сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского

59

Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.

1


Дать представление о ли-чности Александра Александровича Фадеева (1901-1956); определить особенности жанра и композиции романа.

Лекция с элемен-тами беседы, контроль знаний.

Портрет писателя.

Текст романа.

Новелла как жанр повествовательной литературы.

Сопоставить образы Морозки и Мечика; подобрать эпизоды, характеризующие героев.



60

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром».

1



Выявление авторского отношения к проблеме интеллигенции и рево-люции, сопоставление образов.

Аналитическая беседа.

Текст романа.

Сказ как форма повествования.

Подобрать эпизоды, характеризующие Левинсона.

61

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром».

1



Раскрыть авторский замысел - изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; проблема гуманизма в романе.

Аналитическая беседа.

Текст романа.

Цикл рассказов.

Подготовиться к внеклассному чтению.

62

Е.И.Замятин. Жизнь и творчество.

«Мы» как роман-антиутопия.

1










Биография Евгения Ивановича Замятина. Извращение, доведение до абсурда идей мечтателей-утопистов. Проблематика, система образов, особенности композиции романа, центральный конфликт произведения. Символические образы. Своеобразие повествования.

Лекция с эле-ментами беседы, анализ сочинений.

Портрет писателя.

Текст романа.

Антиутопия в художественной литературе.

Работа с текстом (по плану)

63

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И.Замятина «Мы»)

1


Показать гуманистическую направленность произве-дения Замятина, утвер-ждение писателем чело-веческих ценностей.

Обсуждение

вопросов домашнего задания, работа с текстом.

Текст романа.

Внутренний монолог.

Читать «Котлован», «Усомнившийся Макар».


Литература 30-х годов





64

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

1



Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Тема русской истории в литературе 30-х годов. Литература «потерянного поколения» как явление культуры XX века (обзор).

Конспект лекции, беседа.

Учебник.

Традиции и новаторство в литературе.

Монологический ответ по теме урока. Индивидуальное задание по творчеству А.Н. Толстого.

65

Творчество А.Н.Толстого.

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

1



Знакомство с биографией Алексея Николаевича Толстого (1883-1945); раскрыть причины, побудившие

А.Н.Толстого написать роман о Петре 1.

Презентация учащегося, конспект, беседа.

Репродукции портретов писа-теля, портрета Петра 1 и кар-тин, изображав-ших петровскую эпоху.

Перечитать роман. Сделать обзор содержания.

С.95-102 учебника.

66

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый».

1



Соотнесение реального времени и пространства России первой четверти 18 века с художественным временем и пространством романа А.Н.Толстого; раскрыть главную проблему романа, патриотический пафос и глубину изображения социальных противоречий эпохи.

Выделять главное в произведении, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.

Иллюстрации

Проекты учащихся.

Подобрать материал к теме «Образ Петра в романе». Подготовиться к практикуму по роману.

С. 102-115 учебника.

67

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

1



Выявить идейно-художе-ственную задачу А.Н.Толстого; дать представление о методе писателя.

Выборочный пересказ, анализ текста.

Сочинение.

Темы сочинений.

Написать сочинение по роману.

Индивидуальное задание по творчеству М.А. Булгакова.

68

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество.

1



Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Жизнь и творчество (обзор).

Презентация учащегося, беседа.

Портрет писателя.

Булгаковская энциклопедия bulgakov.ru

Эпиграф, жанр, композиция.

Стр.39-50 учеб-ника, пере-читать сатир. рассказы. И/з.: сообщения об истории созда-ния сатири-ческих расска-зов.

69

История создания, особенности композиции и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1



Познакомить с историей создания, особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику лите-ратурных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.

Лекция с элементами беседы.

Текст романа.

Булгаковская энциклопедия bulgakov.ru

Сатира. Предмет сатиры.

Перечитать «московские» главы романа Булгакова, выбрать материал, касающийся общей атмос-феры жизни 30-х годов, оттеняя-ющий сатири-ческую окраску произведения. Вопросы 3 и 6 на странице 71 учебника (часть 2).

70

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

1



Понять замысел писателя. Заметить и осмыслить переклички линий романа.

Работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.

Текст романа.

Булгаковская энциклопедия bulgakov.ru

71

Сатирический и фантастический пласты романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

1



Рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа; определить значение образа Воланда в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения; развивать навыки анализа прозаического текста.

Работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.

Текст романа.

Булгаковская энциклопедия bulgakov.ru

Виды сатиры. Средства сатиры.

Проанализиро-вать эпизод «Великий бал у Сатаны».

72

«Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

1



Определить авторские приемы раскрытия темы творчества и темы любви; проследить эволюцию образов героев романа; развивать навыки характеристики литературного героя.

Работа с текстом, анализ эпизода, тест.

Текст романа, схема.

Булгаковская энциклопедия bulgakov.ru

Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Подготовиться к сочинению по роману «Мастер и Маргарита».

73

Р/р. Подготовка к сочинению по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1



Выбор темы сочинения.

Отбор текстового материала по теме сочинения.

Работа с текстом, тезисный план.

Темы сочинений. Тезисный план.

Читать повесть Платонова «Котлован».

74

Р/р. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1



Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Темы сочинений.

Читать повесть Платонова «Котлован». И/з.: презентация по творчеству Платонова.

75

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Характерные черты времени в повести А.П.Платонова «Котлован»

1



Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Актуальность и временная ценность произведения Платонова.

Аналитическая беседа по тексту, рассказ учителя.

Портрет писателя.

platonov.org.ru

Индивидуальный стиль писателя.

Найти в тексте повести пространственно-временные характеристики, отметить их особенности - Iв. Найти метафоры, ключевые слова и фразы в повести «Котлован» - II в


76

Пространство и время. Метафоричность ху-дожественного мыш-ления А.П.Платонова в повести «Котлован».

1


Философский, обобщаю-щий смысл категорий пространства и времени в повести.

Объяснение значения ме-тафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова.

Обсуждение во-просов домашнего задания, работа с текстом, беседа.

Тест.

Презентации учащихся.

platonov.org.ru

Темы сочинений.

Авторские неологизмы.

Подготовка к сочинению по произведениям Е.Замятина и А.Платонова.

77

Р/р. Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.

1



Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Темы сочинений.

И/з.: презентация по творчеству Ахматовой.

78

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой.

1


Познакомить с основными этапами жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Лекция учителя, комментирован-ное чтение, сообщение ученика.

Портрет, презентация.

Анна Ахматова. Царственное слово akhmatova.ru/

Сюжетность лирики.

Письменный анализ стихотворения Ахматовой.

79

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

1



Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет», «Я научилась просто, мудро жить…».

Анализ стихотворений.

Стихотворения.

Анна Ахматова. Царственное слово akhmatova.ru/

Стих, строфа, рифма, способы рифмовки.

Выучить наизусть стихотворения «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».

80

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта.

1



Познакомить с особенностями жанра и композиции поэмы «Реквием»; расширить представление о поэме как жанре литературы; определить роль художественных средств в поэме; развивать навыки анализа поэтического текста.

Комментированное чтение поэмы. Анализ глав поэмы.

Тест.

Текст поэмы.

Тесты.

Анна Ахматова. Царственное слово akhmatova.ru/

Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы.

И/з.: презентация по творчеству Мандельштама.

81

О.Э.Мандендель-штам. Трагический конфликт эпохи и поэта.

1



Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Слово словообраз в поэтике Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и другие стихотворения.

Презентация. Анализ стихотворений.

Стихотворения.

Импрессионизм impressionism.ru

Осип Мандельштам mndlstam.chat.ru/

Импрессионизм.

Выучить наизусть и выполнить анализ стихотворений: «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

И/з: презентация по творчеству М.И. Цветаевой.

82

М.И. Цветаева. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой.

1



Рассмотреть разнообразие тематики поэзии Марины Ивановны Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста.

Презентация учащихся, выразительное чтение,

анализ стихотворений.

Стихотворения.

Марина Цветаева. Стихотворения 1909_1941 crea.ru/cvetaeva

Мир Марины Цветаевой ipmce.su/~tsvet

Музей-заповедник "Царское Село" tzar.ru

Стихотворный лирический цикл, фольклоризм литературы.

Выучить наизусть и выполнить анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины».

83


Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой.

1



Рассмотреть разнообразие тематики поэзии Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста.

Анализ стихотворений.

Марина Цветаева. Стихотворения 1909_1941 crea.ru/cvetaeva

Мир Марины Цветаевой ipmce.su/~tsvet

Музей-заповедник "Царское Село" tzar.ru

Лирический герой.

Написать сочинение по творчеству Ахматовой и Цветаевой на одну из предложенных тем.

84

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте.

Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.

1



Знакомство с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; обзор его поэзии, главные темы его творчества.

Лекция с

элементами беседы.

Анализ стихотворений.

Портрет поэта.

Эволюция стиля поэта.

Выучить стихотворение. Выполнить сопоставитель-ный анализ стихотворений Тютчева и Заболоцкого.

85


Вн. чт.

Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева.

1




Развитие навыков сопоставительного анализа поэтических текстов.

Анализ стихотворений.

Распечатка текстов.

С.172-179 учебника.

И/з.: сообщение о биографии Шолохова (презентация).

86

87

Обзор творчества

В.В. Набокова.

Рассказ «Круг»

2


Краткая характеристика литературы русского за-рубежья «первой волны» и творчества В.В.Набокова. Особенности творческого метода писателя.

Лекция, комменти-рованное чтение, аналитическая беседа.

Портрет писателя. Книжная выставка.

Письменный анализ рассказа Набокова.

Конспект статьи Набокова «о хороших читателях и хороших писателях».

И/з.: сообщение о биографии Шолохова (презентация).

88

М.А. Шолохов.

Жизнь, творчество, личность.

1



Дать представление о ли-чности М.А.Шолохова и значении его произведе-ний.

Рассказ учителя, презентация ученика.

Портреты писа-теля, книжная выставка.

Роман-эпопея.

Перечитать 1-2 ч. Iт. «Тихий Дон». С.183-197 учебника. Инд.з.

89

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1



Показать, что закономер-ности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах личной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Сообщение ученика, беседа, элементы сопоставительного анализа.

Иллюстрации к роману. lito.ru./

Художественное время и художественное пространство.

Чтение и анализ 3 части романа. Роль эпиграфа к 3 части. Составить план «Судьба Григория Мелихова».

90

Гражданская война в изображении Шолохова.

1



Показать развитие гума-нистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека. Показать гражданское и писательское мужество Шолохова в изображении правды о войне.

Повторение изученного, беседа, анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей.

Таблица «Пер-вая мировая война в цифрах и фактах».

Репродукции о гражданской войне, записи песен о войне.

Традиции и новаторство в художественном творчестве.

Перечитать 2 том. Задания по тексту.

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелихова».

91


Трагедия народа и судьба Григория Мелихова в романе «Тихий Дон».

1



Неизбежность трагичности судьбы Григория Мелихова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Проверка домашнего задания - корре-ктировка плана, беседа по плану.

Иллюстрации к роману.

Ответить на вопросы.

92

Григорий и Аксинья.

1



Утверждение Шолоховым вечных ценностей жизни: дом. труд, любовь.

Анализ эпизодов. Беседа по вопросам.

Тест.

Иллюстрации к роману.

Тесты.

Подготовка к семинару.

93

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

1







Проверка знаний учащихся. Подготовка к сочинению.

Проверка знаний, работа в группах.

Тексты романа, критические материалы по творчеству Шолохова.

Подготовка к классному сочинению по роману «Тихий Дон».

94

95


Р/р. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

2



Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Перечень тем.

Перечитать эпизоды романа «Тихий Дон».


Литература периода Великой Отечественной войны.





96

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия.

1



Дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя;

Лекция учителя, сообщение ученика.

Портреты писателей, иллюстрации по теме Великой Отечественной войны.

Традиции и новаторство в поэзии.

Выполнить анализ стихотворений военной поры или подготовить рассказ о поэте - участнике войны.

97

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в военной прозе.

1



Раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны. Повесть Воробьева «Убиты под Москвой». Рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Лекция учителя, сообщение ученика, обсуждение прочитанного.

Текст повести Воробьева.

Написать сочинение «Мое прочтение рассказа М.Шолохова "Судьба человека"».

98

Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии.

1



Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противо-борстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны. К.Симонов. «Парень из нашего города». Л.Леонов. «Нашествие».

Лекция учителя, обсуждение прочитанного.

Тексты.

Драматургия.

Прочитать пьесу Е.Шварца «Дракон».

99

Реальность и фантастика в пьесе Е. Шварца «Дракон».

1



Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противо-борстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Аналитическая беседа.

Текст пьесы.

Пьеса.

Работа по тексту пьесы.


Литература 50-90 годов XX века.





100

Литература 50-90 годов XX века.

1



Обзор литературы 50-90 годов XX века. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики.

Темы и проблемы русской прозы. Возвращенные имена литературы Русского зарубежья. Литературная критика и публицистика. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

Лекция учителя.

Учебник.

Гражданствен-ность поэзии.

Монологический ответ по теме урока.

101

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели».

1



Познакомить с новаторством поэтов периода «оттепели»; выявить особенности творчества Ахмадулиной.

Стихи разных лет Беллы Ахмадулиной.

Беседа, анализ стихотворения

Стихотворения.

Русская поэзия шестидесятых годов

ruthenia.ru/60s

Ответить на вопросы:

-Каковы ваши впечатления от поэзии 50-90-х годов? - Есть ли среди поэтов этой поры ваши любимые?

102

Творчество А.Т.Твардовского. Осмысление темы войны в лирике А.Т.Твардовского.

1



Обзор жизненного и творческого пути Александра Трифоновича Твардов-ского. Значение его творчества и общественной деятельности. Эволюция лирики А.Т.Твардовского. Особенности лирического героя. Гражданское мужество поэта. Осмысление темы войны в лирике А.Т.Твардовского. «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война».

Презентация учащегося, беседа, анализ поэтического текста.

Портрет Твардовского.

Стихотворения.

Элегия как жанр лирической поэзии.

Продолжить самостоятельное знакомство с лирикой А.Т. Твардовского.

103

Размышления о настоящем и будущем Родины.

1



Рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искрен-ность исповедальной интонации поэта; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины. «Памяти матери», «Памяти Гагарина».

Анализ поэтического текста.

Тест.

Стихотворения.

Гражданствен-ность поэзии.

Читать роман Пастернака «Доктор Живаго». И/з.: подготовить презентацию по творчеству Пастернака.

104

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Пастернака.

1



Познакомить с основными этапами жизни и творчества Бориса Леонидовича Пастернака; определить тематику и основные мотивы его лирики.

Презентация учащегося, анализ стихотворений. Беседа.

Портрет Пастернака, репродукции картин и рисунков Пастернака.

Выучить наизусть и выполнить анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

105

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1










Судьба романа. Дать понятие об особенностях романа «Доктор Живаго»; научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

Лекция с элеме-нтами беседы; анализ эпизодов.

Иллюстрации к роману. Текст романа.

Проблематика и поэтика романа.

Задания по тексту романа.

106

Христианские мотивы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1



Значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Обсуждение во-просов, коммен-тированное чтение эпизодов.

Иллюстрации к роману.

Образы-символы и сквозные мотивы.

Перечитать стихи Живаго, ответить на вопросы.

107

Вн. чт. Стихотворения Юрия Живаго.

1



Определение места и зна-чения Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа.

Лекция с элеме-нтами беседы. Анализ стихотворений.

Тексты стихотворений.

Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

108

Судьба и творчество А.И.Солженицына.

1



Познакомить с жизнью и творчеством Солженицына. Прочитать отрывки из «Архипелага ГУЛАГ».

Презентация учащегося, комментированное чтение эпизодов.

Портреты писателя, книжная выставка.

Перечитать «Один день Ивана Денисовича».

С.265-269 учебника.

109

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1



Отметить своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

Публицистичность рассказа, его значение.

Аналитическая беседа, развернутый ответ.

Иллюстрации.

Прототип литературного героя.

Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».

110

Вн. чт. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

1



Разобраться в философском смысле рассказа.

Беседа, сопоставление текстов.

Текст рассказа.

Житие как литературный повествователь-ный жанр.

Подготовиться к сочинению по произведениям Солженицына.

111

Р/р. Сочинение по произведениям Солженицына.

1



Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Перечень тем.

Закончить сочинение. Перечитать рассказы Шукшина.

112

В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

1



Жизнь и творчество Варлама Тихоновича Шаламова. Рассказы «На представку», «Сентенция». Жизненная достоверность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Новаторство Шаламова-прозаика.

Сообщение учащегося, комментированное чтение.

Тексты рассказов.

Новелла. Традиции и новаторство в художественной литературе.

Выучить наизусть и проанализиро-вать стихо-творение Рубцова..

113


«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.

1



Связь «тихой лирики» с литературной традицией; представление о поэтиче-ском мире Н.Рубцова, знакомство с этапами его творчества, роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века.

Сообщения учащихся. Аналитическая беседа, лекция.

Портрет поэта.

Книжная выставка. Репродукция картины Левитана «Вечерний звон».

Психологизм художественной литературы.

Перечитать Астафьева «Царь-рыба».

114

Человека и природы в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба».

1



«Деревенская» проза в современной литературе. Нравственные идеалы Виктора Петровича Астафьева; философский смысл цикла «Царь-рыба».

Аналитическая беседа, доклад ученика.

Портрет писателя, иллюстрации.

«Деревенская» проза.

Перечитать повесть Распутина «Прощание с Матерой».

115

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

1



Краткий обзор творчество Валентина Григорьевича Распутина, проблематика его произведений. Форми-рование неравнодушного отношения к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу.

Аналитическая беседа, лекция.

Портрет писателя, книжная выставка,

иллюстрации.

Подготовка к сочинению по произведениям

«деревенской» прозы.

116

117

Р/р. Сочинение по произведениям «деревенской» прозы.

2



Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Перечень тем.

Выразительное чтение стихотворений Бродского.

118

И.А. Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

1



Естественность и органичность сочетания в поэзии Иосифа Александровича Бродского культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи.

Аналитическая беседа, доклад ученика.

Стихотворения.

Сонет как стихотворная форма.

Сообщения о поэтах, писавших в жанре «авторской песни».

119

Вн. чт. Авторская песня.

1



Роль авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся, прослушивание и анализ песен.

Портреты «бар-дов», сборники и записи авто-рских песен.

Бардовская песня.

Выразительное чтение стихотворений Окуджавы.

120


Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта.

1



Память о войне в лирике поэта-фронтовика Булата Шалвовича Окуджавы. Искренность и глубина поэтических интонаций.

Сообщение учащихся, анализ поэтического текста.

Стихотворения.

Литературная песня. Романс.

Прочитать повесть Трифонова «Обмен».

121

Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1



Понятие «городская» проза, краткий обзор центральных ее тем. Нравственные и художественные особен-ности повести Трифонова. Совершенствование навыков анализа текста.

Аналитическая беседа, лекция.

Портреты писателей. Книжная выставка. Иллюстрации.

«Городская» проза.

Ответить на вопросы по повести Трифонова «Обмен».

122

А.В. Вампилов. Слово о драматурге. Пьеса «Утиная охота».

1



Значение драматургии Александра Валентиновича Вампилова для русской литературы. Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Смысл финала пьесы.

Аналитическая беседа, лекция.

Портрет Вампилова.

Композиция произведения.

Подготовка к сочинению по литературе 50-90-х г.

123

124


Р/р. Сочинение по литературе 50-90-х годов ХХ века.

2



Написание классного сочинения на одну из предложенных тем.

Сочинение.

Перечень тем.

Сообщение о творчестве Мустая Карима.


Из литературы народов России.











125

Из литературы народов России. Лирика Мустая Карима.

1



Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стихотворения.

Национальное и общечелове-ческое в художественной литературе.

Перечитать произведения

Т. Толстой.


Литература конца XX - начала XXI века.











126


Основные направления и тенденции развития современной литературы.

1



Обзор произведений пос-леднего десятилетия; тенденции современной литературы. Дать понятие о постмодернизме. Семинар по данной теме.

Лекция учителя, беседа по прочитанным произведениям.

Рецензия на прочитанную книгу.

Портреты писателей. Книжная выставка.

Современная русская поэзия

poet.da.ru

"Стихи.ru" _ коллекция сов. русской поэзии

stihi.ru/

Постмодернизм.

Высказать свое мнение о

состоянии литературы на современном этапе.

127

Проза Татьяны Толстой.

1



Краткий анализ творчества Т. Толстой как яркого явления постмодернизма.

Конспект лекции учителя. Аналитическая беседа.

Рассказы Т.Толстой.

Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору).

128

Вн. чт. «Новый автобиографизм» Сергея Довлатова.

1



Краткий обзор прозы С.Довлатова, его художе-ственный метод, анализ текста.

Аналитическая беседа, лекция.

Портрет писателя, книжная вы-ставка.

Чтение и анализ стихотворений новейшей русской поэзии.

129

130

Новейшая русская поэзия

2



Знакомство с направлениями, школами, группами в новейшей русской поэзии.

Лекция учителя. Чтение и анализ стихотворений.

Сборники стихотворений современных поэтов.

Иронизм.

Поэзия имиджа.

Неоклассическая поэзия. Материализм. Критический сентиментализм.

Материал лекции знать. Читать пьесу Б.Шоу.


Зарубежная литература





131

Зарубежная литература.

Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

1



Краткий обзор зарубежной литературы ХХ в. Духовно-нравственные проблемы пьесы Джорджа Бернард Шоу.

Аналитическая беседа, лекция.

Портреты писателей. Книжная выставка.

Парадокс как художественный приём.

Задания по группам.

132

Вн. чт. Д.Б. Шоу. «Пигмалион».

1



Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Аналитическая беседа.

Учебник. Текст пьесы.

Парадокс как художественный приём.

Чтение стихотворений Т.С. Элтота.

133

Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

1



Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Варазительное чтение, анализ стихотворения.

Сборник стихотворений.

Ирония.

Пародия.

Прочитать повесть «Старик и море».

134

Э.М.Хемингуэй. Нравственно-философские проблемы повести «Старик и море».

1



Эрнест Миллер Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственнные проблемы повести «Старик и море».

Аналитическая беседа. Лекция.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведениям.

Ответить на вопросы по тексту повести.

135

Вн. чт. Единение человека и природы. Сила духа главного героя.

1



Образ главного героя - старик Сантьяго. Самообладание и сила духа героя повести.

Аналитическая беседа.

Текст повести.

Прочитать роман «Три товарища».

136

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

1



Эрих Мария Ремарк. Слово о писателе. Э.М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. «Три товарища».

Аналитическая беседа.

Портрет писателя. Произведения и иллюстрации.

Диалог, психологический подтекст.

Индивидуальные и групповые задания

137

Вн. чт. Своеобразие художественного стиля писателя.

1



Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психлологический подтекст). Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь.

Аналитическая беседа.

Внутренний монолог.

Проблемы и уроки литературы XX века.

138

Проблемы и уроки литературы XX века.

1



Анализ литературы XX века.

Аналитическая беседа. Монологическое высказывание.

139

140

Обобщающее повторение курса русской литературы XIX-XX веков.

2



Обобщение и системати-зация изученного в 11 классе.

Представление проектов, презентаций учащимися.



















© 2010-2022