Урок - исследование в 7 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дюкарева Анна Михайловна


Урок-исследование в 7 классе. Комплексная работа с текстом на уроке повторения

Цель: Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Оборудование: плакат с формулировкой темы урока; тексты рассказов, магнитофон; кассеты с записями перезвона колоколов и пения птиц, звуков весеннего леса; репродукции, фотографии с изображением весенней природы.

I. Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках).

- О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)

- Где же их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)

- Посмотрите в окно и прислушайтесь... Что вы услышали?

(Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном,

смеются

дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и

они словно перешептываются между собой.)

- А вот что вы можете услышать ранним утром, выйдя на улицу?

(Включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)

- Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола -вестники

начала нового светлого дня, а птицы - вестники прихода весны.)

- Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство

успокоения, чистоты, легкости.)

- Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть

внимательным! А самое интересное - как они рассказывают об этом?

II. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.Соколова-

Микитова, который так и называется «Звуки весны», поработаем с этим

текстом, а потом и вы сами напишете сочинение-миниатюру.

III. Небольшое сообщение об авторе рассказа

Приложение №1

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес,

полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.

Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны»

IV. Работа с текстом.

Чтение рассказа (учителем).

Звуки весны.


Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчинясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу» Хоррр, хоррр, цвиу!». Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).

- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час.)

- О чем рассказывается в тексте?

- Что отражено в его заглавии? (Тема текста.)

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)

Приложение №1

- А к какому типу речи мы отнесем этот текст? (Это описание.)

- Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры.)

- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)

- А вы знаете, что такое симфония?

Симфония, -и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-либо (книжн.). Симфония красок. Симфония звуков.

- Услышали ли вы симфонию утра?

- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание).

- Прочитайте, как начинается симфония.

- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Запись на доске слева.)

- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (Запись на доске справа.)

- Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов.)

- К какому времени относятся формы этих глаголов? (Это формы настоящего времени.)

- Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)

- Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении. (Тянет - поет, трубят - курлычут, заливаются - поют.)

- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)

- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами.)

- Найдите в первом абзаце предложения с деепричастными оборотами.

- Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая...

- Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения. (Задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы.)

- Произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. (Задание выполняется на доске.)

- А теперь вы сами попробуете создать небольшое описание.

V. Написание сочинения-миниатюры.

Приложение №1

- Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.

Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание выполняется, пока играет музыка «Звуки весеннего леса».) После того как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.

- Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните, почему.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

- Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки,

но и знаки... Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны».

4

© 2010-2022