Методическая разработка по русскому языку Фразеологизмы

Методическая разработка по теме «Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов» составлена в соответствии с требованиями Госстандарта. Она предназначена для преподавателей русского языка для проведения занятия по русскому языку на I курсе всех отделений.  Методическая разработка состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала дан материал, раскрывающий характерные особенности фразеологического оборота, чтобы научить студентов отличать его от свободного сочетания ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по русскому языку Фразеологизмы.Методическая разработка по русскому языку Фразеологизмы.Методическая разработка по русскому языку Фразеологизмы.Методическая разработка по русскому языку Фразеологизмы.Методическая разработка по русскому языку Фразеологизмы.

Составлена в соответствии с примерной программой министерства Образования РФ обязательным минимумом содержания образования для специальности 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика.



ОДОБРЕНА на заседании ЦМК №1

ГОУ СПО Медицинского училища №4

ПРОТОКОЛ №___________

От «__»____________2011 Председатель ЦМК

Девятовская Л.Ю.





УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического Совета ГОУ СПО Медицинского училища №4



Протокол №_________



От «___»___________ 2011

СОСТАВИТЕЛЬ: Каргинова И.А. - преподаватель литературы,

русского языка ГОУ СПО МУ№ 4

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Горбачева Т.В. - методист Центра ППК и ПО

ЛежанковаЛ.М. - преподаватель русского языка и культуры речи первой квалификационной категории ГОУ СПО МУ №4



Содержание методической разработки


Раздел

Страницы

1.

Пояснительная записка

4

2.

Методический блок

5

3.

Информационный блок

9

4.

Литература

23

5.

Приложения

25







Пояснительная записка

Методическая разработка по теме «Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов» составлена в соответствии с требованиями Госстандарта. Она предназначена для преподавателей русского языка для проведения занятия по русскому языку на I курсе всех отделений.

Методическая разработка состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала дан материал, раскрывающий характерные особенности фразеологического оборота, чтобы научить студентов отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Большое внимание уделено составу и значению фразеологизмов, их синонимическим и антонимическим возможностям, стилистической окраске, сочетаемости с другими словами.

Важная роль отводится дидактическому материалу. Особое внимание следует уделить подбору заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению студентов собственных высказываний. Данная работа должна вестись не как слепое следование образцам, а как осмысленное изучение особенностей фразеологизмов.

В процессе работы студенты ориентированы на самостоятельную подготовку к занятиям.

Студенты должны самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, находить необходимый теоретический материал, доказывать свою точку зрения. Они должны понимать значение фразеологизмов, уметь их объяснять и употреблять в речи.

Данное занятие рассчитано на то, чтобы заинтересовать студентов, показать им возможности языка, о которых они порой даже не задумываются.

Методическая разработка включает теоретический материал, исследовательскую работу, дидактическую игру, творческое задание, входной и выходной контроль.

При работе на занятии по данной теме используется презентация, которая прилагается к данной методической разработке.












Тема занятия

«Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов»

Актуальность темы

Данная тема является одной из ключевых при изучении лексики и фразеологии.

"Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск". Поэтому знание фразеологии - необходимое условие глубокого овладения родным языком. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

Необходимо сформировать у студентов представление о фразеологизмах, научить их различать в тексте, находить в предложениях, грамотно использовать в устной речи.

Необходимо обратить внимание студентов на место и роль фразеологических сочетаний в языке. Подобные навыки помогут студентам грамотно и логически выстраивать высказывания.

Конечные цели обучения

Студент должен уметь:

  • грамотно употреблять фразеологические обороты в устной и письменной речи;

  • находить в тексте и определять синтаксическую функцию, значение и функционально - стилевую принадлежность фразеологизмов.

Студент должен знать:

  • определение фразеологизмов;

  • значение распространенных фразеологизмов;

  • происхождение фразеологизмов;

  • отличие фразеологизма от слова;

  • фразеологические нормы русского языка.

Цели воспитания

  • способствовать воспитанию уважения и интереса к русскому языку, развивать грамотность;

  • развивать эрудицию и высокий культурный уровень;

  • формировать навыки творческой работы со словом, книгой;

  • воспитывать нравственно этические принципы.

Рекомендации к поведению обучаемого

Необходимо

  • концентрация внимания на прочтении и анализе предложения (текста, слова);

  • усидчивость, самоконтроль и самооценка;

  • умение соотнести теоритические знания с практическими заданиями;

  • последовательность в выполнении задания (слушание, прочтение, запись, разбор, расстановка знаков препинания, проверка)

Методические рекомендации к самостоятельной работе

  • прочтите предложный материал;

  • Ответьте на вопросы самоконтроля;

  • Ответьте на вопросы тестового контроля;

  • Проверьте правильность выполнения задания по ответам (ключам).






Мотивация занятия

В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека, способного жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, без знания русского языка. Освоение основ русского языка дает студентам возможность приобщиться к источнику информации о современном мире и языку, как средству межкультурного и межнационального общения, а также обеспечивает расширение кругозора, совершенствует общую и речевую культуру, корректирует личностную и профессиональную ориентацию. Но в рамках занятия нельзя решить весь разнообразный спектр задач, стоящих перед студентом и преподавателем, особенно если речь идет об изучении языка, в условиях, когда количество часов ограничено. В таком случае большое значение должно быть уделено повышению мотивации студентов и формированию устойчивого интереса к культуре изучаемого языка, а также стремлению к саморазвитию и к самосовершенствованию.

Таким образом, необходимо заинтересовать студентов и обеспечить им максимальное эффективное овладение темы.

Структура занятия

Содержание

Время

1.

Организационный момент (вступительное слово преподавателя, заполнение журн

ла, объявление темы занятия).

5 мин.

2.

Повторение изученного:

  • Беседа с группой;

  • Устное наблюдение;

  • исследовательская работа студентов;

  • Работа студента с фразеологическим словарем;

  • Наблюдение по картинкам;

  • Дополнительная информация;

  • Творч

  • ский поиск.

40 мин.

3.

Закрепление:

  • Работа по рисункам;

  • Дидактическая игра;

  • Отработка навыка;

  • Творческое задание;

  • Дидактическая игра.

38 мин.

4.

Выводы. Итоги занятия.

5 мин.

5.

Домашнее задание.

2 мин.

Итого

90 минут










Цели занятия


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов»

Цель:

  • научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами, как в устной, так и в письменной речи, так как умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

ЗАДАЧИ:

  • пробудить интерес студентов к фразеологии;

  • научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

  • распознавать фразеологизмы в тексте;

  • усваивать смысловые значения фразеологизмов;

  • отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;

  • обогатить фразеологический запас студентов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Целевая установка.

  2. Повторение сведений известных студентам:

  • Страницы истории;

  • Устное наблюдение;

  • Отработка навыка, исследовательская работ студентов;

  • Работа с фразеологическим словарем;

  • Наблюдение;

  • Дополнительная информация;

  • Творческий поиск.

  1. Закрепление:

  • Работа по рисункам;

  • Дидактическая игра;

  • Отработка навыка, творческое задание

  • Дидактическая игра;

  • Тест.

  1. Итоги занятия.

  2. Домашнее задание.

ХОД занятия


  1. Организационный момент



  1. Повторение изученного.

Беседа с группой.

1-й вопрос: что вы знаете о фразеологии?

Фразеология - это наука, которая изучает фразеологизмы.

2-й вопрос: что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца.

3-й вопрос: каким членом предложения является фразеологизм?

- Посмотрим подсказку на слайде. Слайд №2.:

Теперь мы можем продолжить изучение этого занимательного раздела языкознания - Фразеология и нас приветствует очень добрый фразеологизм. Какой!? Добро пожаловать!

Появляется надпись "Добро пожаловать!" Слайд №3

1. Страницы истории:

- Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания "фразесами", "российскими пословиями", предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке - фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Слайд №4

2. Устное наблюдение

Иногда вам непонятны выражения. Потому что вы не знаете, как рождаются фразеологизмы. Вот послушайте мой рассказ.

Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Существуют, например, слова вода, на, сливаются и фразеологизм "водой не разольёшь". Так из слов, точнее из сочетаний, рождается большинство фразеологизмов. Во фразеологизмах слова теряют прежние значения

3. Отработка навыка: исследовательская работа студентов.

"Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится" - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставши крылатой фразой, имеет своё основание, часто - в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

- Вам хочется узнать, откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим "рог изобилия", "бить баклуши", "крокодиловы слёзы"? Давайте послушаем сообщения, которые подготовили студенты, получившие индивидуальные задания на прошлом занятии.

Студенты к занятию должны подготовить сообщения о происхождении фразеологических оборотов, используя разные словари и пособия.

Рог изобилия. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был

вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.

Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение "бить баклуши" превратилось во фразеологизм.

Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.

4. Отработка навыка: работа студентов с фразеологическим словарем.

О значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов, давайте поработаем с ним. Найдите в словаре о происхождении фразеологизмов:

Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.

Канитель тянуть. В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить: канитель тянуть, т.е. медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка - одного корня с проволокой, которую приходилось очень долго волочить, тянуть.

Заварить кашу. В наши дни каша - только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне. От этих хлопотливых "каш", в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.

На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: "на воре шапка горит!" Один человек невольно схватился за голову. Он то и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.

5. Наблюдение по картинкам.

На картинках художник изобразил фразеологизмы, давайте попробуем определить их значение и запишем их в тетрадь. Слайд №5, 6

Денег куры не клюют - в достаточном количестве.

Жить припеваючи - хорошо.

Глаза разбегаются - нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений.

Клевать носом - дремать.

Без сучка без задоринки - добросовестно, четко, аккуратно.

Влюбиться по уши - очень, сильно.

Ехать зайцем - без билета, без оплаты.

Браться за ум - становиться рассудительнее, благоразумнее.

6. Дополнительная информация.

- А как появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу?

- Оказывается, они не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как к обозначению части лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения:

показать нос

натянуть нос

водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить)

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой (тем самым нос - от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

7. Отработка навык: творческий поиск.

- Попробуйте записать как можно больше устойчивых сочетаний со словами:

голова, нос, язык

- Запишем примеры в тетрадь Слайд №7

3. Закрепление

1. Работа по рисункам

- Назовите фразеологизмы, которые изображены на рисунках Слайд № 8, 9

- Объясните, когда эти фразеологизмы употребляются в речи.

(Студенты знакомятся с шуточными рисунками и разгадывают, какие же фразеологизмы нарисованы на них, объясняют их употребление в речи)

На рисунках фразеологизмы:

крокодиловы слёзы

сесть в калошу

взять быка за рога

кот наплакал,

как собаке пятая нога,

спустя рукава

как с гуся вода

черепашьим шагом

как рыба в воде

покупать кота в мешке

медведь на ухо наступил

как корова языком слизнула

тянуть кота за хвост.

- А теперь вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам будут иллюстрации

Слайд №10

2. Дидактическая игра

Отгадать загадки. Слайд №11

1. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

2. Выполняется быстро, ловко, хорошо.

3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения

4. Очень темно, совершенно ничего не видно.

5. Оказаться в неловком, глупом положении.

6. Молчать, не говорить лишнего.

7. Выполнять обещание.

8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.

9. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

10. Его вешают, приходя в уныние.

11. Не цветы, а вянут.

Ответы:

1. Медведь на ухо наступил.

2. Горит в руках.

3. Семь пятниц на неделе.

4. Ни зги не видно.

5. Сесть в калошу.

6. Будто муху проглотил.

7. Дать зарок.

8. Открывать Америку.

9. Мухи не обидит.

10. Вешать нос.

11. Уши вянут.

3. Отработка навыка

- Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните, что они обозначают. Слайд №12,13.

Письмо под диктовку.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.

"Вот пустомеля, - возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.

4. Творческое задание

- Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми словами и выражениями.) Закончите начатые пословицы:

Любишь кататься - ... . Тише едешь - ... . Лучше синица в руках, чем ... . Кончил дело - ... . Не спеши языком, ... . На вкус и цвет ... . Готовь сани летом, а ... .

(люби и саночки возить; дальше будешь; журавль в небе; гуляй смело; торопись делом; товарища нет; телегу зимой.) Слайд №14

5. Дидактическая игра "Лото".

Слайд№15

В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, различных по своему звучанию, но близких по значению. Мы поиграем с вами в лото. Для игры приготовлены в 1 ряду фразеологизмы, во 2 ряду - тоже фразеологизмы, но фразеологизмы-синонимы. Ваша задача к данным фразеологизмам подобрать соответствующие фразеологические синонимы. (Преподаватель произносит фразеологизмы 1 ряда, студенты называют синонимичный фразеологизм из 2 ряда).

Выигрывает тот, кто больше всех назовет синтаксических фразеологизмов и по требованию преподавателя сумеет объяснить значения некоторых из них. За каждый правильный ответ дается балл.

1. Без сучка и задоринки. 2. Валится из рук. 3. Важная птица.4.. Души не чаять. 5. Заваривать кашу. 6. Вдоль и поперёк. 7. Бьюсь об заклад. 8. Выйти в свет. 9. Глазом не моргнёт. 10. Лицом к лицу. 11. Считать ворон. 12. Каши просят. 13. Море по колено. 14. Молоко на губах не обсохло. 15. На краю пропасти. 16. Падать духом. 17.. Руки в брюки. 18. Тёртый калач. 19. Хоть лопатой греби. 20. Утереть нос. 21. Терять голову.

2. Как по маслу. 2. Руки опускаются. 3. Птица высокого полёта. 4. Сходить с ума. 5. Огород городить. 6. Как свои пять пальцев. 7. Держать пари. 8. Увидеть свет. 9. Рука не дрогнет. 10. Сойти со сцены. 11. Глаза в глаза. 12... Сидеть сложа руки. 13. Разевают рот. 14. 19. Трын-трава. 15. Нос не дорос. 16. На краю гибели. 17. Вешать нос. 18. Шалтай-болтай. 19. Непочатый край. 20. Заткнуть за пояс. 21. Сбиваться с толку.

Подсчитаем заработанные баллы.

Выводы

Слайд №16

-- Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?

- Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?

- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

- Какова роль фразеологизмов в языке?

6. Тест

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев);

б) Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух);

в) Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов);

г) Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой);

д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен);

е) Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиицкий).

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху, ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов);

б) И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок);

в) С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар);

г) Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев);

д) Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский);

е) Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ III

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский);

б) Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев);

в) Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин);

г) И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров);

д) Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов);

е) Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать, где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу.

5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов лево¬го и правого столбиков:

а) задать перцу;

б) курить фимиам;

в) идти ва-банк;

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур¬ного происхождения:

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа; в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.



4. Итоги занятия

- Мы с вами убедились, что наука Фразеология очень богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты - мудрость русского народа. А вот послушайте, как об этом же, но только в стихах сказала поэтесса Мария Комисарова: Слайд №17

Народ - властитель тайны слова

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

Он создал чудо тени, света,

И звука взлёт, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета,

В нём звёзды вечности горят.

Народ - певец, ваятель, воин,

И в безмятежности своей

Бессмертия он удостоен

Одной с ним жизнью жить умей. Слайд №18

- Вот и закончилось наше занятие. Говорят, конец - делу венец. И хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

Наш язык - это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами.

5. Домашнее задание

Слайд №19

  1. Написать сочинение - рассказ, используя фразеологизмы.

  2. Выписать значение фразеологизмов:

авгиевы конюшни, ахиллесова пята, вавилонское столпотворение, держать в ежовых рукавицах, блудный сын.











Требования к уровню знаний,

умений и навыков студентов

В результате изучения данной темы студенты должны

ЗНАТЬ:

  • основные сведения о фразеологизмах: отличие фразеологического оборота от свободного сочетания слов, основные признаки фразеологизмов, источники фразеологизмов;

  • многозначность, синонимию и антонимию в кругу фразеологических оборотов;

  • группы фразеологизмов по значению;

  • грамматическое строение фразеологических оборотов;

  • происхождение фразеологизмов современного русского языка.

УМЕТЬ:

  • пользоваться фразеологическим богатством русского языка;

  • пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;

  • конспектировать лекцию;

  • выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;

  • редактировать текст;

  • делать сообщение по заданной теме;

  • применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

























Список литературы

Словари:

  1. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся - М.: Просвещение, 2-е изд., 1989.

  2. Русский словарь крылатых фраз - М.: ЮНВЕС, 2001.

  3. Фразеологический словарь русского языка /под ред. А. И. Молоткова - М.: Просвещение, 4-е изд., 1986.

  4. Фразеологический словарь русского языка для школьников /авт.-сост. М. А. Котова - М.: РИПОЛ классик, 2005.

  5. Фразеологический словарь: серия "Энциклопедия русского языка" - М.: ООО "Мир книги", 2003.

  6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /сост. М. В. Панов - М.: Педагогика, 1984.

  7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь /под ред. В. Н. Ярцева - М.: Российская энциклопедия, 1998.

Для преподавателя:

  1. Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация - М.: Просвещение, 1979.

  2. Баранникова Л. И. Основные сведения о языке - М.: Просвещение, 1982.

  3. Головин Б. Н. Введение в языкознание - М.: Высшая школа, 1977.

  4. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой - М.: Просвещение, 1988.

  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка - М.: Просвещение, 1993.

  6. Кондрашов Н. А. Основные вопросы русского языка - М.: Просвещение, 1985.

  7. Современный русский литературный язык /под ред. П. А. Леканта - М.: Высшая школа, 1996.

Для студентов:

  1. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык: справочные материалы - М.: Просвещение, 1993.

  2. Вартаньян Э. А. Из жизни слов - М.: Детгиз, 1960.

  3. Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово: факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка" - М.: Просвещение, 1983.

  4. Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи - М.: Знание, 1987.

  5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения - М.: Махаон, 2005.

  6. Справочник школьника по русскому языку: 5 - 11 классы /под ред. П. А. Леканта - М.: Дрофа, 1996.

























Диск с презентацией к данному занятию



Блок для самостоятельной работы студентов

Вопросы и ответы по теме:

Кого по осени считают?
Правильный ответ: Цыплят

Где обычно советуют искать ветра?
Правильный ответ: В поле

Каково количество пядей во лбу у умника?
Правильный ответ: 7

К кому обычно призывают вернуться?
Правильный ответ: К нашим баранам

С чем обычно бывает кровь у здоровяков?
Правильный ответ: С молоком

Что обычно выкидывают оригиналы?
Правильный ответ: Коленце

В чем иногда пытаются носить воду?
Правильный ответ: В решете

Кто на безрыбье может стать рыбой?
Правильный ответ: Рак

Каким бывает сезон?
Правильный ответ: Бархатным

Где раздается глас вопиющего?
Правильный ответ: В пустыне



ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев);

б) Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух);

в) Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов);

г) Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой);

д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен);

е) Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиицкий).

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху, ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.



ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов);

б) И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок);

в) С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар);

г) Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев);

д) Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский);

е) Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ III

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский);

б) Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев);

в) Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин);

г) И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров);

д) Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов);

е) Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать, где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу.

5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов лево¬го и правого столбиков:

а) задать перцу;

б) курить фимиам;

в) идти ва-банк;

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур¬ного происхождения:

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа; в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.




Эталоны ответов

ВАРИАНТ I

  1. А

  2. А, в, д

  3. В, д

  4. А-ж, б-д

  5. А-д, б-з

  6. 1-а, 2-г, 3-в,4-б

ВАРИАНТ II

  1. Б

  2. Б, г, е

  3. Г, е

  4. А-е, б-з, в-ж, г-д

  5. А-ж, б-е, в-д

  6. 1-б, 2-г, 3-в, 4-а

ВАРИАНТ III

  1. Б

  2. 2 б, е

  3. Г,е

  4. А-е, б-з, г-ж

  5. А-ж, б-з, в-д, г-е

  6. 1-г, 2-а. 3-б, 4-в


















ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

( ГОУ СПО МУ №4)







(для преподавателя)

для специальностей: 060501 Сестринское дело,

060604 Лабораторная диагностика



Дисциплина: Русский язык


Тема:

«Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов»






москва

2011

Рецензия

На методическую разработку (для преподавателей) для специальностей: 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика по русскому языку «Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов», составленную преподавателем русского языка и литературы ГОУ СПО Медицинского училища №4 Каргиновой И.А.

Методическая разработка преподавателя русского языка Каргиновой И.А. по теме: «Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов» написана для преподавателей.

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой.

Интересные сообщения о происхождениях фразеологизмов, способ подачи материала делают занятие не только информационным, но и зрелищным. Следует отметить, что преподавателем проведена большая работа по отбору и систематизации материала. В методической разработке строго соблюдены все разделы. Есть методический и информационный блоки. Методический блок включает в себя представления, знания, умения, навыки, которые должен приобрести студент в процессе занятия. Существует раздел методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов. В разработке указаны цели, задачи, план открытого занятия. Знание этой темы поможет при изучении других предметов гуманитарного цикла. Данная разработка может быть рекомендована для преподавателей русского языка других медицинских училищ.


Рецензент:

методист Центра ППК и ПО ____________________________

Горбачева Т.В.



Рецензия

На методическое пособие для специальностей: 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика по литературе «Жизнь и творчество Александра Блока и Бориса Пастернака», составленное преподавателем русского языка и литературы ГОУ СПО Медицинского училища №4 Каргиновой И.А.

Методическое пособие преподавателя литературы Каргиновой И.А. по теме: «Жизнь и творчество Александра Блока и Бориса Пастернака» написано для преподавателей.

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой.

В методическом пособии отражены основные цели изучения по теме. Интересные сообщения о жизни и творчестве этих двух авторов, способ подачи материала делают занятие не только информационным, но и зрелищным. Следует отметить, что преподавателем проведена большая работа по отбору и систематизации материала. В методическом пособии строго соблюдены все разделы. Есть методический и информационный блоки. Методический блок включает в себя представления, знания, умения, навыки, которые должен приобрести студент в процессе занятия. В методическом пособии разработано открытое занятие, включающее цели, план, сопоставительные анализы стихотворений.

Для понимания многих процессов, имевших место на рубеже веков, необходимо иметь представление о творчестве А. Блока и Б. Пастернака и увидеть переломный момент истории через поэтическое, иногда субъективное восприятие. Знание данной темы поможет при изучении других предметов гуманитарного цикла. Данное пособие может быть рекомендовано для преподавателей литературы других медицинских училищ.


Рецензент:

методист Центра ППК и ПО ____________________________

Горбачева Т.В.


© 2010-2022