Дидактические игры на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры

Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания.

Ф.И.Буслаев

Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Игра - творчество, игра- труд. В процессе игры начинают мыслить самостоятельно, у них развивается внимание, стремление к знаниям. Во время игры они учатся ,запоминают новое ,пополняя свой запас слов. Цель игры - помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. При их использовании решаются и воспитательные задачи - развитие терпения и терпимости, формирование аккуратности, умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе - развитие умения работать сообща, терпимо относясь к критике в свой адрес. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести свою команду. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает работоспособность. В младшем школьном возрасте пробудить интерес к русскому языку можно если систематический накапливать увлекательный материал, способный привлечь внимание ученика. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Игровые моменты могут возникать практический на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. Особенно часто на уроках я применяю игры на этапах повторения и закрепления. Например, игра

« Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекцию

  • Разъяренная вьюга замела тропинки.

Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения:

  • Начальный момент спортивного состязания по преодолению, какого - либо расстояния на скорость (Старт)

  • Красная строка, отступ в начале строки (Абзац)

  • Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)

  • Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот)

  • Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай)

Игра «Светофор»

Красная карточка - целые числительные, зеленая -дробные, желтая - собирательные.

  1. Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг втаскивают в нее француза и запирают дверь на ключ.

  2. Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать суток.

  3. Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков

  4. Двенадцать лет не видел Владимир Дубровский своей родины.

  5. Шофер смог взять только три четверти тонны груза.

  6. Петя весь горел. Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.

Игра «Кто быстрее?»

В словах замените глухие согласные парными звонкими. Полученные слова напишите.

Кот (год)

Лук (луг)

Туп (дуб)

Игра «Подбери слово»

….чка ….чка ..чка

...чка ..чка ..чка

...чка ..чка ..чка

(белочка, спичка, птичка, булочка, дочка, ночка, речка, точка, почка).

Игра «Сквозная буква»

Подберите слова и запишите в клетки , так чтобы в первом квадрате совпадали 2, 3, 4 буквы. В втором 1, 2, 3 буквы.

1 ряд 2 ряд

д

о

ч

к

а

т

о

ч

к

а

п

о

ч

к

а

н

о

ч

к

а

с

т

о

г

с

т

о

л

с

т

о

п

с

т

о

н




Игра « Чей ряд лучше?»

На доске написаны слова с пропущенными буквами. Учитель показывает слово, учащиеся поднимают карточку с той буквой, которая пропущена в слове.

К..вёр, с..довник, ж..ра, зв..нок, д..ска, л..пата, м..лыш, дв..р, к..силка, б..льшой, н..га, кр..савица, п..стух, м..шкара.

Кроссворд

Заполни клетки словами с корнем: дом

1






2






3







4








5












Подсказки.

1. Мы построили …

2. На берегу стоит маленький …

3. Дом большого размера - …

4. В доме водится …

5. Женщина, выполняющая у кого- то домашнюю работу …

Кроссворд «Наречие»















































1. Птицы летели …

2. Он писал …

3. Приезжал он к нам …

4. Двигались они …

5. В классе было …

6. Говорил он …

7. Всё выглядело …

Кроссворд «Лесенка»



я


б


л


о


ч

н

ы

й

1. Личное местоимение.

2. Приставка в слове обгорать.

3. То, чем пишут на доске.

4. Не город, а …

5. Клеющая лента.

6. Настольная игра.

7. Антоним к слову больной



























Кроссворд «Лексика»

1. Оружие для метания стрел, в виде гибкой дуги

2. Пушной зверь.

3. Ящик для хранения денег.

4. Произведение с вымышленными лицами.

5. Крупная домашняя птица.

6. Сладкое густое кушанье.

7. Дедушка по-казахски.








4




3




2





л

а

г

о

л



















Кроссворд «Глагол»

1. Часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Что изучает лексика?

3. Летний месяц.

4. Место, где учатся дети.

Игра «Подбери антонимы»

День (ночь)

Друг (враг)

Начало (конец)

Веселый (грустный)

Далекий (близкий)

Веселый (грустный)

Приезжать (уезжать)

Говорить (молчать)

Побеждает тот, кто быстрее и лучше их выполнит.

Игра « Найдем слова»


т

к

а




т

к

а




т

к

а




т

к

а



ч

к

а



ч

к

а



ч

к

а






ч

к

а

Где спряталось слово?



ч

к

а




ч

к

а




ч

к

а





ч

к

а

Игра «Подбери антонимы»

Разлука (встреча)

Радость (грусть)

Тишина (шум)

Сухой (мокрый)

Богатый (бедный)

Труд (лень)

Жара (мороз)

Храбрый (трусливый)

Игра «Назови пару»

Мама (папа)

Брат (сестра)

Ученик (ученица)

Школьник (школьница)

Учитель (учительница)

Кот (кошка)

Медведь (медведица)

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Лаю (юла)

Насос (сосна)

Навес (весна)

Камыш (мышка)

Качай (чайка)

Рано (нора)

Наши (шина)

Игра « Путанница»

Расшифруйте слова.

ТОНКАР, КЕЛИВАС, КАНКАП, ТИНАКАР, СТОКВО, ЗАРО, ГАЗМАИН, РАДЬТЕТ, ТАПУСКА, ГАРОДО.

(картон, василек, капкан, картина, восток, роза, магазин, тетрадь, капуста, дорога)

Игра « Кто больше ?»

Составить как можно больше слов, имен существительных из букв, образующих какое - либо слово.

Например:

Поздравление - пол, зал, вал, пение.

Фотография - тир, гора.

Игра « Эстафета»

Каждый ученик пишет на листе бумаги три буквы алфавита и передаёт сидящему за ним ученику. Каждый ряд имеет свой лист. Выигрывает тот ряд, который первый закончит работу.

Игра « Кто больше подберёт слов ?»

Учитель называет глагол в неопределённой форме. Учащиеся самостоятельно подбирают и записывают глаголы с приставками.

Например: писать, дописать, приписать, списать.

Игра « Кто наблюдательнее ?»

Класс делится на группы. Ведущий ученик показывает картину. Побеждает та группа, которая назовет больше предметов (существительных).

Игра « Будь внимательным»

Учитель называет буквы.Учащиеся однимают полоску определенного цвета.

Например, синюю, если согласная, красную - гласная

Игра «Кто быстрее?»

  1. Угадай слово

..сс.

...сс

..сс…

..сс.

..сс…

..сс….



© 2010-2022