- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русского языка на тему Смысловые частицы (7 класс)
Разработка урока русского языка на тему Смысловые частицы (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасенко А.С. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тарасенко Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Илекская средняя общеобразовательная школа № 2
Илекского района, Оренбургской области
17.03.2015
Урок 50
Тема урока: Смысловые частицы
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока:
- знакомство с понятием «Смысловые частицы».
Задачи урока:
Образовательная:
- показать богатство оттенков значений смысловых частиц;
- совершенствовать умение определять роль смысловых частиц в предложении и тексте.
Развивающая:
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать чувство патриотизма;
- формировать нравственные ценности в процессе работы с художественным текстом.
Методы обучения:
- репродуктивный.
- проблемный.
- частично-поисковый.
Оборудование:
- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибиреева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 304 с.: ил. - (Инновационная школа).
- мультимедийный проектор.
Дополнительный материал к уроку:
- карточки с заданиями; текст для анализа.
- презентация к уроку.
- карточки для рефлексии.
- медали трех видов.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Подготовьте все необходимое к уроку. Тихо садитесь.
II. Вводно-мотивационный этап
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое событие, которое мы будем праздновать в мае, заставляет нас переживать, волноваться, не отходить от экранов телевизоров? (70-летие Победы в Великой Отечественной войне)
- Сегодня на уроке мы поговорим не только о премудростях русского языка, но и об этом Великом событии. Мы будем работать как самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобится и ваша помощь.
Работа с текстом. Слайд 2
- Ребята, у вас на рабочих местах и на слайде прописан текст. (У каждого ученика текст на парте).
Задание: Прочитайте текст и подумайте, какова тема текста?
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были отнюдь не тетради, а только бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому вряд ли понимали истинной ценности простых вещей, которым даже не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Все-таки война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать уже не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Лишь те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
(По Ю. Бондареву)
Тема текста - война в жизни детей
- Какова основная мысль текста?
- Какой частью речи являются выделенные слова? (Частицы).
- Сегодня мы продолжим изучение служебных частей речи, а именно частиц, и познакомимся с разрядом, который имеет общее название - смысловые частицы.
- Что вы можете сказать о частицах? (неизменяемое слово, не является самостоятельным членом предложения. Некоторые частицы входят в состав членов предложения, уточняют их значение).
- Какие разряды частиц по составу вам известны?
- простые (состоят из одного слова): бы, ли, же, вот, как, ведь и другие.
- сложные (пишутся через дефис): ну-ка, точь-в-точь, все-таки и другие.
- составные (состоят из двух или более отдельных слов): вот те на, как раз, отнюдь не, как не и другие.
- Ребята! посмотрите внимательно на предложения. Я предлагаю вам, сравнить их.
Слайд3
Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах…
Перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты.
Война наполнила их душевный опыт до предела.
Они сидели далеко не за партами, а в мёрзлых окопах…
Перед ними были отнюдь не тетради, а только бронебойные снаряды и пулемётные ленты.
Все-таки война наполнила их душевный опыт до предела.
- Что между ними общего? Чем они отличаются?
- Почему изменился смысл предложений?
- Слова, благодаря которым изменился смысл предложений, являются смысловыми частицами. Они вносят в предложение различные оттенки значения. Все они представлены в таблице на странице 235.
III. Целеполагание
- Прежде чем рассмотреть таблицу давайте сформулируем цель урока, используя опорные слова: Слайд 4
- познакомиться (с понятием «Смысловые частицы).
- совершенствовать (умение находить смысловые частицы в предложении).
IV. Изучение нового материала
- Ребята, давай обратимся к таблице на странице 235. В ней представлены разряды смысловых частиц по значению. Слайд 5
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока.
- Ребята, давайте запишем в тетради определение смысловых частиц.
Смысловые частицы - частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, выражают чувства и отношение говорящего.
V. Осмысление полученных знаний и применение их на практике
(Раздаются карточки с заданиями, которые также проецируются на экран).
1. Взаимопроверка.
Пользуясь таблицей, выпишите из предложений смысловые частицы, укажите их значение - 5 мин.
Критерии оценивания: Слайд 6
+ - выписали смысловую частицу, указали разряд.
- - выписали смысловую частицу, не указали разряд.
Оценка «5» - 7 правильных ответов
Оценка «4» - 6 правильных ответов
Оценка «3» - 5-4 правильных ответов
Оценка «2» - 3 и менее правильных ответов
1. Мы лишь мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности
2. За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, едва ли мы не утратили в себе прежний мир юности.
3. Все-таки мы узнали, что мир и прочен, и зыбок.
Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка.
4. Мы точно ненавидели солнце - оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею самолетов.
5. Просто солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.
6. Неужели кто-то мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?
7. Война точно была жестокой и грубой школой.
Ответ: Слайд 7
1. Лишь - выделительно-ограничительная частица
2. Едва ли - частица выражающая сомнение
3. Все-таки - усилительная частица
Не - отрицательная частица
4. Точно - утвердительная частица
5. Просто - усилительная частица
6. Неужели - вопросительная частица
7. Точно - утвердительная частица
- Ребята, обратитесь, пожалуйста, к листам самооценки. Заполните их, указав свои фамилию, имя. Внесите в листы полученный результат в виде оценок.
2. «Третий лишний». Работа у доски 2 человека.
Найдите в каждой строчке лишнюю частицу и составьте с ней предложение - 5 мин. Слайд 8
1. Разве, неужели, как (восклицание).
2. Даже, же, ли (вопрос).
3. Вот, вон, вряд ли (сомнение).
4. Почти, всё-таки (усиление), только.
По ходу работы верные ответы озвучиваются и комментируются учениками. Затем они самостоятельно составляют предложения. После выполнения задания 2 ученика зачитывают свои предложения.
Физкультминутка.
3.Творческое задание. Работа в парах
- Ребята, теперь поработаем в парах. У вас на рабочем месте находятся перфокарты.
Ваша задача, работая в паре, включить в некоторые предложения текста подходящие смысловые частицы. Для удобства используйте слова для справок. - 8 мин.
… Великую Победу одержал наш народ в годы войны 1941 -1945 годов. Нет в России семьи, которую … война обошла стороной. Кто потерял сына. Кто отца или мать, кто сестру или брата, друга. … в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений и поздравляют тех, кто прошел войну, кто … после войны налаживал мирную жизнь. Идет время, к сожалению все меньше остается ветеранов. Поэтому мы с вами должны знать, помнить о войне.
Слова для справок: все-таки, вряд ли, именно, уже.
4. Проверочная работа.
На данном этапе урока проводится разноуровневая диагностика, позволяющая определить степень усвоения учащимися темы: «Смысловые частицы».
Ребята, перед вами находятся разноцветные карточки с заданиями разного уровня. Ваша задача, выбрать то задание того уровня, который вы способны выполнить.
Красная карточка 1 уровень сложности.
Ученик получает отрывок из текста художественного произведения, в котором все имеющиеся частицы уже выделены. Задача ученика: указать значение выделенных частиц. Максимальная оценка за выполнение этого задания: «3 балла».
Именно после войны в Москве был парад исключительно победителей. Воины принесли на Красную площадь свои знамёна и знамёна, как раз отнятые у фашистов.
Все-таки Красные знамёна были подняты над полками в знак славы. Знамёна с чёрными крестами были брошены на землю - лишь в знак позора.
Голубая карточка 2 уровень сложности.
Ученик получает отрывок из текста художественного произведения, в котором он самостоятельно находит все частицы, выписывает, определяет их состав: простые, сложные, составные. Максимальная оценка за выполнение этого задания: «4 балла».
Именно после войны в Москве был парад исключительно победителей. Воины принесли на Красную площадь свои знамёна и знамёна, как раз отнятые у фашистов.
Все-таки Красные знамёна были подняты над полками в знак славы. Знамёна с чёрными крестами были брошены на землю - лишь в знак позора.
Розовая карточка 3 уровень сложности.
Ученик получает отрывок из текста художественного произведения, в котором он самостоятельно находит все частицы, выписывает, определяет также их состав: простые, сложные, составные. Кроме того, ученик должен указать значение всех смысловых частиц: усилительные, уточняющие и т.д. Максимальная оценка за выполнение этого задания: «5 баллов».
Именно после войны в Москве был парад исключительно победителей. Воины принесли на Красную площадь свои знамёна и знамёна, как раз отнятые у фашистов.
Все-таки Красные знамёна были подняты над полками в знак славы. Знамёна с чёрными крестами были брошены на землю - лишь в знак позора.
Критерии оценивания: Слайд 9
1 уровень сложности.
+ - выписали смысловую частицу, указали значение.
- - выписали смысловую частицу, не указали значение.
Оценка «3» - 5 правильных ответов
Оценка «2» - 4 и менее правильных ответа
2 уровень сложности.
+ - выписали смысловую частицу, определили состав.
- - выписали смысловую частицу, не определили состав.
Оценка «4» - 5 правильных ответов
Оценка «3» - 4 правильных ответа
Оценка «2» - 3 и менее правильных ответов
3 уровень сложности.
+ - выписали смысловую частицу, определили состав, указали значение
- - выписали смысловую частицу, определили состав, не указали значение
Оценка «5» - 5 правильных ответов
Оценка «4» - 4 правильных ответа
Оценка «3» - 3 правильных ответа
Оценка «2» - 2 и менее правильных ответов
Ответы: Слайд 10
Красная карточка 1 уровень сложности.
именно - определительно-уточняющая частица
исключительно - выделительно-ограничительная частица
как раз - определительно-уточняющая частица
все-таки - усилительная частица
лишь - выделительно-ограничительная частица
Голубая карточка 2 уровень сложности.
именно - простая частица
исключительно - простая частица
как раз - составная частица
все-таки - сложная частица
лишь - простая частица
Розовая карточка 3 уровень сложности.
именно - простая, определительно-уточняющая частица
исключительно - простая, выделительно-ограничительная частица
как раз - составная, определительно-уточняющая частица
все-таки - сложная, усилительная частица
лишь - простая, выделительно-ограничительная частица
- Ребята, обратитесь, пожалуйста, к листам самооценки. Внесите в них полученный результат в виде оценок.
Задания для самостоятельной работы.
(ответы даны на слайдах в презентации)
VI. Подведение итогов урока
- Ребята, урок подходит к концу. Считаю, что поставленными на данный урок задачами мы справились полностью.
- Скажите, пожалуйста, что такое смысловые частицы?
- Какие разряды смысловых частиц можно выделить, по возможности приведите примеры?
VII. Рефлексия Слайд 11
- Ребята, для того, чтобы определить продуктивность сегодняшнего урока, я предлагаю вам заполнить схему, которая дана на экране и в ваших листах самооценки:
Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________
Сегодня на уроке я научился… ____________________________________
Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________
Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________
Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________
VIII. Выставление оценок с комментированием
(Медали соответствуют оценкам).
- Ребята, я благодарю вас за хорошую, плодотворную работу. Оценки за урок получает весь класс по результатам выполнения заданий. Пожалуйста, поднимите руку те, у кого оценка «5», у кого «4», у кого «3».
IX. Домашнее задание (Слайд 12)
Страница 235-236 - учить разряды смысловых частиц.
Творческое домашнее задание (на выбор)
1. Сочинить сказку «Жила-была смысловая частица…».
2. Написать сочинение - рассуждение на тему «Важны ли смысловые частицы в нашей речи?».
11