Сборник диктантов по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Институт повышения квалификации и переподготовки

кадров системы образования г.Астаны






Сборник диктантов

на экологические темы по русскому языку

для 5 класса школ с казахским языком обучения



Сборник диктантов по русскому языку


г.АСТАНА


Управление образования

Институт повышения квалификации и переподготовки

кадров системы образования г.Астаны



Г. Т.Айжарыкова





Сборник диктантов

на экологические темы по русскому языку

для 5 класса школ с казахским языком обучения







г.АСТАНА

Рецензенты: Жапанова Маржан Еркеновна, доцент кафедры филологии ЕНУ

им. Л.Н.Гумилева, кандидат филологических наук.

Абилова Клара Булатовна, заместитель директора по учебно-методической работе ИПК и ПКСО, магистрант.


Айжарыкова Г.Т., средняя школа №8

Сборник экологических диктантов по русскому языку для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения




Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета учителей средней школы №8 , протокол № 3 от 03.11.2011года.



Рекомендовано решением Ученого совета ИПК и ПК СО г.Астаны , протокол №27 от 29.12.11 года.






Содержание


  1. Диктанты о птицах. Повторение и закрепление фонетики,

лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса…..стр 7-10


  1. Диктанты о лесах. Повторение и закрепление фонетики,

лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса…..стр 11-13


  1. Диктанты о временах года. Повторение и закрепление фонетики,

лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса……стр 13-23





Введение

Воспитание любви к родному краю, селу, родной культуре, родной речи, к природе, ко всему живому, которое нас окружает, - задача первостепенной важности в наше время, ибо ребенок, не познав окружающий нас мир, не полюбив его, не сможет сохранить и защитить окружающий нас мир.

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц. Человечество тратит миллиарды, чтобы сохранить окружающую нас природу. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды.

Для жизни человека не менее важно воспитание экологической культуры человека, под которой понимается его нравственное воспитание.

Цель экологического сборника диктантов - помочь учителям, работающим в среднем звене общеобразовательной школы с казахским языком обучения, в максимальной степени содействовать развитию

творческо- аналитических способностей учащихся, привить любовь к окружающей среде, призвать к сохранению и бережному отношению к экологии.

С учетом возрастных особенностей учащихся 5 классов, когда перед ними открываются новые предметы, активен интерес ко всему неизведанному. В данном сборнике собраны тексты о природе и окружающем нас мире, помогающие школьникам осмысливать и переживать то, что изображает автор, оценивать, соотносить все узнаваемое со своими представлениями и ценностями.

Диктанты оцениваются согласно «Нормам оценки диктантов, изложений и сочинений в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан».

Тексты сборника могут быть использованы в качестве дидактического материала на уроках русского языка как при организации тренировочной работыучащихся, так и при проведении промежуточного и заключительного контроля. Для этой цели составитель подобрал целый ряд диктантов обучающего характера , использование которых в ходе уроков позволит учителю разнообразить виды и формы работ над грамматическими , орфографическими и лексическими темами.

Тексты диктантов подобраны в соответствии с программой по русскому языку для 5 класса школ с казахским языком обучения. Каждый текст предусматривает употребление конкретных синтаксических конструкций.


Лексическая тема: «Птицы-наши друзья»

РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА"

Пеликан

Пеликана узнаешь сразу по большому мешку под клювом. Во время охоты птица набивает мешок рыбой до отказа, а потом съедает ее. Пеликаны не могут нырять. Рыбу ловят только на мелких местах. Иногда пеликаны перегораживают мелкую речку и идут навстречу друг другу. Так они сгоняют рыбу на мель. Пеликан вьет свое гнездо в труднодоступных болотистых местах. /56слов/

Грамматическое задание:

  1. В словах пеликан, мешок, рыбой подчеркните согласные звуки.

  2. Слова узнаешь, птица, нырять разделите на слоги.

Дятел


Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени лежат под деревьями.

Вот на стволе дерева уселся черный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен его стук.

Вертятся возле дятла синички, подбирают жучков, червячков.

Скоро наступит темная ночь.Замолкнут и заснут птицы и звери. /45 слов/

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркните звонкие согласные.

РАЗДЕЛ "СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Главный певец


Давно разливаются радостные песни жаворонков. Но главного певца русского леса еще нет. Соловей пока не прилетел.

Вот явилась серенькая птичка с умными черными глазками. Она совсем

невзрачная, ростом чуть больше воробья. И зазвучал настоящий гимн красавице весне. И нет в мире голоса богаче и красивее соловья. /49 слов/

Грамматическое задание:

  1. Разберите по составу слова зазвучала, радостные, голосистые.


Подружись с птицами.


Зима. Для птиц самое суровое время года. Белой скатертью покрыта земля. На скатерти видны следы. Это птицы ищут корм, но его трудно достать. Жаль голодных птиц. Пернатые ждут помощи от человека.

В лес пришли ребята. Они развесили кормушки и разложили корм.Птицы с радостью принимают помощь. /49 слов/

Грамматическое задание:

1. Разобрать по составу слова развесили,кормушки,пернатые.

Птичка-малиновка

Приехала Королевна во дворец. Выбежали к ней навстречу няньки и увели в расписные палаты. А птичка-малиновка порхнула в сад. Она выбрала дерево под окном королевниной спальни и начала петь . Королевна целую ночь и глаз не смыкала - всё слушала. /41 слов/

Грамматическое задание:

1. Разберите по составу слова: приехала, расписные, подхватили.

Полярная сова


Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Многие зайцы побывали в когтях полярной совушки. Терпеливо дежурит сова на своем посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удается подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега. /48 слов/

Грамматическое задание:

1. Разберите слова по составу: пролетают, полярные, оперение.

РАЗДЕЛ "МОРФОЛОГИЯ"

Находчивые птицы.


Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю пушистый снежок. Каждое деревце и кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом. Выходила уютная подснежная спальня. В снегу ее никто не увидит. /47 слов/

Грамматическое задание:

1.Выполните морфологический разбор слов снег, землю, шагов.

Птичье царство


Зимой у птиц всё как было встарь. Для них такая зима - беда! Всё в снегу: и земля, и деревья, и кормушки. Всё под снегом... У меня дома своё птичье царство. В нём не только воробьи, голуби, но и синицы, дятлы и Золотой петушок. Петухи особенно боятся морозов. /50 слов/

Задание: выполните морфологический анализ слова петушок.

Жар-птица


Вдруг зашумел лес - летит Жар-птица. Прилетела и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошёл к Жар-птице и крепко к земле прижал. Стрелец-молодец выскочил из-за дерева, связал Жар-птицу верёвками и поскакал во дворец. Приносит Жар-птицу царю. Царь возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином. /50 слов/

Задание: определите род существительных лес, царь, конь.

Лебеди

Лебеди летели с севера на юг день и ночь. Впереди летели старые лебеди, сзади - молодые. Один лебедь летел позади всех. Он не мог лететь дальше. Тогда он распустил крылья и пошёл вниз. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Кругом было тихо. Лебедь вздохнул, вытянул шею и снова взмахнул крыльями. /50 слов/

Грамматическое задание:

1. Определите морфологическое значение слов сильные, сложил,догонять.

Улетают журавли

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой и болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны.

Над лесами, полями летели журавли. В глухом лесу сделали отдых.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли! /52 слова/

Задание: в первом , во втором и в четвертом предложении определите падеж имен существительных единственного числа.

РАЗДЕЛ "СИНТАКСИС"

Скворец


У меня был скворец, назвал я его Колей. Я за ним ухаживал, играл. Утром скворец садился на кровать и пел. Если я не вставал, он спрыгивал на подушку, дёргал простыню. Когда я приходил домой , скворец летел ко мне. В конце зимы я перевёл его в клетку. Но в комнате ему было интересней. /50 слов/


Грамматическое задание:

1. Подчеркните грамматические основы предложений.

Я за ним ухаживал,играл.

Утром скворец садился на кровать и пел.

Орёл и кошка

За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.

Вдруг появился неожиданно степной орел. Молнией спустился он с вершины и схватил одного котёнка. Орёл не успел взлететь, а мать вцепилась в него, хищник бросил котенка . Мать долго облизывала своего котенка. /49слов/

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните грамматические основы первого и второго предложений.

Соловей


Было время, когда птицы не умели петь. В одной далекой стране мудрец учил птиц музыке. Птицы послали к нему соловья. Соловей прилетел на маленьких крыльях.Он тихо постучал в дверь, поздоровался и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. Мудрец обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал в мире лучшим певцом. /56 слов/

Грамматическое задание:

1.Произведите синтаксический разбор предложений.

В одной далекой стране мудрец учит музыке.

Соловей прилетел на маленьких крыльях.

Петух


Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные сине-черные перья. Держался он очень гордо. Выступал вперед широкой грудью. Был он храбр, как гвардеец. Его длинный хвост волочился по земле , как плащ. /46слов/


Грамматическое задание:

1.Произведите синтаксический разбор предложений.

Петух был такой красивый и смелый.

Держался он очень гордо.

У кого гнездо лучше?


Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев.

Помещается оно на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у королька. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Она убрала его лишайником и легкой березовой кожуркой.

/54 слов/

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните грамматическую основу третьего предложения.

Снегири

С первым робким снежком к нам на зимовку прилетают с севера снегири.Часто можно видеть в зимнем лесу красавцев снегирей.

А вот соловья в летнем саду редко увидишь. Кто не слышал об этом прекрасном певце! Но когда увидят его, удивляются.Это маленькая птичка с рыжим хвостом и длинными ножками. Мы всегда наслаждаемся чудным пением соловья.

Грамматическое задание

1.Произведите синтаксический разбор первого предложения.



Лексическая тема: "Охраняйте леса-наши достояния!"

РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА"


Дуб

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму./48 слов/

Грамматическое задание:

1. Укажите ударения в словах: растет, деревьев, зеленый.

Берёза плачет.

Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Он посмотрел наверх. Это плакала берёза. Из ранки на стволе капал прозрачный сок. Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку землёй./46 слов/

Грамматическое задание:

1. Поставьте ударения в словах: гуляли, пенек, плакала, береза.

Знаешь ли ты?


Самое прочное и тяжелое дерево на земле -это самшит. Его называют железным деревом. Если бросишь обрубок самшита в воду, то он утонет.

Дерево самшит растет на Кавказе и в Крыму./30 слов/

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните согласные звуки в словах прочное, тяжелое.

  2. Укажите ударения в словах обрубок,тяжелое.

РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКА"

Тополь


Это дерево часто высаживают у нас в городах. Его увидишь на оживленной улице, во дворе. .

А почему тополям такая честь?

Этот зеленый друг растет очень быстро и в любых условиях. Он хорошо переносит стрижку. Густая листва тополя отлично глушит уличный шум и очищает от пыли городской воздух./48слов/

Грамматическое задание:

1. Подберите синоним к слову честь.

Осенний лес


Хорош лес в осенние ясные дни! В красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.Там и тут видны шляпки поздних грибов. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Из густого зеленого мха видны сыроежки.

К вечеру лес замирает, замолкают птицы и звери. /50слов/

Грамматическое задание:

1. Подберите антонимы к словам хорош, ясные, поздних.

РАЗДЕЛ "СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Ольха


Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра. Пыльца ее очень легкая. Ольху можно встретить по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся ее семенами.

В народе говорят: «Где ольха, там и трава». /49 слов/

Грамматические задания:

1. Разберите по составу слова переносится, длинные, посещают.

Пинега


Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил - все было в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась наша река Пинега. /35 слов/

Грамматическое задание:

1. Выдели корень в словах вечером, разноцветная.

Береги воду.


Рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды.

Только так можно уберечь радость, которую дают нам текущие воды.

Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной воды. Берегите воду. /33 слов/

Грамматическое задание:

1. Подберите омоним к слову ключик.

РАЗДЕЛ "СИНТАКСИС"

В заповеднике


В нашей стране большие участки лесов и степей объявляют заповедными. Здесь люди охраняют редких животных.

Вот из маленького домика на лесной поляне вышел человек. Посмотрел на часы и ударил по рельсу. Рельс висел на дереве.

Из заснеженного леса показались тонконогие косули. По узкой тропинке они направились к кормушке. Эти пугливые животные здесь не боятся людей./55 слов/

Грамматическое задание:

1. Определите главные члены в первом предложении.

Белки


У старой ветвистой ели резвятся веселые белочки. Рады они теплому солнцу и молодой зелени.Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю зиму жили белки в высоком лесу. С елки на елку носились по лесу.

Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу. /60 слов/

Грамматическое задание:

В первом и во втором предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Лесная жизнь


Тихо в зимнем лесу. Ледяным сном скованы могучие ели. Под тяжелыми шапками снега низко склонились ветви. Беззвучно с них падает снег. Ничто не мешает сидеть на поваленном дереве и думать.

Хотя и тихо в лесу, но в нем много жизни.Ночные обитатели только в сумерках начинают свою жизнь./50 слов/

Грамматическое задание:

1. Найдите и подчеркните в первом абзаце второстепенные члены предложения.

Калина


Калина броская и нарядная лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. Осенью калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью гнутся. Плоды сочные, красивые, но горькие. После первых морозов плоды становятся сладкими.

Калина с красными ягодами украшает лес. Ее называют невестой осеннего леса. Ягодами калины на Руси украшали караваи. /50 слов/

Лексическая тема: «У природы нет плохой погоды!»

Время года - осень

РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА"

Осенью


Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом . Удивительна картина осеннего леса./45 слов/

Грамматическое задание:

1. Поставьте ударения в словах красив, шуршит, падают.

Прощание с осенью


В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют холодные дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома./50 слов/

Грамматическое задание:

1. В первом предложении подчеркните согласные звуки.

РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКА"

Ноябрь

Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела маленькая птичка./50 слов/

Грамматическое задание.

1. Подберите антонимы к словам белые, сухие, тишина.

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие.

Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. Легко дышит осенней свежестью грудь.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица ударилась во время полета.

Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом съест лисица. / 53 слов/

Грамматическое задание:

1. Подберите синоним к слову мигом.

РАЗДЕЛ "СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Осенний лес

После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода. По сторонам дороги тянулись километры жёлтого и красного осеннего леса. Они уходили далеко к горизонту осенних серых полей. Гонимые ветром жухлые листья всё время перебегали дорогу под колёсами машин.

Иногда сквозь тучи проглядывало солнце, и становилось совсем тепло и весело. /50 слов/ (К. Симонов.)

Грамматическое задание:

1. Разберите по составу следующие слова: ветреная, перебегали, гонимые.

Прогулка


Осенью группа ребят ходила в рощу. Пожелтели березки, покраснели осинки. На рябине созрели гроздья ягод.

По лесной тропе ребята вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали шишки.

Тихо было в лесу. По дороге домой ребята пели песни. Радостные они вернулись с прогулки. /53 слова/


Время года - зима

РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА"

Декабрь

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг откуда-то донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала./47 слов/

Грамматическое задание:

В 3и 4 предложениях подчеркните глухие согласные.

Зимний вечер

Зимний морозный вечер уже стоял над Петербургом. В заледеневших окнах домов виднелся свет. Фонари тускло мигали по сторонам улиц, указывая их направление. Густо выпал снег. Скрипел он под ногами пешеходов, визжал под полозьями. /35 слов/

Грамматическое задание:

Разделите слова зимний, морозный, заледеневших на слоги.

РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКА"

Лес зимой

Однажды зимой мы пошли с ребятами в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем.

В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! /47 слов/

Грамматическое задание:

Выпишите слова с переносным значением.

На улицах города

Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было./53 слов/

Грамматическое задание:

Подберите антонимы к словам очищает, подходит, заработала.

РАЗДЕЛ "МОРФОЛОГИЯ"

Холода

На земле лежал снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их покрылись льдинками.

Совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза .

Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц. Кругом было тихо. Казалось, что жизнь замерла в долине. /50 слов/

Грамматичекое задание:

Выпишите из текста прилагательные и определите их род.

Зимой

Накинулась зима на зверей и животных. Покрыла снегом поля. Иногда на метр толщиной. Посылает зимушка мороз за морозом. Морозы по озёрам мосты строят.

Не испугались звери. Белка в дупле орехи грызёт. Зайка прыгает по кустикам и греется. Тепло и животным. Лошади и коровы в тёплых хлевах сено жуют, воду пьют. А рыбам подо льдом тоже тепло./57 слов/

РАЗДЕЛ "СИНТАКСИС"

Зима в лесу


Молчат поля и леса. Одна позёмка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Вот мы на опушке леса. Лесная поляна покрыта снегом. Выбежал на поляну заяц. Осмотрелся зверёк и поскакал в лес. Сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Следы зверей украсили лесную поляну. /50 слов/

Грамматическое задание:

Найдите и подчеркните грамматические основы первых 3 предложений.

Снеговик


Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег.

Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Вот выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело было всем! /49 слов/

Грамматическое задание:

Найдите и подчеркните в 3 и 4 предложениях главные члены предложения.

Зимняя ночь в лесу


По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В темном высоком небе зажглись яркие звезды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идет скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мерзлая ветка. Это пробежал заяц-беляк. Вот по снегу бежит хорек. Над сугробами пролетают совы. Наступила глубокая ночь. /57 слов/

Грамматическое задание.

Разберите по членам: 1 вариант-первое предложение, 2 вариант-третье предложение.

Время года - весна

РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА"

Последний снег


Саночки, поскрипывая, съехали на мостовую. Вот и сквер. Солнце уже не по-зимнему греет. На улице снег подтаивать стал, запачкался. Убирают его дворники. А здесь белый-белый лежит он, утренний, праздничный, не затоптанный. Горка деревянная. Не было её раньше. И качаются на качелях два малыша. /47 слов/ (Н. Артюхова.)

Грамматическое задание:

Поставьте ударения в словах первого предложения.

РАЗДЕЛ " СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Приближение весны

С каждым днем все крепнет весна. Сбежали веселые ручьи, зацвели фиалки, первоцвет и ландыши. В зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы. Появились стрекозы, в медовом цветенье ивы зажужжали пчёлы. Появились комары. Вечерними зорями на опушках темного леса скрипели дергачи. /41слово/ (А. Перегудов.)

Грамматическое задание:

Разберите по составу слова сбежали, первоцвет, чернолесья.

РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКА"

Весна

Небо высокое и прозрачное. Бегут легкие облака. Солнце стоит высоко. Свет и тепло будят спящие кусты и деревья. Где появятся первые цветы?

Береза еще только просыпается. Скоро выглянут листочки из тугих красноватых почек. Сколько цветов в светлом березовом лесу! Цветут фиалки и хохлатки. Это все первоцветы. Они торопятся расцвести. А весна и солнце не ждут./56 слов/

Грамматическое задание:

Подберите синонимы к словам прозрачное, торопятся.

Твой «ботанический сад»


У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием.

Грустно становится, когда видишь иные наши родники. Не можешь напиться воды, если вода в нем мутная. Дно забито мусором. Так не будем засорятЬ наши водоемы!/44слов/

РАЗДЕЛ "МОРФОЛОГИЯ"

Наступление весны

С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца веселые жаворонки. Радостной трелью льются их песни с высоты.

Приятно прогуляться в весенний лес. Извилистая тропка петляет между деревьями. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! /50слов/

Грамматические задания

1. Выпишите из текста три глагола и определите время.

Лес весной

Лес хорош во все времена года: зимой, летом, осенью и весной. Хорош лес ранней и поздней весной. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины и подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу: распевает дрозд, пищат рябчики, жужжат пчелы. /52 слова/

Грамматическое задание:

Определите грамматическое значение слов в предложении На лесных полянках появляются проталины и подснежники.

РАЗДЕЛ "СИНТАКСИС"

В апреле

Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берез появилась нежная молодая листва.

Все в природе дышит, начинает расти. Уже оттаял муравейник под старой сосной. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц. /50 слов/

Грамматическое задание:

Произведите синтаксический рабор предложения Все в природе дышит, начинает расти.

Весна


Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные ручейки.

Над влажной землей кружатся жаворонки. Они взлетают высоко в небо.

Идет весна по полям. Яркими лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий шум проносится над рекой. Это ломается лед.

Солнце забирается в трещины. Льдины разбиваются. Все живое приветствует весну. /50 слов/

Грамматическое задание:

Определите второстепенные члены предложения в 1и 2 предложениях.

Время года - лето

РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА"

Неожиданное лето

То холод, ветер ледяной, то вдруг солнышко выглянет. Станут дни тёплые и тихие. Кажется, что неожиданно лето вернулось. Из-под травы цветы выглянули, жёлтые одуванчики, первоцветы. В воздухе порхают бабочки, комары кружатся лёгкими столбиками. Выскочит откуда-то птичка и запоёт. Да так задорно, так звонко! И забудешь, что зима скоро. /50 слов/ (В. Бианки.)


Грамматическое задание:

Слова ледяной,неожиданно,первоцветы разделите на слоги.

Цветы леса


В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках иван-да-марья . Вот показались лиловые колокольчики. Высоко поднялся иван-чай. В густой траве мы находим ночные фиалки. Любуемся голубыми незабудками. Необычно красивы лесные цветы! /38 слов/

Грамматическое задание:

В первом предложении подчеркните гласные звуки.

РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКА"

Летом в лесу


Хорошо летом в лесу! Солнце пробивается сквозь ветки и кусты. Птичьи голоса слышны со всех сторон. На березовой веточке замерла небольшая птичка. Грудочка у нее светлая, а спинка черная. Песенка у мухоловки-пеструшки звонкая, веселая. Слушаешь, затаив дыхание. /41слово/

Грамматическое задание:

Подберите антонимы к словам звонкая,светлая,черная.

Летняя ночь


Летняя, чудная ночь обнимала всю природу. Ещё не угас свет вечерней зари и не угаснет до начала утренней зари! Час от часу темнела глубь небесного свода.Час от часу ярче сверкали звёзды. Громче раздавались голоса и крики ночных птиц. Ближе шумела мельница и толкла толчея в ночном сыром тумане. /50слов/ (С. Аксаков.)

Грамматическое задание:

Определите падеж существительных зари,свода,птиц.


РАЗДЕЛ "СИНТАКСИС"

Летняя прогулка


Хорошо летом в лесу, в роще. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца.

В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Рвешь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса. /50 слов/

Грамматическое задание:

Во 2 и 3 предложениях подчеркните главные и второстепенные члены

предложения.




Каникулы, каникулы!


Чудесное время летнего отдыха! Сколько мечтаем, планы строим!

Одному грезятся туристические тропы. Другой мечтает попасть в сосновый бор. Третий видит морские валы. Кто-то ощущает ласковую прохладу голубой речки.

А сколько еще интересных дел! Есть еще время!

Каникулы-прекрасная пора! /42 слова/

Грамматическое задание:

Во 1 и 2 предложениях подчеркните главные и второстепенные члены

предложения.










Использованная литература:

1.Е.В. Сливко «Времена года». Книга для внеклассного чтения в 5-7 классах

национальной школы.

2.Ивченко П.Р. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 5-7

классов»

3. Даценко В.И.,Шевелев В.М. «Сборник диктантов»

4.Е.Н.Никитина «Русская речь», учебное пособие по развитию связной речи.

5. К.Л.Кабдулова «Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 5-11 классов школ с казахским языком обучения»

6. Е.П.Фефилова «Поурочные разработки по русскому языку»

© 2010-2022