Тест по разделу Фразеология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест по разделу «Фразеология»

1 Соотнесите фразеологизмы со значениями.

а) предвидел.

б) дело началось.

в)запомнить крепко-накрепко.

г) скрыть следы преступления

д) дальняя родня

е) совсем близко.

ж)слабое место.

з) кому-либо все нипочем

и) невозможно разлучить

к) вернуться бесприбыльно

____________________________________________________________________

1)лед тронулся, 2) седьмая вода на киселе, 3)спрятать концы в воду, 4)не солоно хлебавши, 5)зарубить себе на носу, 6)Ахиллесова пята, 7)как в воду глядел, 8)водой не разлить, 9)рукой подать, 10) как с гуся вода

2.Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение.

а) обвести вокруг носа

б) хоть глаз вырви

в) не в своей кастрюле

г) закадычный враг

3. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

1. Баловать

2. Медленно

3. Быстро

4. Восхвалять

5. Засыпать

--------------------------

а. В час по чайной ложке

б. Сломя голову

в. Возносить до небес

г. Носить на руках

д. Яблоку негде упасть

ж. Стреляный воробей

з. Клевать носом

4. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

а) кот наплакал - вредно, глупо

б) с горем пополам - еле-еле, кое-как

в) поставить крест - креститься, унижать

г) водить за нос - заглушить, мешать

5. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

а) тертый калач- опытный

б) сесть в лужу - обманывать

в) с гулькин нос - мало

г) как сельди в бочке - тесно

6. Объясните значение фразеологизмов:

а) Готов сквозь землю провалиться б) Положить зубы на полку в) рука руку моет

7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

а) рукой подать - быстро, хорошо

б) язык проглотить - вредно, тихо

в) под шумок - громко, открыто

г) вавилонское столпотворение - суета, беспорядок

8. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

а) держаться на плаву

б) море по колено

в) как звёзд на небе

г) лежать мёртвым грузом

9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

а) С такими ребятами каши не сваришь. Без масла вкусной каши не сваришь.

б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. "Вася, обычно ты работаешь спустя рукава, но сегодня ты сделал всё без сучка, без задоринки"-сказала мама.

г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.

10.Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Фразеология - это раздел науки о языке, изучающий …

а) строение слов и способы их образования.

б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

в) слово как часть речи.

г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

11.Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:

а) человек с головой - умный б) ломать голову - мучительно думать о чем-либо

в) горячая голова - человек вспыльчивый г) разбить наголову - нанести полное поражение

д) голова садовая - много возомнить о себе

12. Значение фразеологизма «брать в свои руки»:

а) настойчиво добиваться чего-либо

б) принимать на себя руководство, управление чем-либо

в) добиваться чего-либо криком, руганью

г) действовать обманным путем

д) делать запись, заметку о чем-либо

13. Укажите фразеологизм:

а) держать в руках палку

б) работать без году неделю

в) работать с начала зимы

г) сорвалось с балкона

д) проглотил кусочек хлеба

14. Фразеологизм «узнать всю подноготную» имеет значение «проникнуть в тайну, выведать всю правду». Укажите источник возникновения данного выражения.

а) цирюльня

б) прачечная

в) пыточная камера

г) цех

15. О молодом, не имеющем жизненного опыта, но очень самонадеянном молодом человеке говорили: «От горшка два вершка, а уже…» Закончите фразу.

а)Указчик

б)Трудяга

в)Помощник

г)Герой

16. Неграмотные крестьяне делали на небольшой деревянной дощечке зарубочки, чтобы не забыть какое-нибудь важное дело. Какой фразеологизм является историческим свидетельством данного явления?

а)Бить баклуши

б)зарубить себе на носу

в)Без лишних словоизвержений

г)Морочить голову

17.«В три погибели согнуться». Современный смысл выражения - полностью подчинить кого-либо своей воле. Что означает слово «погибель» в данном случае?

а)умирать

б)кланяться

в)наклоняться

г) сгибать

18.Иногда два выражения, не имеющие ничего общего, при различных условиях, начинают значить почти одно и то же. Назовите синоним к выражению «И на солнце есть пятна».

а)И на старуху бывает проруха

б)Красного петуха пустить

в)Куда ни кинь - везде клин

г)Курит фимиам

19.«Тянуть канитель». «Канитель» - французское слово, означающее очень тонкую нить, которую используют в золотошвейном деле. Назовите фразеологизм со схожим значением.

а)Тянуть кота за хвост

б)Тянуть быка за рога

в)Тянуть время

г)Тянуть волынку

20.В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

21. По происхождению фразеологизмы являются:

а) распространёнными

б) нераспространёнными

в) собственно русскими и заимствованными

г) общеупотребительными

22. В каком словаре даны значения фразеологизмов?

а) в орфографическом

б) этимологическом

в) во фразеологическом

г) в словообразовательном

23. Откуда заимствован фразеологизм «авгиевы конюшни»?

а) из иностранных языков

б) из славянских языков

в) из древнерусского языка

г) из древнегреческой мифологии

24. Укажите фразеологизм с речевой ошибкой (замена одного слова другим)

а) Уморить червячка.

б) Вешать нос.

в) Сматывать удочки.

г) Волком выть.

д) Взять в оборот.

25. Укажите синоним к фразеологизму «перемывать косточки»

а) Перешагнуть через труп.

б) Пересилить себя.

в) Песенка спета.

г) Чесать язык.

д) По пальцам можно пересчитать.

26. Укажите антоним к фразеологизму «рукой подать»

а) В мгновение ока.

б) Между Сциллой и Харибдой.

в) Ни жив ни мертв.

г) Общее место.

д) У черта на куличках.

27. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

28. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) У разбитого корыта; в) Н. Лесков;

4)на деревню дедушке ; г) А. Чехов

29. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д)сидеть на шее;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу.

Ключ к тесту по разделу «Фразеология»

1. а-7, б-1, в-5, г-3, д-2, е-9, ж-6, з-10, и-8, к-4.

2. а)обвести вокруг пальца - обмануть

б)хоть глаз выколи -темно

в)не в своей тарелке - неловко

г)закадычный друг - близкий друг

3. 1-г ; 2-а; 3-б; 4-в; 5-з

4. б

5. б

6. а)стыдно б) голодать, когда в доме не остается еды. в) связанные общими интересами люди защищают друг друга

7. в

8. в

9. г

10. г

11. д

12. б

13. б

14. Пыточная камера

Сегодня словосочетание «узнать всю подноготную» потеряло зловещую связь со своим источником. А зародилось оно в пыточной камере. Когда подозреваемый не признавался в содеянном, палач говорил: «Не скажешь подлинной правды, скажешь подноготную». После этого с ногтями можно было проститься.

15.Указчик

«От горшка два вершка, а уже указчик». Вершок - ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4см. Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких домашних животных и людей.

16.Зарубить себе на носу

«Зарубить себе на носу»- запомнить крепко-накрепко. Слово «нос» в данном случае означает памятную дощечку, бирку для записей.

17. сгибать

Значение слова «погибель» происходит от глагола «сгибать». «Три погибели» означает троекратный изгиб, а «согнуть в три погибели», соответственно, согнуть в три раза.

По одной из версий, считается, что эта фраза возникла в пыточных камерах Древней Руси.

18. И на старуху бывает проруха

«И на старуху бывает проруха». Вроде совсем разные выражения, а значат одно и то же: нет ничего, что прошло бы просто идеально, всегда будут какие-нибудь сложности.

19. Тянуть волынку.

Изготовлять канитель было очень сложным и нудным занятием. Вот и выражение «Тянуть канитель» получило значение - делать что-то неинтересное, нудное, другими словами, зря тратить свое время. Аналогичное значение имеет выражение «тянуть волынку». Таким образом, эти два выражения, совсем не похожие, имеют общее значение в переносном смысле.

20.-в

21-в

22-в

23-г

24-а

25-г

26-д

27-б

28. 1-б, 2-в,3-а, 4-г.

29. а-е,б-з,в-д,г-ж.





© 2010-2022