Разработка урока литературы в 5 классе на тему: Сочинение в форме сказки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Этап урока и его методическая задача

Реализация коммуникативно-обучающей и организаторской функций учителя.

Режим работы

ТСО, наглядность на уроке.

Начало занятия



Запись на доске темы урока

  1. Цель урока.

Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению в форме сказки.

2 мин


Беседа с учащимися о лексическом значении слова.


Каков смысл слова «сказка?»




- Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.



Вступление учителя.

- Среди произведений народного творчества (преданий, былин, легенд) сказки всегда считались самым любимым жанром детей всех возрастов. Чтобы научиться писать сказки, нужно знать, как они построены и какие художественные особенности имеют. В сказке нет случайных эпизодов, диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие, так как она создана большим количеством исполнителей.

- Всякий ли интересный рассказ является сказкой? Конечно, нет. Сказка отличается от других эпических

произведений деталями фрагмента, особенностями диалога, постоянными эпитетами, повторами. Каждая сказка имеет четкую композицию: 1) зачин; 2)развитие действия; 3)кульминация; 4)концовка.


Особенности построения сказки:

  1. Зачин.

  2. Развитие действия.

  3. Кульминация.

  4. Концовка.

  1. Проверка домашнего задания с целью определения художественных особенностей сказки.

- Учащимся был задан к каждому уроку пересказ одного эпизода понравившейся сказки. Выслушав сообщения товарищей, дети определяют, к какой части композиции (развитию действия, кульминации, концовке) относится отрывок, какие художественные особенности имеет.

5 мин


  1. Работа по учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 кл. стр. 31, сказка «Царевна-лягушка».

Беседа с уч-ся по тексту сказки «Вазуза и Волга».

Зачин.

На примере сказок, изученных в 5 классе. Рассмотрим их художественные особенности. Найдем в тексте и прочитаем, как начинаются волшебные сказки.

- «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».

- Это самый традиционный зачин: «жили-были», описание места действия и героев.

- Как начинается сказка «Вазуза и Волга»?

-«Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее и достойнее большого почета».

- В социально-бытовой сказке в зачине обозначена главная тема- «кто у них умнее, сильнее и достойнее». Употребление слов «в некотором царстве», «жил-был» и других делает сказку напевной, музыкальной. Найдите в сказках эпитеты и определите их роль.

- «Злая мачеха», «дремучий лес», «русский дух», «запоры крепкие», «ворота широкие», «верные слуги», «красный, белый, черный всадник», «солнышко красное» и т. д.

- Эти определения всегда употребляются с данными существительными, они называются постоянными эпитетами, указывают на постоянные признаки предмета. Оживляют повествование повторы: «ехали-ехали», «путь-дорога», «хлебом-солью».




Кто из них умнее, сильнее, достойнее. Постоянные эпитеты: злая мачеха, дремучий лес, русский дух, хлебом-солью, путь-дорога, ехали-ехали, долго ли коротко.

Беседа с учащимися.

- Подумайте, все ли герои сказок имеют имена и почему? Посмотрите в тексте.




- В волшебных сказках только главные герои получили имена. Например, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Шахразада и др. Даже если в сказке действуют 3 сына, имя дано одному. Этой деталью подчеркивается значимость героя.

- Какое число является любимым в сказке?

- Число 3. Три сына у царя, 3 дочери, с 3 чудищами сражается крестьянский сын, 3 задания дает царь сыновьям и т. д.



Имена имеют главные герои прием троекратного повтора.

  1. Осмысление поэтичности и красоты сказки «Царевна-лягушка». Развитие действия.

- Давайте подумаем, есть ли случайные эпизоды в сказке «Царевна-лягушка»? Для этого прослушаем эпизод сказки.

- О чем этот эпизод?

- Разговор Ивана-царевича с царевной-лягушкой.


10 мин

Прослушивание по фонохрестоматии эпизода сказки.

Анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка», роль языка.

-Что можно сказать о языке сказки?- Язык сказки очень поэтичный: «опечалился», «слово неласковое», «буйная голова» (постоянный эпитет), «приказал батюшка», «каравай белого хлеба». Поговорка «Утро вечера мудренее», синонимы «спать-почивать».



Утро вечера мудренее.


Все это помогает определить, что сказка необыкновенно красива, музыкальна. В ней нет ничего лишнего.




- Какую роль играет этот эпизод?

- Данный эпизод помогает увидеть доброту и отзывчивость царевны-лягушки. Пословицы и поговорки демонстрируют мудрость народной речи. Речь героев спокойна и полна человеческого достоинства.

- О чем заставляет задуматься эпизод «Царевна-лягушка печет хлеб»?

- Народ издавна мечтал о свободном творческом труде, который будет приносить радость людям.

- Вот почему оправдано употребление - « в чудесном мире». Фантастика - искусство воображать


Прослушивание по фонохрестоматии эпизода «Лягушка печет хлеб».

Понятие о кульминации, нахождение ее в сказке.

- В каждой волшебной сказке есть кульминация - это наивысший напряженный момент в развитии действия. Найдите ее в сказке «Царевна-лягушка». В этой сказке наивысший момент в развитии действия: Иван-Царевич сжигает лягушечью кожу.




Чтение и анализ концовок сказок.


- Найдите развязку сказки.

- В сказке «Царевна-лягушка» развязка в следующем: «Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кащеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии».

- Чем же привлекают нас сказки?

- В каждой сказке совмещаются фантастика, волшебство и реальность. Это удивляет.



Значение сказок.

- В народной сказке можно многому научиться: скромности, мудрости, умению оценивать людей по делам, не судить о человеке по внешнему виду.


Выводы: не суди о человеке по внешнему виду, оценивай людей по делам.

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся, помощь учителя.

Пользуясь опорными словами и планом, составьте устно сказку.

Прослушивание 2-3 ответов учащихся.

8 мин.

5 мин.


  1. Задание на дом.

Записать свою сказку и оформить ее в книжку-малышку.





© 2010-2022