- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока литературы в 5 классе на тему: Сочинение в форме сказки
Разработка урока литературы в 5 классе на тему: Сочинение в форме сказки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дук Т.И. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этап урока и его методическая задача | Реализация коммуникативно-обучающей и организаторской функций учителя. | Режим работы | ТСО, наглядность на уроке. |
Начало занятия |
|
| Запись на доске темы урока |
| Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению в форме сказки. | 2 мин |
|
Беседа с учащимися о лексическом значении слова.
| Каков смысл слова «сказка?» |
|
|
| - Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил. |
|
|
Вступление учителя. | - Среди произведений народного творчества (преданий, былин, легенд) сказки всегда считались самым любимым жанром детей всех возрастов. Чтобы научиться писать сказки, нужно знать, как они построены и какие художественные особенности имеют. В сказке нет случайных эпизодов, диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие, так как она создана большим количеством исполнителей. - Всякий ли интересный рассказ является сказкой? Конечно, нет. Сказка отличается от других эпических произведений деталями фрагмента, особенностями диалога, постоянными эпитетами, повторами. Каждая сказка имеет четкую композицию: 1) зачин; 2)развитие действия; 3)кульминация; 4)концовка. |
| Особенности построения сказки:
|
| - Учащимся был задан к каждому уроку пересказ одного эпизода понравившейся сказки. Выслушав сообщения товарищей, дети определяют, к какой части композиции (развитию действия, кульминации, концовке) относится отрывок, какие художественные особенности имеет. | 5 мин |
|
Беседа с уч-ся по тексту сказки «Вазуза и Волга». Зачин. | На примере сказок, изученных в 5 классе. Рассмотрим их художественные особенности. Найдем в тексте и прочитаем, как начинаются волшебные сказки. - «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына». - Это самый традиционный зачин: «жили-были», описание места действия и героев. - Как начинается сказка «Вазуза и Волга»? -«Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее и достойнее большого почета». - В социально-бытовой сказке в зачине обозначена главная тема- «кто у них умнее, сильнее и достойнее». Употребление слов «в некотором царстве», «жил-был» и других делает сказку напевной, музыкальной. Найдите в сказках эпитеты и определите их роль. - «Злая мачеха», «дремучий лес», «русский дух», «запоры крепкие», «ворота широкие», «верные слуги», «красный, белый, черный всадник», «солнышко красное» и т. д. - Эти определения всегда употребляются с данными существительными, они называются постоянными эпитетами, указывают на постоянные признаки предмета. Оживляют повествование повторы: «ехали-ехали», «путь-дорога», «хлебом-солью». |
|
Кто из них умнее, сильнее, достойнее. Постоянные эпитеты: злая мачеха, дремучий лес, русский дух, хлебом-солью, путь-дорога, ехали-ехали, долго ли коротко. |
Беседа с учащимися. | - Подумайте, все ли герои сказок имеют имена и почему? Посмотрите в тексте. |
|
|
| - В волшебных сказках только главные герои получили имена. Например, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Шахразада и др. Даже если в сказке действуют 3 сына, имя дано одному. Этой деталью подчеркивается значимость героя. - Какое число является любимым в сказке? - Число 3. Три сына у царя, 3 дочери, с 3 чудищами сражается крестьянский сын, 3 задания дает царь сыновьям и т. д.
|
| Имена имеют главные герои прием троекратного повтора. |
| - Давайте подумаем, есть ли случайные эпизоды в сказке «Царевна-лягушка»? Для этого прослушаем эпизод сказки. - О чем этот эпизод? - Разговор Ивана-царевича с царевной-лягушкой.
| 10 мин | Прослушивание по фонохрестоматии эпизода сказки. |
Анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка», роль языка. | -Что можно сказать о языке сказки?- Язык сказки очень поэтичный: «опечалился», «слово неласковое», «буйная голова» (постоянный эпитет), «приказал батюшка», «каравай белого хлеба». Поговорка «Утро вечера мудренее», синонимы «спать-почивать».
|
| Утро вечера мудренее. |
| Все это помогает определить, что сказка необыкновенно красива, музыкальна. В ней нет ничего лишнего. |
|
|
| - Какую роль играет этот эпизод? - Данный эпизод помогает увидеть доброту и отзывчивость царевны-лягушки. Пословицы и поговорки демонстрируют мудрость народной речи. Речь героев спокойна и полна человеческого достоинства. - О чем заставляет задуматься эпизод «Царевна-лягушка печет хлеб»? - Народ издавна мечтал о свободном творческом труде, который будет приносить радость людям. - Вот почему оправдано употребление - « в чудесном мире». Фантастика - искусство воображать |
| Прослушивание по фонохрестоматии эпизода «Лягушка печет хлеб». |
Понятие о кульминации, нахождение ее в сказке. | - В каждой волшебной сказке есть кульминация - это наивысший напряженный момент в развитии действия. Найдите ее в сказке «Царевна-лягушка». В этой сказке наивысший момент в развитии действия: Иван-Царевич сжигает лягушечью кожу.
|
|
|
Чтение и анализ концовок сказок.
| - Найдите развязку сказки. - В сказке «Царевна-лягушка» развязка в следующем: «Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кащеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии». - Чем же привлекают нас сказки? - В каждой сказке совмещаются фантастика, волшебство и реальность. Это удивляет. |
|
|
Значение сказок. | - В народной сказке можно многому научиться: скромности, мудрости, умению оценивать людей по делам, не судить о человеке по внешнему виду. |
| Выводы: не суди о человеке по внешнему виду, оценивай людей по делам. |
| Пользуясь опорными словами и планом, составьте устно сказку. Прослушивание 2-3 ответов учащихся. | 8 мин. 5 мин. |
|
| Записать свою сказку и оформить ее в книжку-малышку. |
|
|