Карта урока по русскому языку для учащихся по теме Глагол (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная карта учащегося 10 класса

По теме «Глагол»

Фамилия, имя _____________________________________________________

Дата_______

Класс__________

Тема урока:_________________________________________________________________________________

Цель урока:_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Я знал (а).

(!)

Новое для меня.

(+)

Вызывает сомнения и вопросы. (?)




  1. Работа методом «инсерт».

Информационный текст «Глагол в языке и речи».

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

5.Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса -СЯ-СЬ;

г).спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 4 глагола на - ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола - исключения на ить (брить, стелить);

2)Непостоянные признаки:

а) наклонение: изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л - и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто - то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).;

б) время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 - е (Я -МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека ( лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. ( Смеркалось. Уж вечереет.)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться - всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица -НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.

2. Парная работа:

1. Сообщения о глаголе.

1) На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить - говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Глагол - это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

2) Известный русский лингвист А.М Пешковский утверждал, что «глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так в официально - деловом стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.

Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

3.Индивидуальная деятельность обучающихся.

  • с текстом поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: опровергните или подтвердите мнение А. Толстого на изучаемом сейчас литературном материале.

Чтобы показать картины народного праздника, характер русского человека, Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» использует много глаголов:

Не ветры веют буйные,

Не мать - земля колышется -

Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ!»

3. Лингвистическое исследование. Работа в парах.

Проспрягайте глаголы: 1 вариант - проверять

2 вариант - проверить.

4. Выборочное письмо по памяти.

Вспомните отрывок стихотворения, выпишите только глаголы.

- Сколько всего глаголов вы выписали? Проверим.

Карточки с глаголами:

Был, умел, учил, умирать, отвергал, хранил, не дал, любил, отдал, покорял, готовил, ударил, упало, угас, перестало, минули, улеглись, вознёсся, плачь, гордись, стоишь, не рождала, не брала, не посылала б, заглохла б.

- Какие виды классификации глаголов вы можете предложить? Что является основанием для классификации?

© 2010-2022