Внеклассное мероприятие по литературе «Современный диалог с Гоголем»

Материал посвящён закреплению изучения творчества Н.В. Гоголя «Современный диалог с Гоголем». ЦЕЛИ:  приобщить школьников к творческому наследию Н.В. Гоголя, произведениям культуры и искусства; формировать культуроведческую компетенцию; развивать навыки мыслительных операций; воспитывать интерес к художественному слову; развивать умение обрабатывать теоретический материал, обобщать изученное; выявить уровень знаний творчества писателя, совершенствовать навыки и умение устной речи; воспитывать ум... Творчество Гоголя поражает своим разнообразием и тем положительным воздействием, которое оно оказало на развитие русской, украинской, да и всей мировой культуры. Я предоставляю слово нашей литературно-поисковой студии «Время», которая подготовила композицию под названием «Современный диалог с Гоголем». ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ С ГОГОЛЕМ» Звучит песня «УКРАИНА» (сопровождается песня слайдами украинских полей, степей, Запорожской Сечи, храмов, Днепра и т.д.)  Ведущие ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе «Современный диалог с Гоголем»Гимназия №9 г. Мелитополя

Внеклассное мероприятие,

посвящённое творчеству

Н.В.Гоголя

«Современный диалог с Гоголем»

Литературно-музыкальная композиция



Внеклассное мероприятие по литературе «Современный диалог с Гоголем»

Учитель русского языка

и литературы

Воронина Н.П.

ЦЕЛИ:

приобщить школьников к творческому наследию Н.В. Гоголя, произведениям культуры и искусства; формировать культуроведческую компетенцию; развивать навыки мыслительных операций; воспитывать интерес к художественному слову; развивать умение обрабатывать теоретический материал, обобщать изученное; выявить уровень знаний творчества писателя,- совершенствовать навыки и умение устной речи; воспитывать умение ценить и беречь истинную красоту, любовь и дружбу, душевное богатство человека, талант, юмор, совершенствовать творческую активность, художественный вкус; воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

оформление фойе под рубрикой «Гоголь и Украина», «Гоголь и Россия»; конкурс газет по творчеству писателя; выставка творческих работ, кроссвордов, викторин, рисунков к произведениям Н.В. Гоголя; комплект фильмов по произведениям писателя («Ревизор», «Мёртвые души», «Вий», «Тарас Бульба»). Слайды украинской природы, достопримечательностей; магнитофон, мультимедия, музыка (укр. народные песни, произведения Мусорского «Майская ночь», Римского - Корсакого «Черевички»); свечка и портреты. Все использованные предметы решены в одной цветовой гамме.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Бывают эпохи, времена, годы, когда та или иная часть классического наследия начинает жить особенной жизнью среди людей новых поколений.

Имена великих писателей прошлого, как кометы: существуют они всегда, но временами приближаются к нам и вспыхивают на нашем небосклоне особенно ярко. Творчество Н.В.Гоголя в эти годы окружено особенным, необычайным вниманием.

1 апреля 2013 года Н.В.Гоголю исполнится 204 года со дня рождения. Для большинства современников Н.В.Гоголь не просто классик, а подлинно любимый писатель, которого они знают, как создателя сатирических, юмористических и исторических произведений.

Творчество Гоголя поражает своим разнообразием и тем положительным воздействием, которое оно оказало на развитие русской, украинской, да и всей мировой культуры. Я предоставляю слово нашей литературно-поисковой студии «Время», которая подготовила композицию под названием «Современный диалог с Гоголем».

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ С ГОГОЛЕМ»

Звучит песня «УКРАИНА» (сопровождается песня слайдами украинских полей, степей, Запорожской Сечи, храмов, Днепра и т.д.)

После песни входит чтец и читает стихотворение Т.Г.Шевченко «Гоголю»

За думою дума летит, вылетает,

Одна давит сердце, другая терзает,

А третья тихонечко плачет в обиде

У самого сердца - и бог не увидит!

Кому же ее покажу я,

Где найду такого,

Кто бы понял и приветил

Великое слово?

Все оглохли, все ослепли,

В кандалах поникли…

Ты смеешься, а я плачу,

Друже мой великий!

Что ж из плача уродится?

Лишь трава дурная!...

Не услышит вольных пушек

Сторона родная.

Не зарежет старый батько

Любимого сына

За свободу, честь и славу

Своей Украины.

Не зарежет, а выкормит

Да царю на бойню

И отдаст: «Примите, дескать,

Нашу лепту вдовью».

И отдаст царю-престолу

Да немцам-собакам…

Что же, пусть их… А мы будем

Смеяться и плакать.

Ведущие зажигают свечку у портрета Н.В. Гоголя

1 ведущий: Сегодня мы, литературно-поисковая студия «Время», представляем вам литературно-музыкальную композицию «Современный диалог с Гоголем», посвящённую творчеству Н.В. Гоголя.

2 ведущий: Вы слушали прекрасную современную песню. В ней автор Петренко говорит о прекрасной стране Украине, которой он любуется, в которую он верит, верит в преданность и любовь всего украинского народа к своей отчизне, в процветание Украины, в её свободу и независимость.

1 ведущий: Вы прослушали стихотворение великого украинского поэта Т.Г. Шевченко, посвящённое Н.В. Гоголю. В нём мы слышим те же самые мысли о родной Украине, думы о свободе и воле украинского народа.

… МОЁ СЕРДЦЕ ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ПРИВЯЗАННЫМ К СВЯЩЕННЫМ МЕСТАМ РОДИНЫ …

Гоголь - к матери

2 ведущий: Итак. Великие Сорочинцы. Миргородский уезд. Полтавская губерния. Край, овеянный легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражащими воображениями.

1 ведущий: Именно здесь, в имении Васильевка в 1890 году 1 апреля и родился великий прозаик, драматург, критик и публицист Н.В. Гоголь.

2 ведущий: В 1818-1819 годах Гоголь в полтавском уездном училище, в 1821 году в гимназии высших наук в Нежине.

1 ведущий: Здесь проявилась разносторонняя одарённость Гоголя. Он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях,

и как художник-декоратор, и как актёр, причём с особым успехом исполняет комические роли.

2 ведущий: Например, роль Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

1 ведущий: Да. Он скрытый от природы, в тайниках своей души, вынашивает план переезда в Петербург. Гоголь мечтает о юридической карьере.

2 ведущий: Он пишет своему двоюродному дяде Петру Косяровскому письмо: «Я видел, что здесь работы будет более всего. Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывает моё сердце».

1 ведущий: В 1828 году, окончив гимназию, Гоголь вместе с другом Данилевским едет в Петербург и первые же недели пребывания в столице глубоко разочаровали будущего писателя.

2 ведущий: В начале 1828 года появляется первое стихотворение «ИТАЛИЯ», а весной этого же года под псевдонимом Алов печатает идиллию в картинах «Ганц Кюхельгартен», с пометою «Написано в 1827 году», и что соответствовало действительности.

1 ведущий: Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критики, что усилило тяжёлое настроение автора. В июле он скупает нераспроданные экземпляры книги, сжигает их и внезапно уезжает за границу, чтобы подлечиться. Но к концу сентября также внезапно возвращается.

2 ведущий: Предпринимает неудачную попытку поступить на сцену.

1 ведущий: Пребывание на службе в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «Службе государственной», зато снабдило его богатым материалом для будущих произведений, запечатливших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

2 ведущий: К этому времени денежная сторона Гоголя существенно поправляется: всё больше времени уделяет он литературной работе.

Он родился и созрел на украинской земле. Я не знаю в нашей прозе более русского писателя, чем Николай Васильевич Гоголь. Я не знаю в нашей прозе более человечного писателя, чем Гоголь. Я не знаю в нашей прозе более совестливого писателя, чем Гоголь. Порой мне кажется, что именно из Гоголя родились Пушкин и Некрасов, Толстой и Достоевский, Лесков и Чехов, Тургенев и Горький.

1 ведущий: Вслед за первой повестью «Бисаврюк», или «Вечер накануне Ивана Купала», Гоголь печатает ряд художественных статей и произведений.

2 ведущий: Гоголь сводит обширные литературные знакомства (С Жуковским, Плетнёвым, Дельвигом и ,конечно, с Пушкиным.)

1 ведущий: А «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831 года засвидетельствовали поразительно быстрое созревание гоголевского гения и создали репутацию художественного феномена.

2 ведущий: Белинский в 1840 году писал: «… укажите мне в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть его на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»

(Исполняется отрывок из «Вечеров…»)

1 ведущий: Созданное Гоголем - украинцем по происхождению вливалось в русло широко распространяющегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни.

(Инсценировка отрывка из « Вечеров…»)

Своєю творчістю Гоголь звів той золотий міст духовності, який єднає культури двох братніх народів - російського и українського, що усвідомлюють свою спільність з культурою всього людства…

Олесь Гончар

2 ведущий: Своими произведениями Гоголь выражает кардинальный поворот всей русской литературы к реализму: «Миргород», «Арабески», повесть «Нос», «Шинель», «Портрет». Гоголь предлагает такой строй фантастики, аналогичный котрому вряд ли можно было найти в русской и мировой литературе.

Описать природу родной Украины с такой глубокой и нежной чувствительностью мог только сын свого отечества.

( Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба»)



1 ведущий: Другой момент важный для гоголевской революции - это историзм и историческое обобщение. Из художественно - исторических произведенй Гоголя наиболее значительны два: незаконченная драма «Альфред» и повесть «Тарас Бульба» (1835 год).

2 ведущий: В «Тарасе Бульбе» Гоголь показывает борьбу украинцев с иноземцами , её национальную государственность.

1 ведущий: Это глубоко трагическое произведение. Но при этом эпопея не трагична, а оптимистична стремлением к воле, с глубочайшей верой гибнущих героев в правоту и святость своего дела ,в торжество пламенно ими любимой родины.

2 ведущий: И лишь на миг в повести появляется образ матери, чтобы показать и выразить ту огромную, безмерную материн скую любовь, которая во все времена была и будет непоколебимой, простой и вечной.

(Музыка. Чтение отрывка «Только одна мать не спала..»

1 ведущий: Историзм Гоголя подвёл его к «Ревизору» - к комедии с глубоким и философским содержанием (впервые поставлена в 1836 году в Петербургском Александровском театре). В том же году вышло отдельное издание.

2 ведущий: На подсказанный А.С.Пушкиным сюжет, Гоголь написал пьесу, тяготеющую к предельному обогащению. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России… Все несправедливости, и за одним разом посмеялся над всеми.»

(Просмотр отрывка из фильма «Ревизор»)

1 ведущий: В центре пьесы оказался ничтожный «Елистратишка» Хлестаков, который не ставил перед собой осознанной цели обмана, а с течением обстоятельств был приведён в положение победителя.

(Инсценирование отрывка из комедии «Ревизор»

2 ведущий: Осенью 1835 года Гоголь принимается за написание поэмы «Мёртвые души». Едет за границу, живёт в Баден-Бадене, Вене, Париже, побывает в Риме, в 1848 году после путешествия в Иерусалим, к Гробу Господнему, Гоголь окончательно возвращается на родину. Живёт в Васильевке, Одессе, Петербурге, Москве.

1 ведущий: Но где бы он не жил, не перестаёт думать о России, страдать за неё, писать о ней великим русским языком.

2 ведущий: За карикатурными фигурами Плюшкина, Собакевича, Ноздрёва, Коробочки, Чичикова вставала правдивая и обличающая картина жизни в царской России.

(Показ отрывка из поэмы «Мёртвые души»)

1 ведущий: В конце января 1852 года обнаружились признаки нового душевного кризисна. Гоголя терзает предчувтвие его скорой смерти, усугубляемые вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского «Поприща», в успехе «Мёртвых душ».

2 ведущий: 7 февраля 1852 года Гоголь исповедуется и причищается, а с 11 на 12 сжигает беловую рукопись второго тома «Мёртвые души».

1 ведущий: 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартирке в доме Талызина на Никитском бульваре.

2 ведущий: О смерти писателя было запрещено упоминать в газетах. Только Тургеневу удалось опубликовать некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова?! Да, он умер, тот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим человеком, который своим именем обозначил эпоху в истории нашей литературы».

1 ведущий: Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии; от университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Донском монастыре. Гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции останки Гоголя были перенесены на Ново-Девичье кладбище.

2 ведущий: Более 200 лет разделяет нас от времени, в котором жил и творил Великий писатель Н.В. Гоголь. Но книги его - серьёзные, грустные или весёлые, будут жить вечно.

1 ведущий: А смелость писателя и сила его обличительного смеха останутся навсегда актуальными.

Гоголь - это чудо и загадка русского таланта.

Гоголь - это чудо и загадка русской души.

И это чудо родилось и созрело на Полтавщине, на украинской земле.

И поэтому так велико значение Гоголя для украинской литературы.

Она ведь тоже во многом вышла из Гоголя.

СЕРГЕЙ БАРУЗДИН



Викторина по творчеству Н.В. Гоголя.

( ОБЪЯСНИ лексическое значение слов)

ШЛЯХТА

БУРСА

СВИТКА

БАНДУРА

ЛЮЛЬКА

ШИНКАРЬ

ЧУПРИНА

ЦЫБУЛЯ

РУШНИК

ПАСЕЧНИК

ЧЕРЕВИЧКИ

ГАЛУШКА

КАГАНЕЦ

ГОПАК

МАКИТРА

Кто из персонажей произведений Гоголя

1. ., .брал взятки борзыми щенками.

2. .. .убил своего сына.

3. .. .летал на чёрте за черевичками в Петербург.

4. .. .предал отечество, товарищей, родных из-за любви.

5. .. .выдал сочинение Загоскина «Юрий Милославский» за своё.

6. .. .вскрывал и читал чужие письма.

7. .. .героически сражается за независимость Украины и погибает, спасая своих товарищей.



© 2010-2022