- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс по учебнику Грекова В. Ф
Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс по учебнику Грекова В. Ф
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вайчунене Е.Я. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах составлена на основе ФК ГОС 2004 г. с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по русскому языку, программы Н.А.Николиной к учебнику для старших классов общеобразовательных учреждений «Русский язык». (Авторы: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. - М.: Просвещение, 2011г.)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10-11 классах по данной программе сводятся к следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
1
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
2
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Тематический план предусматривает 135часов (68 часов-10классе и 67часов в 11классе в объеме 2 часа в неделю).
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.
3
Особенности программы
По программе на изучение русского языка в 10 классе отводится 55 часов, рабочая программа рассчитана на 68 часов, поэтому увеличилось количество часов на изучение отдельных тем:
В разделе «Стили и типы речи»
-
Урок развития речи.
Лингвистический анализ типов речи в текстах функциональных разновидностей.1 час
2. Урок развития речи.
Подготовка выступления в дискуссии о необходимости соблюдения норм в современном обществе. 1 час
3.Тест по теме «Культура речи». 1 час
«Лексика и фразеология.»
4. Урок развития речи. Лексический анализ текста с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ). 1 час
5.Тест по теме «Лексика. Фразеология». 1 час
«Морфемика. Словообразование. Орфография.»
6.Тест по теме «Морфемика. Словообразование». 1 час
«Морфология и орфография»
7.Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа.
1 час.
8.Тест по теме «Имя существительное. Имя прилагательное» 1 час.
9.Тест по теме «Имя числительное. Местоимение.» 1 час.
10. Урок развития речи.
Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме)
2 часа.
11.Итоговый тест по программе 10 класса. 2 часа.
В авторской программе в 11классе отсутствуют уроки по развитию речи и уроки - контроля, поэтому уменьшилось количество часов на следующие темы:
-
Глагол. Спряжение глаголов. Особенности употребление форм глагола в речи. Правописание глаголов .1час
-
Наречие. Употребление и правописание наречий.1час
-
Основные принципы русской пунктуации.1час
-
Предложения с обособленными и уточняющими членами.2часа
-
Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.1час
-
Сложноподчинённое предложение.1час
-
Цитаты и знаки препинания при них.1час
Добавились уроки развития речи:
-
Р.Р. Составление плана, тезисов, аннотации.1час
-
Р.Р. Сочинение на морально-этическую тему.2часа
-
Р.Р. Изложение с разными видами цитат.1час
Уроки контроля:
-
Контрольный тест по темам «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие».1час
4
-
Контрольный тест по теме «Служебные части речи»1час
-
Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения».1час
-
Контрольный тест по темам «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», «Бессоюзное сложное предложение», «Сложные предложения с разными видами связи».1час
-
Итоговый тест (демоверсия ЕГЭ)2часа
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в 10-11 классах учащиеся должны:
-
иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
-
знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
-
знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
-
обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
-
овладеть функциональными стилями речи;
-
уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
-
уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
выполнять практические задания из КИМов;
-
осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
-
производить информационную переработку устного и письменного текста;
-
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-
создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
-
создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
-
5
-
Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Содержание учебного предмета10 класс
№
п/п
Тема
Количество часов
1
Русский язык в современном мире.
1
2
Стили и типы речи.
7
3
Лексика и фразеология.
17
4
Орфоэпия.
2
5
Морфемика. Словообразование. Орфография.
17
6
Морфология и орфография
22
Итого
68
Содержание учебного предмета11класс
№
п/п
Тема
Количество часов
1
Морфология и орфография
22
2
Синтаксис и пунктуация.
45
Итого
67
6
Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе.
№
п/п
Раздел, тема урока.
Кол-во
часов
1
Русский язык в современном мире
1
2-3
Стили и типы речи.
2
4
Р.Р. Лингвистический анализ типов речи в текстах разных функциональных разновидностей.
1
5-6
Понятие о норме литературного языка .Типы норм. Этико-речевые нормы.
2
7
Р.Р. Подготовка выступления в дискуссии о необходимости соблюдения норм в современном обществе.
1
8
Тест по теме «Культура речи».
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 15часов
1
9.
Лексическое значение слова .Точность словоупотребления
1
10. 11.
Тропы как выразительные средства языка.
2
12-13
Употребление синонимов и антонимов.
2
14
Употребление стилистически ограниченной лексики.
1
15
Заимствованные слова и их употребление.
1
16.-17
Употребление устаревших слов и неологизмов
2
18.-19
Употребление фразеологизмов.
2
20.-2
Фигуры речи как выразительные средства
2
22.-23
Словари русского языка.
2
24
25
Р.р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ)
Тест по теме «Лексика. Фразеология».
ОРФОЭПИЯ 2часа
1
1
26-27.
Орфоэпические нормы русского языка.
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. 17 ЧАСОВ
2
28.-29
Принципы русской орфографии
2
30.
Употребление прописных букв.
1
31-32
Состав слова .Употребление однокоренных слов.
2
33.-34
Основные способы словообразования.
2
35.
Правописание гласных в корне.
1
36
Правописание гласных после шипящих и ц.
1
37-38.-39-40
Правописание приставок.
4
41
Буквы Е и О после шипящих и Ц.
1
42-43
Общие правила правописания сложных слов.
2
44
Тест по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
1
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 22часа
45.-46
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Род и число существительных.
2
47
Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа.
1
48-
Образование форм множественного числа у существительных мужского рода.
1
49
Правописание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже.
1
50-51
Правописание суффиксов существительных.
2
52-53.
Правописание сложных имён существительных.
2
54
Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных.
1
55-56
Правописание суффиксов прилагательных.
2
57-58
59
Правописание сложных имён прилагательных.
Тест по теме «Имя существительное. Имя прилагательное».
2
1
60.-61
Имя числительное. Правописание и употребление числительных.
2
62
Местоимение. Особенности употребления местоимений
1
63.
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
1
64
Тест по теме «Имя числительное. Местоимение.»
1
65-66
Р.р.Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме)
2
67-68
Итоговый тест по программе 10класса.
2
Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе.
№
п/п
Раздел, тема урока.
Кол-во
часов
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 22часа
1-2-3
Глагол. Спряжение глаголов. Особенности употребление форм глагола в речи. Правописание глаголов
3
4-5.
Причастие. Образование и употребление причастий.
2
6-7
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
2
8
.
Деепричастие. Значение, употребление и образование деепричастий.
1
9-11
Наречие. Употребление и правописание наречий
3
12
Контрольный тест по темам «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие».
1
13-14
Служебные части речи. Предлог. Особенности употребления предлогов.
2
15
Правописание предлогов.
1
16-17
Союз. Употребление и правописание союзов
2
18
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
1
19-20
Правописание НЕ со словами разных частей речи.
2
21
22
Правописание частицы НИ.
Контрольный тест по теме «Служебные части речи»
1
1
23
24
Синтаксис и пунктуация. 45часов.
Основные принципы русской пунктуации.
Р.Р. Составление плана, тезисов, аннотации.
1
1
25-28
Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения.
4
29
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
30
Согласование сказуемого и подлежащего.
1
31
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
1
32-33
Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами
2
34
Однородные и неоднородные определения.
1
35
Согласование в предложениях с однородными членами
1
36-39
Предложения с обособленными и уточняющими членами.
4
40
Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения».
1
41-42
Р.Р. Сочинение на морально-этическую тему.
2
43-45
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения и междометия.
3
46-47
Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.
2
48-49
Сложноподчинённое предложение.
2
50
Синонимия сложноподчинённых предложений и других синтаксических конструкций.
1
51-52
Сложноподчинённые
предложения с двумя или несколькими придаточными
2
53-55
Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
3
56-57
Сложные предложения с разными видами связи.
2
58
Контрольный тест по темам «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», «Бессоюзное сложное предложение», «Сложные предложения с разными видами связи».
1
59
Замена прямой речи косвенной
1
60
Цитаты и знаки препинания при них.
1
61
Р.Р. Изложение с разными видами цитат.
1
62-63
Обобщающее повторение
2
64-65
Многоаспектный анализ текста.
Продуцирование текстов.
2
66-67
Итоговый тест (демоверсия ЕГЭ)
2
Перечень учебно-методического обеспечения
Авторы учебника:
Грекова В.Ф, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко Русский язык. . Учебник для 10-11 классов ОУ. - М.:Просвещение 2011г.
Егорова. Поурочные разработки, универсальное издание.«Русский язык. 10-11 классы». - М.:Вако, 2013
Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000
Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. - Саратов: Лицей, 2006
Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009
120 текстов для школьных изложений. - М., 1998.
Таблицы, схемы.
Сборники диктантов для 10-11 классов.
Лингвистические справочники и словари.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.
14
Лист корректировки рабочей программы
-
(внесения изменений и дополнений)
Дата урока по плану
Дата проведения по факту
Содержание корректировки
(тема урока)
Обоснование проведения корректировки
Реквизиты документа (дата и № приказа)
Подпись заместителя директора по УВР
15