- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (5 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юркова А.Г. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Приветствие.
У: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы отправляемся в путь. Куда бы нам сложить наши знания? Давайте возьмем с собой чемоданчик. Но чемоданчик не обычный, а с морфемами. Ребята, а что такое морфемы? (акцентуализация)
Д: Это наименьшие значимые части слова.
У: Знания о каких морфемах, привезенных из других путешествий, мы уже храним в этом чемодане?
Д: Об окончании и основе. Это ….
У: Прекрасно. Попытаемся открыть наш чемоданчик (на закрытых досках вразброс написаны морфемы, составляющие слово «поездка»). Кто сможет подсказать пароль? Как вы действовали?
Д: Слово «поездка».
У: Итак, это слово - слово «поездка» - это ключевое для нас слово. Вперед, в путешествие, за новыми знаниями! (первичная цель)
-
Распределительный диктант:
(на доске нарисовано слово «поезд» и ведущие от него стрелки)
У: В путешествие мы отправимся на волшебном поезде, который прокатит нас по родным просторам. Но мы должны вспомнить все словарные слова, связанные с железной дорогой, ждущей нас. Пригласим одного из вас к доске помочь нам.
-
Как называется человек, передвигающийся на каком-либо транспорте? (пассажир)
-
Как называется платформа для высадки пассажиров? (перрон)
-
Как называется место, в котором продаются билеты? (касса)
У: Ребята, а что общего у этих слов с точки зрения морфемики? Из каких частей слов они состоят?
Д: Все слова состоят только из корня, окончания и основы.
У: Спасибо, ты нам очень помог. Так, значит, какая еще не повторенная нами морфема будет сегодня центром нашего внимания?
Д: Тема сегодняшнего урока - Корень.
-
Открытие новых знаний.
Вперед к поезду под названием «Корень». Взгляните на девиз, под которым пойдет в путь наш вагон: «Зри в корень». Расскажу вам, что автором этой фразы является языковед А. Шишков. Как вы думаете, что означает эта фраза?
Д: Нужно вглядываться в самую суть проблемы.
У: А где же у слова самая суть заложена? Именно в корне. Подведение под понятие
А посему давайте откроем наши конспекты и запишем тему сегодняшнего урока. Какую? Правильно, «Корень слова».
У: Что вы уже знаете о корне?
Д: Что это «смысловой центр» слова
У: Знаете ли вы, как правильно выделить корень в слове? Еще нет? Значит, какова наша сегодняшняя с вами задача?
Д: Узнать, как правильно выделять корень в словах Задача урока
У: Для чего вам нужны эти знания?
Д: Правильно производить морфемный разбор, не делать ошибки в словах, хорошо учиться, сдать экзамены Учебная мотивация
-
Проблемная ситуация №1, работа с конспектом
У: Ребята, я предлагаю совершить наше путешествие в Мещерскую сторону.
Мещеру - леса, простирающиеся на территории Рязанской, Владимирской и Московской областей,- Константин Георгиевич Паустовский называл «второй родиной». В цикле произведений, объединенном под названием «Мещерская сторона» писатель разместил рассказ «Родник». В нем удивительный лесник пытается понять суть слов. В слове «родник», например, он выделил корень «род» и доказал свою правоту. Давайте посмотрим.
Работаем парами.
Обойдя мшары, мы спустились с пригорка и остановились у одного родника, напились воды. Она была горькая на вкус.
- Родник! - сказал лесник. - Я большой любитель разбирать слова. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной житель, простой обходчик.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.
У: а давайте мы попробуем подобрать однокоренные слова к этому корню, т.е. «род» из данного текста.
У: Выделим корни. Сравним слова.
Посмотрим, что получилось у одного из учеников другого класса, выполнявшего это задание.
«Зарождается, родит, родина, народ, родня.»
Что лишнее?
Д: Народ.
У: Попросим это доказать пару, которая работала со словообразовательным словарем.
Проблемная ситуация:
Однокоренные слова: родник, зарождается, родит, родина, родня.
Проблемная ситуация: Ребята, в слове «народ» корнем является все слово целиком. Когда-то они были однокоренными. Слово «народ» лишнее.
У: С каким словом у вас возникли трудности? Почему?
Д: в слове зарождается корень рожд.
У: Они не однокоренные?
Д: Однокоренные, просто в нем происходит чередование д/жд.
У: Прекрасно. Это первый секрет корня
У: Ребята, самые святые для человека слова в этом мире имеют именно этот корень - «род». Недаром наши предки, древние славяне, поклонялись языческому богу по имени Род, он - прародитель, от него все пошло. А про родительский дом, что является началом всех начал, часто говорят «родовое гнездо», так вот у слов, как у каждого человека, есть свое «гнездо». В него входят все слова, образованные от определенного корня. Запишем в конспекте напротив двух наших строчек с однокоренными словами - «гнездо однокоренных слов».
У: Ребята, а какое дерево символизирует наш край, какое дерево воспевал поэт?
Д: Береза.
У: Именно береза. Она символ нашей Родины, и сейчас ее образ поможет нам понять, как «работает» любое «гнездо». Посмотрите, на стволе, ведущем от корня, можно написать любой корень, например, «род», а на кроне березы записать все слова, образованные от этого корня. Это наглядно и удобно.
Составление алгоритма правильного выделения корня:
Глядя на дерево, давайте составим алгоритм наших действий для поиска корня. С чего стоит начать и чем закончить, попробуйте рассказать.
Д: Нужно составить гнездо из однокоренных слов. Выделить у них общий корень.(запись вывода)
-
Работа со словами:
У: Все ли слова вам в тексте были понятны?
Д: Слово «мшары» неизвестно.
У: Оно слово неизвестно вам потому, что оно является диалектизмом. Диалектизм- это слова, характерные для конкретной территории. Есть в нашем классе ребята, которые работали со словарем Даля, сейчас они расскажут, что такое мшары.
Д: «Мшары - верховые болота».
У: Заполним место для справок: мшары-болота. Ребята, они обозначают одно и то же? Да. Они являются при этом однокоренными? Нет, это слова-синонимы. Отметим это. Слова-синонимами не являются однокоренными.
2. У: Найдите в этом тексте слова с омонимичными корнями, т.е. они произносятся и выглядят одинаково, но означают разное.
Д: Пригорок и горький. Корень и там, и там «гор».
У: Абсолютно верно! Занесем это в вывод!
У: Вы прекрасно поработали в парах, молодцы, очень продуктивно.
-
Работа с таблицей (по вариантам)
У: Ребята, вспомним, как назвал себя лесник в произведении «Родник»? Правильно, «лесной житель». Попробуем найти корни в этих словах и поработать с ними.
-
-жи-
-лес-
-хищ-
Существительное(кто?)
Житель
Лесник
Хищник
Существительное (что?)
Жизнь
Лес
Похищение
Прилагательное (какой?)
Живой
Лесной
Хищный
Глагол (что делать? что сделать?)
Жить
Обезлесить
Похитить
У: Ребята, а сейчас я вам расскажу о настоящих лесных жителях Мещеры. Волк, енотовидная собака, лисица - это лишь немногие редкие хищники. Попробуйте добавить в третий столбец корень из слова «хищник» и образовать однокоренные слова по образцу. Какой вывод мы можем сделать об однокоренных словах?
Д: они могут быть разных частей речи.
У: Это еще один секрет корня! (запись в тетрадь)
-
Творческий диктант (работа по мини-группам)
У: В Мещере живут не только страшные хищники, но и редчайшие млекопитающие и птицы. Образуем группы и познакомимся с ними!
Зубр - символ Мещерского края.
Стерх - прекрасный белый журавль.
-
Заголовок: __________________________________
Зубр - символ Мещерского края.
Самые тяжелые быки могут достигать веса до 1200 кг. А чисто внешне массивность зверя усугубляется очень массивной передней частью тела, с высокой холкой и горбом, крупной головой (с относительно некрупными рогами), к тому же покрытой длинной густой шерстью. Грива зубра похожа на львиную.
Слова для справок: длинной, тяжелые, львиную.
-
Выделить в добавленных словах корни.
-
Объяснить тире в первом предложении.
1. Заголовок: __________________________________
Стерх - прекрасный белый журавль. Это крупная птица с типично журавлиным обликом, только концы крыльев черного цвета. Клюв, участок голой кожи на голове, а также лапы у этого журавля красного цвета. Стершата с рождения имеют симпатичный рыжий цвет. Удары клювом и ногами журавлей настолько сильные, что способны сломать позвоночник хищникам, например, лисе.
Слова для справок: белый, рыжий, сильные.
2. Выделить в добавленных словах корни.
3. Объяснить тире в первом предложении.
-
Орфографическая минутка
У: Ребята, мы опаздываем! Поторопимся. А кстати, как правильно?
Спишите в тетрадь/
Спешите на поезд
Д: Правильны оба варианта. От лексического значения будет зависеть выбор гласной в корне слова.
-
Проверка знаний (взаимопроверка)
У: Ну, что ж, вот мы и дома. Давайте посмотрим на содержимое своих чемоданчиков. В них должны быть знания о корне. Проверим друг друга? Сделаем небольшой тест, затем обменяемся тетрадями, подсчитаем количество правильных ответов.
Выбери верное утверждение:
Корень - это
А) главная морфема;
Б) самостоятельная часть речи;
В корне …
А) заключено значение одного слова;
Б) заключено общее значение однокоренных слов.
Чтобы найти корень, нужно
А) изменить слово;
Б) составить гнездо однокоренных слов;
Однокоренные слова
А) могут быть одной частью речи;
Б) могут быть разных частей речи.
-
Рефлексия индивидуальная.
Те ребята, которые правильно ответили на 8-9 вопросов правильно в нашем тесте-закреплении, поработали «отлично», ответившие правильно 7-6 вопросов - «хорошо». Остальные поработали удовлетворительно!
Закончите предложение:
-Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке я понял…
-Сегодня на уроке мне было…
Вопрос классу: «Ребята, а как вы оцениваете свою работу. Работу в группе и каждого отдельно?» Покажите карточку соответствующего цвета: красный - не узнал ничего нового, зеленый - я полезно провел время.
- Молодцы! Работали все очень хорошо! Победили сегодня все!
13. Дифференцированное домашнее задание:
Для творческих детей: Поработайте с атласом России. Используйте карты по географии. (Некоторые города готовы рассказать о себе в своем названии. Например, Санкт-Петербург - город Петра, Новгород - новый город. Найдите похожие города).
Для «лентяев»: упр. 511