Конспект открытого интегрированного урока физика-литература «В его поэзии мы можем наблюдать и жизни ход, и физики явленья. .. . »

Цели урока: 1. Предметные:      --  по изученным стихотворениям А.С. Пушкина  проследить, какие     художественные приёмы использует автор, воздействуя на читателя; подвести итог изучения лирики поэта и романа «Евгений Онегин»;      --  определить широту познания поэта на основе физических процессов, описанных в его произведениях. 2.   Метапредметные:      --  определять цель, проблему деятельности, оценивать степень достижения цели; научиться находить полезную информацию, учиться анализироват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9


ГБОУ Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»










интегрированный урок литература-физика



«В его поэзии мы можем наблюдать и жизни ход, и физики явленья....»





Учитель первой категории Рогожникова Е.В. (русский язык и литература)

Учитель высшей категории Марченко В.А. (физика)




с. Танковое - 2015

Слайд 2

Цели урока:

1. Предметные:

-- по изученным стихотворениям А.С. Пушкина проследить, какие художественные приёмы использует автор, воздействуя на читателя; подвести итог изучения лирики поэта и романа «Евгений Онегин»;

-- определить широту познания поэта на основе физических процессов, описанных в его произведениях.

  • Метапредметные:

-- определять цель, проблему деятельности, оценивать степень достижения цели; научиться находить полезную информацию, учиться анализировать, классифицировать, сравнивать её, обобщать, доказывать, делать выводы; излагать своё мнение, организовывать работу в паре, группе.

3. Личностные:

-- формировать познавательный интерес у учащихся, прививать любовь к литературе и физике; осознавать свои эмоции, вырабатывать уважительно- доброжелательное отношение к себе и окружающим.


Обеспечение урока: рисунки к физическим тепловым явлениям, детские рисунки по произведениям А.С. Пушкина, слайд-презентация, видеосюжеты.

Тип урока: бинарный обобщающий урок

Слайд 3 Эпиграфы к уроку:


1. О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты 2. О, сколько нам открытий чудных
закон звезды и формула цветка. Готовят просвещенья дух

(М.И. Цветаева). И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

(А.С. Пушкин).

Ход урока:

Урок начинается с обсуждения эпиграфов.

Учитель литературы:

  • К какому стилю речи мы можем отнести слова «закон» и «формула»?

  • Как вы их понимаете в контексте нашего эпиграфа?

Стихотворение может быть отнесено к лирике мысли. Весь текст воспринимается как итог размышлений об одной из тайн мастерства поэта. Извечная тема «поэт и поэзия» скорректирована и может быть определена как «происхождение и механизм рождения стиха.

Стихи заключают «законы» и «формулы» красоты.

Слайд 4 Учитель физики:

  • Как вы понимаете первые две строчки эпиграфа?

  • О каких « ошибках трудных» говорит автор?

  • Какую роль играет «гений» в развитии науки?

Этот эпиграф не случайно взят к сегодняшнему уроку. Давайте проанализируем строки великого творца. «Просвещенья дух» можно воспринимать как теорию, полученные знания. «Опыт» как один из методов познания. Из фразы очевидно следует, что «опыт» назван одной из причин «открытий». И это действительно так: ведь с помощью опытов не только проверяют гипотезы, но и открывают неизвестные законы.

Автор отмечает, что опыт связан с рядом «ошибок трудных». И это тоже верно. История физики знает множество примеров, когда незнание особенностей или свойств новых явлений чревато опасностью и может привести к трагическим исходам.

Например. В ходе экспериментов учёного и государственного деятеля Б.Франклина над атмосферным электричеством он не раз подвергался такому сильному воздействию электрического разряда, что терял сознание. В России опыты подобного рода проводил Г. Рихман. Во время одного из опытов по атмосферному электричеству ученый погиб от удара молнии.

Слова «гений, парадоксов друг» можно отнести к тем великим физикам, которые стояли у истоков новых физических теорий в середине IXX века : М. Планк, А. Эйнштейн, Л. де Бройль, Н. Бор. Когда классическая физика Ньютона была построена обнаружились новые экспериментальные факты, которые ньютоновской физикой нельзя было объяснить. Ученые взяли на себя смелость и выдвинули новые идеи, которые представлялись безумными и сумасшедшими. Нильс Бор писал об этом: «Перед нами безумная теория. Вопрос в том достаточно ли она безумна, что бы быть правильной».

Последние слова стихотворения о «боге изобретателе можно понимать по- разному. Я считаю, что Александр Сергеевич знал о тех великих открытиях того времени которые в корне преобразили со временем технику и быт.

Слайд 5

1800 год. А. Вольт конструирует первый источник электрического тока.

1802 год. Русский физик В.Петров изготовил большую гальваническую батарею, открыл электрическую дугу.

1820 год. X. Эрстед открыл магнитное действие электрического тока.

1822 год. А. Ампер обнаружил магнитный эффект катушки с током.

1826 год. Г. Ом открыл закон «закон Ома» которому подчиняется электрический ток.

Этот список можно продолжать и дальше. Мне кажется, что А.С.Пушкин был не только величайшим поэтом всех времен и народов, но и cледил за ходом и развитием физики и техники того времени. По крайней мере неплохо разбирался в естественных науках. Анализируя его строки, можно предположить, что великий поэт был не только поэтом?

Сегодня на уроке мы с вами будем работать в рабочих листках, в которых вы будете записывать физические процессы которые встретите в строках великого поэта. Учитель рассказывает как работать с рабочими листками.

А теперь давайте обратимся к тем физическим явлениям, которые так поэтично описывал в своих произведениях А. С. Пушкин.

Слайд 6 Учитель литературы:

- А.С.Пушкин... Это имя стало для нас святым. Мы уже не мыслим себе русской литературы без этого имени. Оно с детства живёт в каждом из нас. Мы, ещё не умея читать и писать, с упоением уверенно цитировали

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах...

Тепловые явления

Признаки

Название произведения

Строки из произведения

Конвекция тепловых потоков

Образование ветра

Сказка о царе Салтане…

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет


Учитель физики:

  • Кстати, наблюдаете ли вы уже в этих строчках присутствие теплового процесса ?

  • К какому виду теплопередач можно отнести образование ветра?

  • Что такое ветер с точки зрения физики ? Как он образуется?

Учитель предлагает вместе с детьми заполнить рабочий лист. Объясняет как с ним работать


Слайд 7 Учитель литературы:

Мы знаем, как мастерски А. С. Пушкин умеет описывать картины природы. Но так же великолепно и в то же время просто и мило ему удаются обычные бытовые сцены. А как правдиво поэт умеет передать читателю чувства и переживания, которые испытывают его герои. Проследим это на примере небольшого отрывка из его романа «Евгений Онегин».

Сценка. Звучит классическая музыка 19 века. У окна девушка пьёт чай.


Смеркалось, на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмною струею,

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О и Е.


Слайд 8

  • За счёт чего возникает ощущения простоты и уюта в описании?

  • На какие предметы обращает внимание автор?

  • Что происходит с Татьяной? Почему вы так решили?

  • Обратите внимание на нашу экспозицию. Какая необыкновенная посуда. Какие известные вам художественные промыслы вы узнаете у нас на столе?(хохлома, гжель)


Слайд 9 Учитель физики:

Объясните, какие физические процессы позволили Татьяне выписывать «На отуманенном стекле Заветный вензель О и Е».

-Да чудесный роман... Там дальше «Но чай несут девицы чинно

едва за блюдечки взялись...» А кстати, почему девицы собирались пить чай из блюдечек, а не из чашек? Кто может объяснить?

Слайд 10 Работа в парах. Задание 1 на листах:

1.С какими физическими явлениями можно связать эти строчки: «шипел вечерний самовар», «чайник нагревая», «клубился лёгкий пар»?

  1. За счет какой энергии нагревался чайник? От куда поступала эта энергия?

  2. Подберите формулу к описываемым процессам: «чайник нагревая»,

«клубился лёгкий пар», «шипел вечерний самовар».

4. Начертить график зависимости температуры от времени, используя строчки: «Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар».

Для обсуждения вопроса в группах отводится 1 минута.

После ответов, учитель предлагает ребятам самостоятельно заполнить рабочие листы. На партах разложены листы с заданием.

К концу урока таблица, розданная каждому учащемуся, должна быть заполнена. В этой таблице указаны все процессы, а так же формулы встречающиеся в теме «Тепловые явления». Обратную сторону листа ребята заполняют с учителем литературы. Отмечают художественные приемы, встретившиеся в произведениях. В конце урока ребята сдают заполненные листы учителям на проверку.

Слайд 11 Физкультминутка

Слайд 12-14 Учитель литературы:

Кажется, легко описывать вещи прекрасные: дивную природу Кавказа, зимний день и уютное чаепитие в доме Лариных. А вот как описать яв­ления ужасные и зловещие? Давайте проследим как стихотворение «Анчар» наводит ужас на читателя, описывая ядовитое дерево.

Отрывок из стихотворения «АНЧАР».

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой, Анчар, как грозный часовой, Стоит- один во всей Вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит-

И мчится прочь, уже тлетворный


И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.


Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.


Слайд 15


  • Какие художественные приёмы использует автор для передачи описания дерева?

  • Укажите средства создания этого образа.

  • Каков, на ваш взгляд, иносказательный смысл этого образа?


Учитель физики:

  • Самостоятельно найдите на листочках в этом отрывке ключевые слова, связанные с физикой.

  • Постройте схематично графики зависимости температуры от времени. Построения сделайте в таблице.


Слайд 16

Итог урока. Посмотрите в свои таблицы и сделайте вывод сегодняшнего урока.

1. Какие тепловые процессы мы сегодня повторили? (таблица).

2. Какие художественные приёмы встречаются в поэзии Пушкина? (таблица).

Заключительное слово учителя физики:

В очередной раз хотелось обратить ваше внимание, что физика это не только формулы, определения и законы. Физика это всё то, что нас окружает. Она и в природе, и дома, она даже встречается в поэзии. Мог ли Пушкин, не зная физики, так поэтично описывать физические процес­сы? Конечно нет. Только человек интуитивно чувствующий физические законы мог так написать «брега с недвижною рекою», «на стёкла хладные дыша», «на отуманенном стекле», «шипел вечерний самовар», «под ним клубился лёгкий пар» и т. д.

«О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух» Только обучаясь вы можете подмечать то что вас окружает, сможете объяснять любые явления.

И помните: «И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг.» Дерзайте, ищите, стремитесь, не бойтесь ошибаться. Кто не ошибался, тот не знает радости победы. И тогда каждый из вас будет гением, как А. С. Пушкин.


Заключительное слово учителя литературы:

- Сегодня мы попытались совместить несовместимые на первый взгляд предметы. Эта несовместимость, кажущаяся.

Слайд 17

Мир вокруг нас многолик и разнообразен. Одно и то же явление поэт может изобразить в своём стихотворении, художник на своём полотне, музыкант в своей увертюре, а физик и химик будут смотреть на него с точки зрения каких - то естественных законов. Каждый будет отражать свой взгляд на мир. Главное, чтобы у человека не исчезало желание понимать и осмысливать происходящее. Мы увидели, как литература уводила нас от простых, обыденных вещей к высотам чувственного восприятия, а физика помогала осмыслить изображаемые явления, исходя из уже изученных вами физических явлений. А ведь разбираться в них - это тоже творчество. И дай Бог всем вам, ребята, проявить себя в той области, которая вам ближе. Главное, чтобы вам хотелось наблюдать, осмысливать, доказывать, творить. Не случайно Герберт Спенсер сказал:

Слайд 18

« Мнение, будто наука и поэзия противоположны друг другу - чистое заблуждение. Напротив того, наука открывает целое царство там, где для ума ненаучного всё туго » .












ЛИСТ № 1


1. С какими физическими явлениями можно соотнести эти строки: «шипел вечерний самовар» «чайник нагревая», «клубился лёгкий пар»?

2. 3а счет какой энергии нагревался чайник? Откуда поступала эта энергия?

3. Подбери формулу к описываемым процессам: «чайник нагревая», «клубился легкий пар».

4. Начертить график зависимости температуры от времени, используя строки: «Китайский чайник нагревая, под ним клубился лёгкий пар».

ЛИСТ №2

  1. Объяснить с физической точки зрения выражение « под соболем согрета ».

  2. Почему с давних пор применяют двойные стёкла?

  3. Среди физических величин с, q, λ, L выбрать ту, которая связана с образованием льда. В каких единицах измерения она выражается? Подберите формулу, с которой связана эта величина.

  4. Почему легко скользить на коньках по льду?




Тепловые явления

Признаки

Название произведения

Строки из произведения

Обозначение

физ. величины

Физическая

формула

График

Конвекция тепловых потоков

Образование ветра

Ветер по морю гуляет

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет




Парит

Парит орел

Кавказ

Парит неподвижно со мной наравне




Теплопере­дача

нагревание охлаждение

Евгений Онегин


Осень

Китайский чайник нагревая

Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Удельная теплоёмкость

с


Q=c∙m∙∆t


Парообразо­вание

Кипение

Образование

пара

Евгений Онегин

Кипел вечерний самовар


Удельная теплота парообразования

r

Q=r∙m


Конденсация

Изменение агрегатного состояния

пар жид

Евгений Онегин

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Удельная теплота парообразования

r

Q=r∙m


Плавление

Изменение агрегатного состояния

твёр жидк.



Удельная

теплота

плавления, λ


Q= λ∙ m


Кристаллизация

Изменение агрегатного состояния

жидк. твёр.

Осень



Анчар

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

Удельная

теплота

плавления

λ

Q= λ∙ m


Сгорание

Сгорание топлива

Евгений Онегин

Под ним клубился лёгкий пар

Удельная

теплота

сгорания, q

Q= q∙ m



Рабочий лист к интегрированному уроку ФИЗИКА Фамилия, имя _________________________________

© 2010-2022