Урок по русскому языку «Подготовка к написанию сжатого изложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения»


Цель:

Обучающая:

-научить студентов работать над выделением главной и второстепенной информации, находить тезисы, видеть структуру текста;

-научить сжимать текст разными способами;

-научить записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.

Развивающая:

-развитие навыков работы с различными приемами сжатия исходного текста;

-развитие умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

Воспитывающая:

-умение правильно, точно и логично излагать свои мысли,

Оборудование:

-текст В.Астафьева для написания сжатого изложения (из сб. «Русский язык. Подготовка к ГИА - 9, 2012 «Легион». Ростов-на-Дону. );

-карточка-инструкция «Способы сжатия текста»;

-карточка-инструкция «Порядок действий при написании изложения»;

-памятка «Как работать над сжатым изложением»;

Ход урока

«Высокая культура речи - это умение правильно,

точно и выразительно передавать свои мысли

средствами языка…» С.Ожегов


  1. Организационный момент урока. Цели и задачи урока.

Сегодня на уроке

Актуализация знаний.

1.Слово учителя.

Написание сжатого изложения по тексту требует не просто мобилизации памяти и сосредоточенности на нормах правописания, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Сжатое изложение побуждает выполнить информационную обработку текста.

2. Речевая разминка.

- Как вы понимаете слово "сжатый"? Каково, по-вашему, значение этого слова?

- Почему на экзамене предпочтение отдано сжатому, а не подробному изложению?

- Какие вы знаете основные приёмы сжатия информации? В каких случаях стоит применять каждый из них?

3.Ознакомление с критериями оценивания изложения.

Итак, основные критерии оценивания изложения следующие:

ИК 1. Содержание изложения.

ИК 2. Наличие сжатия исходного текста.

ИК 3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте основное и существенное, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на

заглавие текста и на подтекст;

- определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение

центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

языковых средств.

4.Способы сжатия текста:

1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.

К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

повествующих об одном и том же предмете речи;

З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Ш.Практическая работа с учащимися.

Давайте попытаемся применить названные способы на практике.

Отрывок из текста

Текст сжатого пересказа

Пример №1

«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один - землемер, другой - грузчик, третий - рыбак, а ещё - ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице - писателе Куприне.

«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

(Применён приём исключения некоторых членов предложения. Поскольку в отрывке из текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн, мы оставили главное: профессии были самыми разными, зачастую опасными. Поэтому из всего перечня взяты контрастные.)

Пример №2

Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Почему так часто он менял свои профессии?

(Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье конкретизируют смысл первого. Поэтому использован приём исключения предложения (-ий).

Пример №3

Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?

(В риторических вопросах снова содержится информация о профессиях, которыми овладевал Куприн, однако акцент здесь поставлен не на их разнообразие, а на тяжесть и подчас опасность. Использован приём замены однородных членов синонимичным выражением.)

Пример №4.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово. (Д. С. Лихачёв)

Любовь к родному краю, культуре начинается с малого - с любви к своей семье, с уважения к людям.

(применен прием сокращения)

Пример № 5.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

(применен прием исключения второстепенной информации)

Вывод: Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста - построение текста.
Тезис - положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

IV.Анализ текста.

Учитель: А теперь давайте познакомимся с текстом В. Астафьева.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,- той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. (В. Астафьев)

Задания 1

  1. Прочитайте текст. Определите тип речи текста. (Рассуждение с элементами повествования и описания).

  2. Из скольких частей состоит текст?

  3. В 1 и 2 части выделите только то, без чего нельзя понять смысл текста. В чём особенность 1-й части текста?

  4. Что отличает 3-5 части текста? Почему автор избирает такую структуру текста?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе,мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей. - 75 слов.

(Сложность работы над этой частью заключается в том, что в повествование вклинивается описание).

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано. - 64 слова.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,- той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-топрекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено. - 74 слова.

(С этой части начинается рассуждение, что должны отметить учащиеся. Содержатся тезис и аргумент.)

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. - 54 слова

(Учащиеся должны отметить ещё один аргумент.)

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательноодичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. - 64 слова.

(Завершение рассуждения. Вывод.)

Если подсчитать количество выделенных ключевых слов и фраз, то получится приблизительно 90 (исходный текст состоит из 330 слов).

Задание 2.

Определить микротемы каждого абзаца.


абзаца

Микротема

1.

Красота и мощь музыки.

2.

Своеобразие музыки Свиридова.

3.

Музыка - самое дивное создание человека. Влияние музыки на людей.

4.

Первичность музыки и вторичность слова.

5.

Музыка и природа - самое святое и неизменное у человека, то, что не даёт ему одичать.

Следующим этапом работы над текстом будет работа по установлению логических связей между отобранным при сокращении (сжатии) материалом.

Задание 1

Какой способ сжатия текста вы использовали при сокращении 1-ой части текста?

Как можно связать ключевые слова и фразы этой части?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра. (22 слова)

Задание 2

В чём, по-вашему, видит автор особенность музыки Г.Свиридова? Как он это отмечает в тексте?

Какие грамматические конструкции поддерживают связь между абзацами?

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова… есть звуки и нити соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом … выразить их, не каждому дано.

Как можно связать ключевые слова? (Используем вопросно-ответную форму, вводные слова и союз)

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано. (28 слов)

Задание 3

Что изменяется в структуре текста в этой части?

Найдите тезис. Сформулируйте его.

Где содержится аргумент? Сформулируйте его.

Музыка - самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой. (24 слова)

Задание 4

Сформулируйте второй аргумент.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово. (17 слов)

(Можно объединить 3-ий и 4-ый абзацы).

Задание 5.

Сформулируйте вывод.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (14 слов)

Задание 6.

Запишите получившийся текст.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра.

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано.

Музыка - самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (105 слов)

V. Рефлексия.

Учитель: Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.

К-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

К-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)

Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

Домашнее задание (лист с заданием выдается каждому ученику)

Практическая работа.

1 задание: Произведите сжатие фрагмента, используя прием обобщения.

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова - в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики - в энциклопедических словарях.

2 задание: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены.

М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Вариант ответа:

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 задание: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Вариант ответа:

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Карточка-инструкция № 1. Приемы сжатия текста

Основных приемов сжатия информации - два:

- обобщение частной информации;

- исключение второстепенной.

Есть еще способ, сочетающий исключение и обобщение.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним - более общим по смыслу - словом, словосочетанием или предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы - однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца: Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне, красавчик». (К.Ушинский)

Вот она подошла к дереву и стала петуха хвалить, чтобы он слетел к ней. //

Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании - к основной сюжетной линии кто - когда - где - как - что сделал, в рассуждении - к основной проблеме.

Карточка-инструкция № 2. Порядок действий при написании изложения.

1. При первом чтении ничего не пишется, все усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Затем записывается план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

3. При втором чтении уточняются тезисы и заполняются оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.

4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

5. Черновик надо проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция поможет уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений.

6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.

2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

3. Выделить в тексте все части.

4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?

5. Составить план сжатого изложения.

6. В каждой части текста отметить главное.

7. Отметить то, что можно объединить.

8. Подобрать обобщающие слова и предложения.

9. Изложить сжато каждую часть.

10. Подумать, как связать части между собой.

11. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано?


© 2010-2022