Странные люди в творчестве В. М. Шукшина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

«Странные люди» в творчестве В. Шукшина

Подготовила: Лютц А. П.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока:

  1. изучить биографию и героев рассказов В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Сапожки»;

Задачи:

а)обучающая: познакомиться с биографией и творчеством В. М. Шукшина;

б) развивающая: развивать аналитическое и критическое мышление;

в) воспитательная: воспитывать в учащихся самостоятельность, активность, умение работать в группе, формирование социальных качеств личности, а также развитие исследовательских навыков.

Оборудование: мультимедийная доска, фотографии писателя, листы с заданиями, листы для выполнения коллажа и портрета (А3), фломастеры.

Методы: анализ, синтез, поисковый метод, сравнение, исследовательский, цитирование.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем изучать жизнь и творчество русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.

  1. Ученица читает стихотворение.

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя.
Стародавнее это сёло.

Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.

  1. Слово учителя. Действительно, каждый из нас слышал имя Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что писатель прожил всего 45 лет, он успел очень многое.

Сегодня у нас урок-исследование, и вы, ребята поделены на исследовательские группы. Названия групп - «Биографы», «Литературоведы» и «Критики». На столах у вас лежат листы с заданиями. Выберите в группе главного и отвечающего. После того, как вы выполните задания, кто-то из вас должен будет представить результат работы всей группы. Постарайтесь распределить работу таким образов, чтобы все успеть и выполнить ее наиболее эффективно. Прежде чем приступить к работе, запишите в тетрадях число и тему урока.

  1. Выполнение заданий - 20 минут.

Задания:

Группа 1. Биографы

Подготовьте выступление по следующим критериям:

а) дата и место рождения, полное имя писателя;

б) обстоятельства жизни в детстве и юности;

в) трудовой путь писателя;

г) творчество (литература и кино).

Составьте коллаж о писателе, используя его фотографии и биографический материал.

Биографический материал (раздаточный):

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке - Куксина) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947-1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В армию Шукшина призывали служить из поселка Бутово Московской области.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе и пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Шукшин решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной

роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром. В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу - Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Первая книга Шукшина - «Сельские жители» - вышла в 1963 же году в издательстве «Молодая гвардия».

Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух из них сыграл главные роли ("Печки-лавочки" - 1972, "Калина красная" - 1974). Знаменательно, что триединство (сценарист - режиссер - актер) состоялось уже в первом его дипломном кинофильме "Из Лебяжьего сообщают" (1960). Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. Этому отчасти способствовали его кинофильмы, поскольку сценарии большинства из них строились на основе его рассказов, и театры, инсценировавшие его рассказы (Театр им. В. Маяковского - "Характеры", Малый театр - "Беседы при ясной луне" и др.).

Но В. Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей.

1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости. Болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Итак, мы видим, что жизнь Василия Шукшина была короткой, но яркой, наполненной трудом, творчеством и раздмьями о судьбах России. Его судьба может послужить примером любому человеку, ведь он благодаря своему труду, таланту добился заслуженной славы.

Группа 2 - Литературоведы

Задание.

Опираясь на прочитанные дома произведения и приводя примеры из текста, дайте характеристику героям Шукшина. Подготовьте выступление (с цитатами из авторского текста). Регламент выступления - 5 минут.

Форма ответа.

  1. Герои рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»:

а) Наум Евстигнеевич;

б) восьмиклассник Юрка.

  1. Главный герой рассказа «Сапожки».

  2. К чему стремятся герои Шукшина?

(поделитесь по двое и проанализируйте каждого героя согласно плану. Выберите 1 выступающего от вашей группы из 6 человек).

План анализа

  1. Возраст, внешность, род деятельности

  2. Образ жизни

  3. Интересы. Жизненная цель (если есть).

Вот мы услышали, какими были герои двух рассказов В. М. Шукшина. То, какими они предстают в рассказе глазам обыкновенного читателя. А теперь давайте послушаем мнение наших критиков, которые работали с дополнительным материалом и должны были увидеть в этих персонажах нечто новое.

Критики. 3 группа.

Задание:

1. Используя данный ниже материал, подготовьте выступление с характеристикой героев В. М. Шукшина. Докажите справедливость мнений критиков (см. ниже), используя тексты рассказов «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки». Составьте общий портрет героя В. М. Шукшина (по двум рассказам):

1) какой образ жизни ведет герой В. Шукшина?

2)какие идеалы преследует?

2. Найдите определение слова «чудик» в словаре. Как вы думаете, кому-то из шукшинских героев подходит данное определение?

3. Нарисуйте портрет героя Шукшина - «чудика».

Материал для критиков:

По мнению критиков, шукшинский герой "в кирзовых сапогах" (С. Залыгин) "пылит по проселочным дорогам" (Л. Аннинский). Алтайских шоферов, механиков, трактористов писатель хорошо знал и нередко встречал на Чуйском тракте, ведущем от города Бийска до монгольской границы, проходящем мимо деревни Сростки, расположенной в предгорной Алтайской степи, на берегу реки Катуни. Сейчас о родной деревне писателя Сростки говорят как о музее Шукшина под открытым небом.

Герои Шукшина из той "шукшинской жизни", которую прожил сам писатель. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое "в кирзовых сапогах", о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, - душа. "Меня больше интересует "история души", и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует", - говорил Шукшин. Но и не всякая "душа" близка писателю. "...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно... - писал Шукшин. - Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа".

Человек-недогматик (т. е. ведущий себя вопреки общепринятым традициям) в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего. Шукшин написал достаточно много рассказов об этих людях ("Мастер", "Выбираю деревню на жительство", "Микроскоп", "Штрихи к портрету", "Алеша Бесконвойный" и др.); более того, именно об этих людях его кинофильм "Странные люди" (1969), в который вошли его новеллы: "Чудик" (в сценарии - "Братка"), "Миль пардон, мадам" (в кино - "Роковой выстрел"), "Думы". Определение этому герою критики взяли из прозы самого Шукшина - чудик.

Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие. Как и Чехов, он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий.Герои книг и фильмов Шукшина - это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.Многих его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глбокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»

Толковый словарь Ожегова

Чудик

-а, м, (прост.). То же, что чудак.

Чудак

-а, м. Странный, чудной человек-* Чудак-человек (разг.) - доброжелательно о чудаке (обычно в обращении). Да пойми ты, чудак-человек, для тебя же стараюсь! II ж. чудачка,-и.

Чудак`Толковый словарь Кузнецова`

чудак

ЧУДА́К -а; м. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих.Прослыть чудаком. Чудаком (усилит.). Чудак-человек (разг.). // Глупый, тупой человек; дурак.

Чуда́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Вот ч.! Чудачи́на, -ы; ж. Усилит. Чудачо́к, -чка́; м. Смягчит.

6. Ответы учеников - 15 минут.

7. Ответьте на проблемный вопрос: как вы считаете, в произведении В. Шукшина присутствует конфликт города и деревни?

(учащиеся должны прийти к выводу, что такого конфликта в творчестве В. М. Шукшина нет)

8. Письменное задание. Напишите эссе на тему: «Как вы считаете, зачем нашему обществу нужны «чудики»?»

Ответы учеников. Проблемный вопрос: в каком из прочитанных произведений вы сталкивались с похожим типом героя - «странного человека», «чудика»?

9. Оценивание учеников.

10. Домашнее задание. Прочитайте в хрестоматии сказку А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

© 2010-2022