Тексты для комплексного анализа по темам Фонетика, Словообразование, Морфология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ текста по теме: "Фонетика" (10-11-й класс)

Внутренние поля

Это был стари(н,нн)ый трёх…этажный особняк. Его просторные гости(н,нн)ые залы будуары и кабинеты сохр…нили тайну и оч…рование времени. Проходя по анф…ладам р…скошных комнат вы обращаете внимание на га(л,лл)ерею портретов пр…надлежащих кисти (не)без…звестных художников.

Вот парадный портрет царского ад…ютанта одетого в тка(н,нн)ый золотом из…ска(н, нн)ый мундир. По лицу горд…ливой позе вы понимаете перед вами человек (не) привыкший проигрывать отступать перед пр…пятствиями . Он всегда впереди в авангарде войска и уверен что ар…ергард место неудачников. Живописец настолько иску (с, сс)но изобразил знатного в…льможу что кажется он вот-вот сойдёт с п…едестала и звеня шпорами пройдётся по залу.

За фигурой ад…ютанта являющейся композицио(н,нн)ым центром картины видна мраморная коло(н,нн)а с барел…ефом. Внимательно пр…глядевшись вы увид…те на барел..ефе изобр…жения Юпитера и Марса бога войны. Тяж…лая барх…тная порт…ера которая является не только деталью но и фоном подчёркивает контраст тонов и бл…городство фигуры. Художник использовал богатую и насыще(н,нн) ую п…литру красок здесь б…гря(н,нн)ый золотой пурпурный (бело)снежный и (иссиня)чёрный цвета. Такой к…лорит пр…влекает внимание зрителя помогает почувствовать символику деталей. Какой(то) сверх…естественной силой веет от этого полотна!

Задания к тексту:

1. Озаглавьте текст.
2. Определите тип и стиль речи.
3. Сформулируйте основную идею текста.
4.Определите лексическое значение выделенных слов.
5.Какими примерами можно проиллюстрировать правило "Правописание Ъ и Ь знаков"?
6.Выпишите 2-3 примера слов, где звуков больше, чем букв.
7.Из первого абзаца выпишите все слова, в которых все звуки звонкие.
8. Расставьте ударение в словах:

Баловать, кремень, мастерски, кухонный, заплесневеть, начата, звонит, крапива, ржаветь.

*Чем барельеф отличается от горельефа?

** В каких произведениях русской классики вы могли бы встретить подобный текст?

Комплексный анализ текста по теме "Словообразование" (10-11-й класс).

Внутренние поля

Мы пр…ходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утв…рдить создать её .

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по)тому что увид…л глубину л…зурного неба б…гровый закат пред ветре(н,нн)ым днём тр…петание марева над гор…зонтом журавли(н,нн)ую стаю отр…жение солнца в м…риадах капель утре(н,нн)ей р…сы серые нити дождя в пасмурный день. Ост…новись и ты в изумлении… перед красотой и в твоём сердце ра(с,сс)цветёт благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по)тому что он услышал ш…пот листьев переливысеребря(н,нн)ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе ш…рох снежинок и стон метели ласковое пл…сканье волны- услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудес…ную музыку жизни.Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой береги её.

Задание к тексту:

1.Сформулируйте основную мысль текста.
2.Выпишите 2-3 примера слов, образованных приставочным способом.
3.Определите способ образования выделенных слов.
4.Выпишите слова, не имеющие окончания.
5. Приведите примеры слов, в которых был бы суффикс - ий и окончание - ий.
6.Дайте толкование слову "мириады".
7. Прилагательные каких разрядов использованы в тексте? Приведите примеры.
8.Какие из перечисленных художественных средств использованы в тексте: метафора, оксюморон, гипербола, эпитет, анафора, антитеза? Приведите примеры.

*Вставьте пропущенные буквы и разберите по составу слова :

Ин…екция, об…ём, ад…ютант.

**Запишите фразеологизм со словом "мириады".



Комплексный анализ текста по теме "Морфология" (10-11-й класс).

Внутренние поля

Вопрос о том как вести себя в обществе может на первый взгляд пок…заться сущим пуст…ком. Однако

(н…)что (не)пр…обр…тается с таким трудом и (н…)что столь (не)важно как хорошие м…неры которые (не) имеют (ни)чего общего (н…) с натянутой церемо(н,нн)остью (н…) с наглой развязностью (н…) с (не)лепой застенчивостью. (Не)которая доля …держа(н,нн)ости всегда бывает нужна точно так(же) как соверше(н,нн)о необходима извес…ная степень твёрдости.

Во всём что ты говориш… следует быть точным яс…ным и определё(н,нн)ым иначе (в)место того что(бы) развлеч… других или что(то) им сообщить ты только затуман…шь им головы.

Чем(бы) тебе (н…)пр…ходилось заниматься делай это как следует не (кое)как. Доб…райся до сути вещей. Всё сдела(н,нн)ое (на)половину на мой взгляд (во)все (не)сдела(н,нн)о. Даже хуже ибо такое (не)редко может ввести в заблуждение. (По Ф.Честерфилду)

Задание к тексту:

1.Какова тема данного текста?
2.Какова основная мысль текста?
3. Определите тип текста.
4. Местоимения каких разрядов использованы в тексте? Приведите примеры.
5. Выпишите устаревший союз.
6.Выпишите краткое причастие и определите его синтаксическую роль.
7.Произведите морфологический разбор выделенных слов.
8.Подберите синонимы к слову "застенчивость".
9.Подберите однокоренные слова к слову "манеры".

*Укажите неверное объяснение написания слова:

  1. решЁн- суффикс страдательного причастия прошедшего времени -ЁН-

  2. Сделать- неизменяемая на письме приставка С-

  3. рАстереть - пишется А, так как дальше следует сочетание СТ

  4. борЮтся- окончание глагола первого спряжении

**Кто такой лорд Честерфилд и почему он писал своему сыну письма, отрывок из которого вы анализировали?

Комплексный анализ текста "Синтаксис и пунктуация" (11-й класс)

Внутренние поля

Темнеет. К ночи поднимается в…юга.

Кроме таинстве(н,нн)ых огоньков в (полу)версте (ни)чего не видно (в)переди. Хорошо ещё что морозно и ветер легко …дувает ж…сткий снежок. Но (за)то он б…ёт в лицо засыпает с ш…пеньем пр…дорожные дубовые ветки отрывает их почерневшие листья и глядя на них чу…ствуеш… себя затеря(н,нн)ым в пусты(н,нн)о м мире среди вечных северных сумерек.

В поле (в)далеке от проезжих путей стоит хутор. Далее деревенька которая когда(то) была близ хутора гнездит…ся теперь в…рстах пяти(восьми) от него. Хутор давным(давно) наименовали Лучезаровкой.

Лучезаровка! Шумит как море ветер вокруг неё и на дворе по высоким сине(белым) сугробам как по могильным холмам курит…ся позёмка. Эти сугробы окруже(н,нн)ы далеко друг от друга ра…броса(н,нн)ыми постройками. Все постройки на стари(н,нн)ый лад дли(н,нн)ые и низкие. На доме большая соломе(н,нн)ая крыша почернела от времени.

Кажет…ся что усадьба вым…рла (ни)каких признаков человеч..его жилья (н…)одного следа во дворе (н…) одного звука живой речи. Всё спит безжизне(н,нн)ым сном и только бродящие по ночам волки приходят из лугов по саду к самому б…лкону ( По И.Бунину).

Задание к тексту:

1.Определите стиль и тип речи.
2.Выпишите по 2 примера словосочетаний с разными типами связи.
3.Выпишите обособленное обстоятельство.
4.Выпишите распространённое безличное предложение.
5.Отметьте сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
6.Какой тип связи использован в словосочетаниях: ИХ ЛИСТЬЯ, ОТРЫВАЕТ ЛИСТЬЯ?
7.Выпишите одно предложение с составным именным сказуемым.
8.Выпишите из текста сравнения.

* Составьте словосочетания по типу управления с данными словами: гарантия, винить, горевать.

** Составить минитексты со словосочетаниями : заслужить награду, неверие в победу, памятник неизвестному солдату, памятник скульптора, удостоить награды, удостоить вниманием.

***Назовите произведения И.Бунина, посвящённые русской природе.


© 2010-2022