Технологическая карта урока литературы

Предлагаю технологическую карту урока литературы для учащихся 6 класса по творчеству Антона Павловича Чехова на тему "Какого человека Чехов называет "хамелеоном"?" (по рассказу "Хамелеон"). Урок разработан согласно требованиям ФГОС.  Тип урока: урок новых знаний: знакомство с художественным произведением. Технология: чтение с остановками Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение таблицы, опережа-ющее задание. Оборудование: мульт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»











Методическая разработка урока литературы в 6 классе



Тема: «Какого человека Чехов называет хамелеоном?»









Разработала: учитель русского языка и литературы

Очирова Т.А.



2014-2015уч. год.

Технологическая карта урока

Учитель: Очирова Т.А.

Предмет: литература

Класс: 6 «А»

Тема урока: «Какого человека Чехов называет хамелеоном» (рассказ «Хамелеон»)

Цели урока:

- познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»

- формирование умения:

. работать в группе;

• графически оформлять материал;

• творчески перерабатывать полученную информацию.

• определить идейное содержание рассказа А.П. Чехова, особенности характера героя чеховского произведения.

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

- закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Образовательные:

  • познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»;

  • формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Воспитательные:

  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока: урок новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Технология: чтение с остановками

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение таблицы, опережающее задание.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст, таблица), аудиозапись текста ( отрывок из «Хамелеона»)



п/п

Этапы

работы

Содержание этапа


I.

Стадия

вызова.

Задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивн

е

Личностные

Задает учащимся вопросы, называет тему урока, использует прием «прогнозирование по названию», дает краткую информацию о повести.

Отвечают на вопросы, прогнозируют сюжет незнакомого произведения по названию, Записывают тему урока.

Извлечение необходимой информации и ее использование,

конструирование предполагаемого текста по названию.

Определение целей, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Целеполагание.

Самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявлять интерес к изучения темы.

Содержание урока

Время

- Обратите внимание на доску. Что изображено на экране? (хамелеон). Что это за животное и в чем его особенность?

Проводится словарная работа.

Хамелеон - животное, относящееся к классу пресмыкающиеся, отряду чешуйчатые, обитают в Северной Африке, Южной Испании, Индии и ряде других мест с жарким, сухим климатом. Хамелеоны известны своей удивительной способностью - менять цвет кожи в соответствии с цветом окружающей среды. Это происходит из-за сокращения или расширения особых пигментных клеток, которые находятся в коже по всему телу. Такой приспособительный и защитный механизм отлично защищает хамелеона от нападок хищников. Изменение окраски кожи происходит также при испуге, изменении температуры окружающей среды, освещенности.

(затем на экране появляется портрет А.П.Чехова). Ребята, скажите, пожалуйста, как связаны между собой эти два изображения? (ответы детей. )

- Есть ли у Чехова рассказы о животных? А о чем он писал?

- Почему рассказ называется «Хамелеон»? Предположите.

- Давайте сформулируем тему нашего урока. «Какого человека Чехов называет хамелеоном?»

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем с вами рассказ Чехова, написанный им в 1884 году.



.

Всего:

5 мин.

II.

Стадия осмысления.

Задачи: развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Ф

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Предлагает алгоритм работы:

1.чтение текста от «остановки до остановки»;
2.«вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке»;
3. «ответ - предположение, его обоснование».

Задает вопросы после каждого отрывка с целью анализа прочитанного.

Индивидуальное чтение текста небольшими отрывками. После прочтения части учащиеся анализируют данный отрывок с использованием вопросов.

Поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение.

Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, выделение ключевых слов и их обоснование.

Планирование, прогнозирование, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принятие решений. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сотрудничество в поиске информации.

Самоопределение,

смыслообразование.

Содержание урока

Время

Чтение с остановками

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

- Так ты кусаться, окаянная?-слышит вдруг Очумелов…

Вопросы:

- Кто герой рассказа? (Очумелов, полицейский надзиратель )

- Кто такой полицейский надзиратель? (Если дети не знают, проводим словарную работу:

Полицейский надзиратель - полицейский, который следит, надзирает за порядком.

- Место действия? (базарная площадь)

- Как автор определил жанр произведения? (Рассказ)

- Какая часть рассказа перед нами? (Экспозиция, начало завязки - но вдруг)

- Что же могло произойти? Какова завязка произведения?

- Проверим, правы ли вы. Чтение второй логической части.

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. за ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Итак, появляется еще один герой. Кто? (человек, который гонится за собакой )

- Как вы думаете, полицейский надзиратель Очумелов обратит внимание на это происшествие? Почему?

- Давайте посмотрим, верны ли ваши предположения.

Чтение третьей части.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.

В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…-начинает Хрюкин, кашляя в кулак.- Насчет дров с Митрий Митричем,-и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому-я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть..

- Что произошло? (ответы учащихся)

Работа в группах

1. Почему у одного из персонажей фамилия Хрюкин? Каким может быть человек? Предположите.

2. Чью сторону в назревающем конфликте поддержит Очумелов?

3. Предположите, почему « в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».

(время на выполнение 1 минута)

Чтение следующей части.

- Гм! ..Хорошо…-говорит Очумелов строго, кашля и шевеля бровями.-Хорошо…Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака т прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная…Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

Задание для всех. (выполняет один ученик в каждой группе). Подчеркните ключевые слова, при помощи которых Очумелов характеризует собаку.

Впишите их в таблицу: собака - …

Слова Очумелова…

Собака…

В начале рассказа

В середине текста

В конце рассказа

- Продолжите наблюдение над текстом. Меняется ли ваше представление о ситуации? А представление Очумелова? Что будет происходить дальше?

Детям предлагается прослушать аудиозапись

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

- Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой. - У генерала таких нет. У него все больше лягавые…

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие…

- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.

- Что говорит о законе полицейский надзиратель? Подчеркните эти слова в тексте. Какой вопрос все время занимает толпу? ( Чья собака? )

Чтение следующей части.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло... Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Вопросы: - Как теперь характеризует собаку Очумелов?

- Предположите, как сейчас поведет себя надзиратель?

Чтение последней части.

- И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все.

Работа в группах. Предположите:

1. Кто победит в конфликте?

2. Какая судьба ждет собаку?

3. Оцените поведение Очумелова с позиции нравственности

- Это не наша, - продолжает Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости…

- Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцик этакий…

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

- Ожидаемо ли было развитие ситуации? Над чем хохочет толпа? Почему Хрюкину не сочувствуют?

Вернемся к нашей таблице с ключевыми словами.

- Можно ли проследить по ключевым словам , как меняется отношение Очумелова к конфликтной ситуации? Почему он так часто меняет свое мнение ?

- Как ему следовало действовать? (Очумелов вообще не должен выяснять, чья собака, а должен узнать, кто виноват)

- На что направлены действия и мысли Очумелова во время всех его изменений? (Они направлены только на одно: обезопасить и выгородить себя, сущность «дела» его не интересует) Хорошо ли это?


Всего:

25 мин.

III.

Рефлексия.

Задачи:

- побудить учащихся к целостному осмыслению полученной информации; обобщению полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.



Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Возвращает учащихся к первоначальным предположениям, помогает установить причинно-следственные связи между блоками информации;

- помогает учащимся творчески переработать, проанализировать полученную информацию.

Соотносят новую информацию со старой, используя знания актуализированные на стадии осмысления;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства.

Обобщение, подведение под понятие, постановка и формирование проблемы.

Умение слушать, принятие решения и его реализации.

Саморегуляция.

Самоопределение

Содержание урока

Время

Рефлексия.

Вывод

- Мы прочитали рассказ «Хамелеон». Давайте вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос «Так какого же человека Чехов называет хамелеоном? И почему?»

Закончить урок , выполнив задания. (работа в группах)

1. Можем ли мы сейчас в 21 веке встретить «чеховского хамелеона?» (1группа)

2. Выразите свое отношение к рассказу через хокку. (2 группа)

3. Составьте синквейн на тему: «Хамелеон» (3 группа)

Домашнее задание. Напишите эссе: «Человек - хамелеон: какой он?

Всего:

10 мин.


Итого:

40 мин.

13


© 2010-2022