2015 год - Год литературы в России

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: 2015 год - Год литератур в России

Дата: 5.02.2015 год

Учителя: Трапезникова Л.А. и Шишкина С.Н.

МБОУ СОШ с. Рухтино

Классы: 5, 8, 11.

Цели задачи урока:

Образовательные: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова, познакомить с писателями-юбилярами.

Развивающие: практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; учить приобретать навыки работы в сотрудничестве; развивать устную речь обучающихся (монолог и диалог), совершенствовать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитать уважение и бережное отношение к употреблению слова; способствовать сплочению коллектива.

Оборудование:

- книжная выставка,

- презентация, проектор, компьютер, колонки,

- трибуна.

- портреты писателей и поэтов,

- эмблема года,

- эпиграф.

Предварительная подготовка:

  1. Найти и выучить высказывания о литературе.

  2. Подготовить выразительное чтение стихов и сообщение о свой любимой книге.

Эпиграф к уроку:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом

погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы

и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

И. А. Бунин.

Ход урока.

Организационный момент.

Целеполагание

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в 2015 году.

Как вы думаете, почему было принято такое решение?

Проблема чтения детей, подростков и даже взрослых актуальна сегодня, как никогда. Дети стали читать меньше. Произведения литературы современному юношеству, к сожалению, уже не так интересны. Наша задача - помочь сориентироваться во всем многообразии современной детской литературы, помочь выбрать самые интересные, познавательные книги. Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками, уже никогда не откажется от книги. И мы станем вновь самой «читающей» страной в мире! И Год литературы - это большой шаг в этом направлении!

В каждой семье должна быть библиотека. Увас есть своя библиотека

Попросите родителей, чтобы они покупали вам книги, выписывали журналы. Какие детские журналы вы знаете?

Мы должны сохранить свою культуру, свой язык, свою литературу, тогда сохраним себя как нация, как народ.

Работа над эпиграфом к уроку

Иван Бунин

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Беседа с обучающимися

2015 год - Год литературы в России, ребята, а что такое литература? Что такое художественная литература?

Давайте посмотрим, как отвечают на вопрос о том, что такое литература писатели, поэты?

2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в России



Сообщения обучающихся

Прослушаем, какие высказывания о литературе подготовили вы. (Выступление ребят)

Кроме литературы, чем и дышать,

Опускаясь на дно морское…

М.Щербаков.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей. Чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… »

В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

Д. Лихачев.

В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Петрарка

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости.

Н.Г.Чернышевский


- Исходя из прочитанного, сделайте вывод. (Литература - это такой вид искусства, который затрагивает душу человека, пробуждает в нем «чувства добрые», заставляет поверить в собственные силы, умеет увидеть в человеке Человека, это целый мир, это отражение нашей жизни со всем ее хорошим и горьким. Настоящее произведение искусства бессмертно)

Беседа с обучающимися

А каким же должен быть писателем, чтобы его творение осталось жить в веках? Какими качествами должен обладать настоящий писатель? (ответы учащихся). Можно ли научиться быть писателем? (ответы учащихся).

Давайте посмотрим, как отвечают на вопрос писатели, поэты?

2015 год - Год литературы в России«Я - школяр», «подмастерье» (О. Хайям)

2015 год - Год литературы в России«Я - хранитель твоему добру» (М. Цветаева)

п2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в России2015 год - Год литературы в Россииисатель работает «во Имя» (А. Блок)

работает, пропуская через душу (Н.Гоголь)

«чувствует за других» (У. Моэм)

Должен изобразить мир таким, как есть (правдивость) (Д. Байрон)

- Давайте подытожим мнения самих писателей о своем труде. Вернемся к вопросу о том, можно ли научиться писать книги? (Труд художника - это данность свыше, этот талант проявляется в необычной прозорливости, пророчестве, свойственном поэту, писателю, в способности жертвовать собой ради истины, красоты. Научиться этому нельзя, это Божий дар)

Давайте назовем писателей и поэтов, которые в 2015 году отмечают свой юбилей. (Презентация писатели-юбиляры)

Ян­варь
5 ян­ва­ря - 95 лет со дня рож­де­ния Слад­ко­ва Н.И. (1920 - 1996), рус­ско­го пи­са­те­ля.

15 ян­ва­ря - 220 лет со дня рож­де­ния Гри­бо­едо­ва А.С. (1795 - 1829), рус­ско­го пи­са­те­ля.
15 ян­ва­ря - 90 лет со дня рож­де­ния рус­ско­го пи­са­те­ля Ев­ге­ния Ива­но­ви­ча Но­со­ва (1925-​2002).
19 ян­ва­ря - 140 лет со дня рож­де­ния Чар­ской Л.А. (1875 - 1937), рус­ской пи­са­тель­ни­цы, ак­три­сы.
29 ян­ва­ря - 155 лет со дня рож­де­ния Че­хо­ва А.П. (1860 - 1904), рус­ско­го пи­са­те­ля, дра­ма­тур­га.
Фев­раль
2 фев­ра­ля - 160 лет со дня рож­де­ния Гар­ши­на В.М. (1855 - 1888), рус­ско­го пи­са­те­ля, кри­ти­ка.
6 марта - 200 лет ис­пол­ня­ет­ся со дня рож­де­ния рус­ско­го пи­са­те­ля и поэта Петра Пав­ло­ви­ча Ер­шо­ва (1815-​1869).
Ап­рель
14 ап­ре­ля - 270 лет со дня рож­де­ния Де­ни­са Ива­но­ви­ча Фон­ви­зи­на (1745 - 1792).
Май
5 мая - 105 лет со дня рож­де­ния Берг­гольц О.Ф. (1910 - 1975), рус­ской по­этес­сы.
24 мая - 110 лет со дня рож­де­ния Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча Шо­ло­хо­ва

Июнь
21 июня - 105 лет со дня рож­де­ния Алек­сандра Три­фо­но­ви­ча Твар­дов­ско­го (1910-​1971).
Ав­густ

23 ав­гу­ста - 135 лет со дня рож­де­ния Грина, А.С. (1880 - 1932), рус­ско­го пи­са­те­ля.
28 ав­гу­ста - 90 лет со дня рож­де­ния Стру­гац­ко­го А.М. (1925 - 1991), рус­ско­го пи­са­те­ля.
Сен­тябрь
7 сен­тяб­ря - 145 лет со дня рож­де­ния Куп­ри­на А.И. (1870 - 1938), рус­ско­го пи­са­те­ля.
Ок­тябрь
3 ок­тяб­ря - 120 лет со дня рож­де­ния Есе­ни­на С.А. (1895 - 1925), рус­ско­го поэта.
22 ок­тяб­ря - 145 лет со дня рож­де­ния Бу­ни­на И.А. (1870 - 1953) рус­ско­го пи­са­те­ля.

Но­ябрь
но­ябрь (по др. дан­ным де­кабрь) - 195 лет со дня рож­де­ния Фета А.А. ( 1820-​1892) , рус­ско­го поэта.
28 но­яб­ря - 135 лет со дня рож­де­ния Блока А.А. (1880 - 1921), рус­ско­го поэта.

В нашей школе есть ребята, которые сами пишут стихи, участвуют в конкурсах в школе, в районе, в республике. Слово предоставляется Манкевич Екатерине и Кирякову Александру. (Выступление ребят)

Выразительное чтение стихов

Беседа с обучающимися

- Не менее талантливым должен быть и читатель.

Какими качествами должен обладать читатель?

Именно за Читателем - «в большом, собирательном значении этого слова - остаётся последнее слово в оценке литературного произведения» (С. Маршак)

-Так, Читатель, оказывается, должен быть не менее талантливым, чем писатель. Давайте учиться этому на уроках литературы, дома, в библиотеках.

Сообщения обучающихся

А какие книги читаете вы? Расскажите о книгах, которые вы читаете в настоящий момент. (Выступление ребят)

У нас в библиотеке очень много интересных книг, с некоторыми из них мы хотим вас познакомить. (Книжная выставка)

Сейчас мы предоставляет вам возможность прочитать стихи о книге, литературе, чтении, свои любимые стихи

Сообщения обучающихся

Итог

Литература дает богатый опыт для жизни. Делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, понимание жизни, воспитывает нас нравственно, духовно, развивает чувства патриотизма, любви к ближним, обогащает нашу речь, словарный запас.

Давайте ребята дадим друг другу слово, что в Год литературы будем больше читать, посещать библиотеку. Мы надеемся, что книга станет вашим настоящим другом и помощником.

- Необходимы ли вам на подобные сегодняшней теме беседы?

- Помог ли сегодняшний урок?










Книга
Баришевский К.
Книга, как птица,-
Может весь мир облететь.
Книга - царица -
Может сердцам повелеть.
Книга - богиня -
Чудо свершает порой.
Книга - рабыня -
Часто проходит сквозь строй.

Борис Слуцкий
Сколько книг прочтено - не имеет значения,
но имеет значение очень давно
ежедневное, ежевечернее чтение,
еженощное - с лампой зажженной - в окно.
И пока круг от лампы на круглом столе
выключается только на позднем рассвете,
все в порядке на круглой и светлой Земле,
населенной читателями планете.

Книги добру научили меня,
Книги дарили надежду и силу
И помогали, как будто родня,
В дни, когда все мне казалось немилым.
Много их было, нелегких минут,
Много их было, тревог и сомнений.
Но поняла я: коль книги живут,
Не прерывается связь поколений.
И не умрет в наших душах мечта,
И сохранится любовь на планете.
Пусть будут книги повсюду, всегда!
Пусть они нам, будто солнышко, светят!

Л. Охотницкая
Я книги выбираю с наслажденьем -
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая - как будто человек.
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.
На Севере могу я побывать
И в тропиках - там, где растут бананы.
Какая радость - открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая
Рождается слово. Рождается стих,
И я вместе с ними рождаюсь,
Полжизни живу среди множества книг,
Как с близкими, с ними общаюсь.
Поэты, писатели разных веков
Со мной постоянно повсюду.
Они где-то там - далеко, далеко,
Но все-таки рядом. Вот чудо!
Я много читала, Я много прочту,
Пойму что-то важное, значит.
Мне радостно: книги всегда на виду.
Какая большая удача!

Л. Охотницкая
Советуем прочитать
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу пробежать!
Да-да! Читать - ходить глазами:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись, раз, другой… И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли -
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать -
Как бегать, прыгать… Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы…
Ведь необъятен и велик,
Как небо, - мир волшебных книг!
А. Усачев


© 2010-2022