- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса Культура речи. 9 класс
Программа элективного курса Культура речи. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевцова И.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа разработана на основе:
-
Закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Приказ МОН РФ № 576 от 8.06. 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 31.03.2014 г. № 253».
-
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Элективные курсы. Автор: С.И.Львова. М., «Мнемозина», 2008.
-
Устав МБОУ СОШ № 49 г. Шахты.
-
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 49 г.Шахты на 2015-2020 у.г.
Цели и задачи обучения
Цель изучения курса - формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
РАЗДЕЛ 2.Общая характеристика предмета
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса:
одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Место предмета в учебном плане: согласно учебному плану МБОУ СОШ №49 на изучение спецкурса в классе отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа в год
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка. Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.
Тема 2. Культура речи. Ее предмет и задачи. Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Закрепление представления о составляющих культуры речи. Слово - основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.
Тема 3. Языковая норма. Наличие норм - важнейший признак литературного языка.Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.
Тема 4. Коммуникативные качества речи. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой. Многословие и речевая недостаточность. Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность - результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, эллипсис. Практическая работа в группах.
Тема №5. Виды речи. Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.
Тема № 6. Фигуры речи. Выразительные средства языка. Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями. Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.
Тема № 7. Орфоэпические нормы. Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.
Тема № 8. Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов.
Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.
Тема № 9. Зачетная работа по результатам изучения курса. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).
РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
2. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство "Экзамен", 2010. - 159 с.
Интернет-ресурсы:
sork.ru - Словарь сокращений русского языка
megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова
slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)
gramota.ru - Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
ruscenter.ru - РОФ «Центр развития русского языка»
1september.ru - Электронные версии газеты «Русский язык»
slovesnikk.ru - Сайт о русской словесности
ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
edu.ru - образовательный портал
center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
РАЗДЕЛ 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА, ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Введение данного курса должно способствовать:
-
качественному повышению уровня речевой культуры обучающихся;
-
формированию коммуникативной компетенции (организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
-
расширению культурного уровня обучающихся, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.
Обучающиеся:
-
В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Обучающиеся будут уметь:
-
Правильно подбирать лексические понятия;
-
Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
-
создавать собственные высказывания;
-
сохранять стиль речи до конца высказывания;
-
грамматически правильно выстраивать свою речь;
-
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Обучающиеся приобретут навыки:
-
работы над благозвучием собственной речи;
-
составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
В процессе преподавания данного курса, помимо предметных, я ориентируюсь и на метапредметные образовательные функции родного языка.
Метапредметные результаты:
-
владение видами речевой деятельности;
-
способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
-
взаимодействие в процессе речевого общения;
-
овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные результаты:
-
понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
-
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.
-
достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение культурного речевого общения).
Формы подведения итогов реализации программы
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа в форме конференции, где обучающиеся продемонстрируют публичное выступление, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи), и тестирование.
Календарно - тематическое планирование
Дата(план)
Дата (факт)
№ занятия
Наименование раздела
Наименование темы
Виды деятельности
учащихся
Вид и форма
занятий
Контроль
1
Знакомство с курсом.
Знакомство с курсом. Презентация курса. Определение основных направлений в работе.
Заполнение анкеты.
Коллективное составление схемы «Структура языка».
Лекция с использованием коллективной формы работы
Анкетирование
2
Культура речи. Ее предмет и задачи
Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи.
Выполнение упражнений по культуре речи.
Индивидуально-групповая форма
Термино логический диктант по нормам русского языка
3
Слово - основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.
Выполнение упражнений по культуре речи.
Урок-практикум
Анализ речевых ошибок.
4
Языковая норма
Наличие норм - важнейший признак литературного языка.
Коллективное составление схемы «Нормы литературного языка».
Лекция с использованием коллективной формы работы
Анализ текста
5
Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.
Работа с текстами
Групповой практикум
Анализ текста
6
Коммуникативные качества речи.
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.
Редактирование (работа с текстами) и составление собственных текстов
Урок-дискуссия
Анализ текста
7
Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с разностилевой и бранной лексикой.
Редактирование (работа с текстами) и составление собственных текстов
Урок-дискуссия
Анализ текста
8
Многословие и речевая недостаточность.
Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия.
Практическая работа в группах по устранению лексических ошибок (лишних слов в речи, тавтологии, неуместного повторения слов и т.д.)
Практическая работа в группах
Анализ текста
9
Речевая недостаточность - результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.
Практическая работа в группах по устранению лексических ошибок (лишних слов в речи, тавтологии, неуместного повторения слов и т.д.)
Практическая работа в группах
Анализ текста
10
Виды речи.
Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия.
Создание проектов: текст-приветствие; информационный текст.
Семинар-практикум
Защита проектов
11
Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание.
Создание проектов: текст-приветствие; информационный текст.
Семинар-практикум
Защита проектов
12
Фигуры речи. Выразительные средства языка
Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.
Составление словаря-справочника литературоведческих терминов
Индивидуально-групповой практикум
Создание словарей.
13
Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности.
Работа с текстами
Групповой практикум
Анализ текста
14
Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.
Работа с текстами
Групповой практикум
Анализ текста
15
Орфоэпические нормы
Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.
Выполнение упражнений по культуре речи.
Групповая и индивидуальная работа
Анализ текста
16
Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Составление таблицы «Особенности функциональных стилей литератур-ного языка». Работа с текстом
Лекция с использованием коллективной формы работы.
Анализ текста
17
Разговорный стиль. Художественный стиль.
Составление таблицы «Особенности функциональных стилей литератур-ного языка». Работа с текстом
Лекция с использованием коллективной формы работы.
Анализ текста
18
Стилистическая уместность употребления слов.
Составление таблицы «Особенности функциональных стилей литератур-ного языка». Работа с текстом
Лекция с использованием коллективной формы работы.
Анализ текста
19
Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
Выполнение упражнений
Индивидуально-групповая работа
Анализ текста
20
Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах
Защита проектов
21
Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах
Защита проектов
22
Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах
Защита проектов
23
Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах
Защита проектов
24
Этический аспект культуры речи
Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Практическая работа в группах:
25
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушающего.
Практическая работа в группах: подбор текстов разных стилей.
Практическая работа в группах
Защита проектов
26
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Практическая работа в группах:
27
Роль невербальных средств в общении, их этикетная функция.
28
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах интернета.
Практическая работа в группах:
29
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Практическая работа в группах:
30
Зачетная работа
(конференция) по результатам изучения курса.
Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.
Составление собственных текстов
Контроль знаний
Публич-ное выступление
31
Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.
Составление собственных текстов
Контроль знаний
Публичное выступление
32
Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).
33
Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи).
34
Контрольный (итоговый) тест по курсу «Культура речи».
Зачетная работа
Контроль
знаний
Анкетирование
35
Итоговое занятие. Заполнение анкеты (рефлексия).
Анкетирование
3